Государство Израиль. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Государство Израиль. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Государство Израиль'''. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
+
-
 
+
-
Земля Израиля, обетованная Богом праотцам (см. [[Патриархи]]) еврейского народа, является средоточием святых и памятных мест [[Иудаизм|иудаизма]]. Главная святыня — [[Западная Стена|Западная стена]] (hа-Котел hа-маарави; в европейской традиции Стена плача), участок уцелевшей части храмового комплекса, уже в первые века после разрушения Иерусалимского [[Храм|храма]] стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма (см. [[Ава Девятое|Ава девятое]]) и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Стоя у древних камней стены, религиозный еврей находит в молитве также утешение своим повседневным горестям. Западная стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран [[Диаспора|диаспоры]]. К Стене плача ежегодно приходят миллионы молящихся и туристов. После воссоединения Иерусалима в 1967 г. сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста впервые вызываются к чтению [[Тора|Торы]] (см. [[Бар-Мицва|Бар-мицва]]), приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся торжественные церемонии в [[Независимости Израиля День|День независимости Израиля]] (5 [[Ияр|ияра]]) и в День освобождения Иерусалима (28 ияра). У Западной стены было проведено несколько публичных молебнов за евреев [[Советский Союз|Советского Союза]] и [[Узники Сиона|узников Сиона]].
+
-
 
+
-
Другие святыни, к которым тысячелетиями стекались на молитву евреи: [[Махпела Пещера|Махпела пещера]] в [[Хеврон|Хевроне]], в которой, по преданию, покоятся [[Авраам]], [[Сарра]], [[Исаак]], [[Ревекка]], [[Иаков]] и [[Лия]]; могила [[Рахиль|Рахили]] по дороге из Иерусалима в [[Бет-Лехем]]; гробница [[Иосиф|Иосифа]] в [[Шхем|Шхеме]]. На склоне горы [[Кармел]] находится так называемая пещера [[Илия|Илии]] (в которой, согласно легенде, пророк ночевал перед встречей с пророками Ваала); в Иерусалиме, по преданию, — гробница царя [[Давид|Давида]] на горе [[Сион]], пещера, в которой захоронены члены [[Синедрион|Синедриона]], а также могила [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]]. На горе [[Мерон]] в Галилее находится гробница [[Шимон Бар Иохай|Шимона бар Иохая]], ежегодно посещаемая в [[Лаг Ба-Омер|Лаг ба-омер]] сотнями тысяч молящихся. В [[Тверия|Тверии]] находятся гробницы [[Раббан|раббана]] [[Иоханан Бен Заккай|Иоханана бен Заккая]], рабби [[Акива|Акивы бен Иосефа]], рабби Меира Баал-hа-Неса (см. [[Меир]]), а также [[Маймонид|Маймонида]]. В [[Цфат|Цфате]] похоронены великие каббалисты (см. [[Каббала]]) 16 в. — hа-Ари (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Лурия Ицхак бен Шломо]]), раввин [[Кордоверо, Моше Бен Яаков|Моше Кордоверо]], раввин [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] и другие.
+
-
 
+
-
В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около семи тысяч официально зарегистрированных [[Синагога|синагог]]. Столь большое число молитвенных домов объясняется главным образом разнообразием [[Литургия|литургии]] различных этнических групп и религиозных течений. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение Закона. Число молящихся особенно значительно по [[Суббота|субботам]] и [[Праздники|праздникам]]. В [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] и [[Иом-Киппур]] синагогу посещает большинство еврейского населения страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге семейные праздники: обряды бракосочетания, [[Обрезание|обрезания]], бар-мицвы. Почти все конгрегации отмечают благодарственными молитвами День независимости Израиля и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и праздничную литургию включают молитву за благоденствие Израиля, за благополучие президента страны и ее армии.
+
-
 
+
-
В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского образования и учености. После [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства в Израиле были воссозданы [[Иешива|иешивы]] так называемого литовского типа (одна из наиболее знаменитых — Поневежская иешива в Бней-Браке) и обосновалось несколько хасидских (см. [[Хасидизм]]) «дворов». Иешивы этого типа быстро прижились в Израиле, что объясняется их близостью к иешивам старого [[Ишув|ишува]] Эрец-Исраэль, и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны. Звено, обеспечивающее тесную связь молодого поколения израильтян с миром иешив — сеть иешив [[Бней-Акива|Бней-Акива]] и других учебных заведений этого движения, иешивот тихониот, микцоиот и хаклаиот, в которых традиционное обучение сочетается с изучением общеобразовательных предметов или программой профессионального обучения, — было создано в конце 1940-х гг. и быстро окрепло. Многие из выпускников средних иешив (иешивот тихониот) продолжают изучать Закон в высших иешивах. Другой специфически израильский вид иешивы — так называемые иешивот хесдер, в которых четырехлетнее изучение Закона сочетается с военной подготовкой и несением действительной воинской службы. В связи с получившим распространение, начиная с 1960-х гг., явлением обращения к религии в Израиле возникли также иешивот баалей тшува (буквально `иешивы обратившихся к вере`) и параллельные учебно-воспитательные заведения для девушек хозрот би-тшува. Специфика сети иешивот для баалей тшува, существующих почти в каждом городе Израиля (наиболее известная — «Ор-самеах»), определяется тем, что их учащиеся обладают различным образовательным уровнем и являются выходцами из разных стран. Некоторые из этих иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и других стран, для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т. п.
+
-
 
+
-
Обосновавшиеся в стране «дворы» хасидских [[Цаддик|цаддиков]] династий [[Гур]], [[Вижниц]] и [[Белз]], каждая из которых насчитывает в Израиле приблизительно по тысяче семей приверженцев, имеют собственную сеть учебно-воспитательных заведений (от [[Хедер|хедеров]] до иешив), соответствующих духу и стилю жизни их идейных направлений. В Израиле действуют также учебные заведения хасидских течений, центры которых находятся за рубежом, — [[Хабад]] и Сатмар. Различные хасидские группы основали собственные кварталы в Иерусалиме и [[Бней-Брак|Бней-Браке]], а также в других городах Израиля: гурские — в [[Ашдод|Ашдоде]], [[Арад|Араде]] и в [[Хацор-hа-Глилит|Хацор hа-Глилит]], белзские — в Ашдоде, цанзские (см. [[Гальберштам|Гальберштам, хасидская династия]]) и клаузенбургские (см. [[Клуж]]) — в [[Нетания|Нетании]], хабадские — в [[Кфар-Хабад|Кфар-Хабаде]] и в [[Кирьят-Мал’ахи|Кирьят-Малахи]], вижницкие — в [[Хайфа|Хайфе]].
+
-
 
+
-
С основанием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]], являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов.
+
-
 
+
-
При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы (моацот датиот; к середине 1980-х гг. — свыше 200). В функции религиозных советов входит: устройство и содержание [[Микве|микве]], оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над [[Кашрут|кашрутом]] в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]) и т. п. Члены религиозного совета назначаются один раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий. Небольшие населенные пункты, которые не имеют собственных религиозных советов, получают соответствующие услуги через областные инстанции при содействии Министерства по делам религий.
+
-
 
+
-
Около ста [[Даян|даянов]] заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного статуса еврейских граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра (см. [[Гер]]). Наряду с общинно-религиозными учреждениями, субсидируемыми из государственного и муниципальных бюджетов, существуют параллельные учреждения hа-эда hа-харедит (см. ниже), содержащиеся на средства этой общины и пожертвования, поступающие из-за рубежа. Раввинские суды, созданные [[Наторей Карта|Наторей карта]], действуют в Иерусалиме и Бней-Браке. Они решают вопросы личного статуса и имущественные проблемы и предоставляют членам своей общины услуги (аналогично религиозным советам).
+
-
 
+
-
Общины [[Консервативный Иудаизм|консервативного иудаизма]] и [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] (возникли в Израиле в 1937 г. и 1957 г. соответственно) немногочисленны и, несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста, остаются периферийным явлением в религиозной жизни страны.
+
-
 
+
-
Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно небольшая часть населения Израиля требует абсолютного приоритета религиозного законодательства над государственным; также относительно невелика группа населения требующая полной секуляризации законодательства, вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината. Большинство же населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского колорита израильской государственности и общества. Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся еще до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.
+
-
 
+
-
Начиная со средних веков, евреи переселялись в Эрец-Исраэль, чтобы ожидать здесь прихода [[Мессия|Мессии]] и быть погребенными в Святой земле (главным образом на [[Масличная Гора|Масличной горе]]). Евреи Эрец-Исраэль жили автономными общинами (большей частью в четырех священных городах — Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии) со своими раввинами, религиозными судами (решавшими как гражданские тяжбы, так и галахические /см. [[Галаха]]/ вопросы), школами и благотворительными учреждениями.
+
-
 
+
-
С ростом ашкеназской общины некогда тесные связи между [[Ашкеназы|ашкеназами]] и [[Сефарды|сефардами]] ослабели. Старожилы и новоприбывшие группировались по странам происхождения, образуя колелим (см. [[Колел]]), с собственными раввинскими судами. Особый комитет при каждом колеле (в то время — единственная форма общинной организации) ведал распределением поступавших из-за границы средств (см. [[Халукка]]) между членами колела, большинство которых было малоимущими лицами преклонного возраста. К концу 19 в. сложились колелы выходцев из Северной Африки, Йемена, Халеба (Алеппо), Ирака, Ирана, Грузии, Бухары, Афганистана и Дагестана, а также более 30 колелов ашкеназов, делившихся к тому же на хасидов (см. [[Хасидизм]]) и [[Митнагдим|митнагдим]]. Важным источником доходов ашкеназских раввинов и других служителей культа была плата, взимаемая за [[Убой Ритуальный|убой ритуальный]] и удостоверения в кашерности мяса. Сефардская община владела участком под кладбище на Масличной горе. В 1858 г. ашкеназы приобрели там же свой участок, и было основано ашкеназское похоронное общество. В 1866 г. по инициативе [[Салант, Шмуэль|Ш. Саланта]] было создано объединение ашкеназских колелов, названное [[Кнесет-Исраэль]], управлявшее делами ашкеназской общины Иерусалима, в частности, уплатой налогов турецкому правительству, распределением халукки между семьями, не принадлежащими к какому-либо колелу, и т. п.
+
-
 
+
-
Высшим религиозным и судебным авторитетом еврейской общины в Эрец-Исраэль, признанным турецкими властями, был хахам-баши Иерусалима (носивший также титул ришон ле-Цион), избираемый руководством местной сефардской общины (см. [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]]). Ашкеназы, большинство которых, в отличие от сефардов, были иностранными подданными, обладали собственными раввинскими судами, образовательными и филантропическими учреждениями, в деятельность которых хахам-баши не вмешивался. За почти 70 лет (1841–1909) ашкеназская община Иерусалима выросла с 500 человек до 30 тыс. человек. Ее бесспорным главой был Ш. Салант, отказавшийся, однако, принять официальный статус. Назначение в 1904 г. раввина [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кука]], убежденного сиониста, раввином [[Яффа|Яффы]] и прилегающих еврейских поселений, произвело переворот в еврейской религиозной жизни. [[Уззиэль, Бенцион Меир Хай|Б. М. Х. Уззиэль]], назначенный в 1912 г. сефардским раввином Яффы, тоже поддерживал [[Сионизм|сионизм]]. Крайне ортодоксальные раввины [[Дискин, Моше Иехошуа Иехуда Лейб|М. Дискин]] и [[Зонненфельд, Иосеф Хаим Бен Аврахам Шломо|И. Х. Зонненфельд]] враждебно относились к сионизму. Сефарды и ашкеназы Яффы имели совместный общинный совет, юрисдикция которого была впоследствии распространена на Тель-Авив (основан в 1909 г.). Совместный сефардско-ашкеназский совет был создан в 1908 г. и в Хайфе. Другие еврейские общины не располагали средствами для создания соответствующих религиозных органов.
+
-
 
+
-
С началом британского мандата в 1920 г. массовый приток репатриантов повлек изменение структуры [[Ишув|ишува]]. К началу 1930-х гг. новоприбывшие численно превосходили старожилов. Большая часть новоприбывших не была религиозной. Религиозные репатрианты частично примкнули к [[Агуддат Исраэль]] и создали сеть строго ортодоксальных религиозных школ. Репатрианты из [[Йемен|Йемена]], большая часть которых поселилась в Яффе, Тель-Авиве и их окрестностях, придерживались собственной общинно-религиозной традиции. Немецкие евреи, прибывшие в 1930-х гг., в большинстве своем сохраняли традиции иудаизма; они основали собственные синагоги и религиозные учреждения и внесли немалый вклад в систему религиозного воспитания в стране.
+
-
 
+
-
Должность хахам-баши была упразднена с окончанием турецкого владычества; раввин А. И. Кук стал главным раввином Иерусалима и главой Иерусалимского [[Бет-Дин|бет-дина]]. В 1921 г. по инициативе первого британского верховного комиссара Палестины, сэра [[Сэмюэл, Герберт Луи|Г. Л. Сэмюэла]], был избран Верховный раввинский совет Палестины. А. И. Кук и сефардский ришон ле-Цион раввин Яаков Меир (1856–1939) были избраны верховными раввинами. В 1928 г. британская администрация утвердила устав Кнесет-Исраэль и признала Верховный раввинский совет его высшей религиозной инстанцией. Наиболее ортодоксальные ашкеназы Иерусалима не признали авторитета Верховного раввинского совета и созданного им Верховного раввината. Они объединились в общину hа-эда hа-харедит (буквально `набожная община`), связанную с Агуддат Исраэль, с собственным раввинским советом и бет-дином. Со временем ядро hа-эда hа-харедит стала составлять группа Наторей карта, отвергающая еврейское государство.
+
-
 
+
-
Первый общинный совет Иерусалима был избран в 1918 г., а в следующем году общинные советы образовались в Тверии, Цфате и Хевроне. После утверждения устава Кнесет-Исраэль в 1928 г. общинные советы организовали религиозные городские советы и создали органы для надзора над деятельностью общинных религиозных служб (см. выше). В поселениях с еврейским населением 75% и более функции общинного совета выполнялись муниципальными властями. В начале 1940-х гг. общинные советы были созданы в Петах-Тикве, Рамат-Гане, Нетании, Хадере, Реховоте и Бат-Яме.
+
-
 
+
-
О жизни других религиозных общин Израиля см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Население]]; [[Государство Израиль|Государство Израиль. Судебная система]]; а также [[Иерусалим]].
+
-
 
+
-
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11750|ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:СИОНИЗМ. Государство Израиль]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ:Просвещение. Культура. Наука. Спорт]]
+

Текущая версия на 22:53, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Государство Израиль. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация