м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Горовиц, Яаков Ицхак ("Провидец из Люблина")]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц''' (известен как הַחוֹזֶה מִלּוּבְּלִין, hа-Хозе ми-Люблин — Провидец из Люблина; 1745?, – 1815, Люблин), хасидский цаддик (см. [[Хасидизм]]), один из основоположников хасидского движения в Польше и Галиции.
| + | |
- | | + | |
- | == Учителя ==
| + | |
- | | + | |
- | Яаков Горовиц был учеником рабби Шмуэля (Шмелке) Горовица из Никольсбурга (1726–78), рабби [[Дов Бер Из Межирича|Дова Бера из Межирича]], рабби [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]]. Главным учителем Яакова Горовица был рабби [[Элимелех Из Лежайска|Элимелех из Лежайска]], при котором он был проповедником, однако ученик, не испросив у рабби Элимелеха благословения, еще при жизни учителя стал собирать вокруг себя хасидов.
| + | |
- | | + | |
- | == Привлечение сторонников среди различных социальных слоев ==
| + | |
- | | + | |
- | Вначале он действовал в городке Ланьцут (Галиция, ныне Польша) и местечке Розвадов (Галиция, ныне город Розвадув, Польша), а в 1790-х гг. перебрался в пригород Люблина Чехов, а затем и в сам город. В основном благодаря деятельности рабби Горовица, который получил широкую известность как чудотворец и цаддик, Польша и Галиция (входившие тогда в Австрийскую империю) стали крупными центрами хасидизма. Сам Горовиц династии не образовал, однако был учителем большинства польских, галицийских и венгерских цаддиков, возглавивших хасидские общины в первой половине 19 в. Многочисленные хасиды стали последователями учеников Горовица.
| + | |
- | | + | |
- | Он сумел привлечь сторонников среди самых различных социальных слоев, недаром рабби Ицхак Меир Алтер (см. [[Гур]]) назвал его «рабби для каждого». Многие из выдающихся учеников рабби Горовица упоминали о его способностях сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун (`исправление`, см. [[Каббала. Лурианская каббала]]; [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]) на каждой стадии реинкарнации (перевоплощения, см. [[Гилгул]]). Ученики Яакова Горовица писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.
| + | |
- | | + | |
- | == Главное внимание практической работе ==
| + | |
- | | + | |
- | Следуя своему учителю, рабби Элимелеху из Лежайска, рабби Горовиц уделял большое внимание «практической» работе цаддика, подчеркивая, что цаддик обязан заботиться о «жизни и средствах к существованию своих “детей”», то есть своей хасидской общины, так как считал, что материальное благополучие ведет к духовному богатству. Яаков Горовиц не придавал большого значения талмудической учености, отводя главную роль отношениям между людьми. Он считал самой большой добродетелью хасида аhават Исраэль (`любовь к Израилю`, то есть любовь к каждому еврею и народу в целом) — один из основных и высоко чтимых принципов раннего хасидизма.
| + | |
- | | + | |
- | == Нападки противников ==
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Горовиц, как и другие лидеры хасидизма того времени (например, рабби [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеур, Залман из Ляд]]), подвергался яростным нападкам [[Митнагдим|митнагдим]]. Основным его противником был люблинский раввин, талмудист Азриэль Горовиц (известный под прозвищем Ди айзерне коп — буквально `железная голова` на идиш). Но самый тяжелый кризис рабби Яаков пережил к концу жизни, когда люблинские хасиды раскололись на приверженцев духовного усовершенствования и постоянного состояния [[Двекут|двекут]] и на сторонников «практического цаддикизма», считавших, что духовный лидер должен заботиться о материальных нуждах своих хасидов.
| + | |
- | | + | |
- | == Диалог с оппонентами ==
| + | |
- | | + | |
- | Широкую известность приобрела дискуссия рабби Горовица с выдающимся его учеником рабби [[Пшисуха|Яаковом Ицхаком бен Ашером Пшисухой]], неудовлетворенным практическим характером люблинского хасидизма и считавшим, что хасидизм — это не чудотворство, направленное на улучшение условий жизни хасидов, а сугубо духовное религиозное движение. Рабби Яаков Ицхак Пшисуха еще при жизни учителя создал свою общину, состоявшую лишь из высокодуховных последователей. Этот спор в дальнейшем привел к так называемой пшисухо-коцкой (см. [[Менахем Мендл Из Коцка|Менахем Мендл из Коцка]]) распре, сотрясавшей в 19 в. хасидские общины Польши.
| + | |
- | | + | |
- | == Кончина ==
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Горовиц считал поход [[Наполеон I|Наполеона I]] на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны [[Гог И Магог|Гога и Магога]] и хотел, чтобы цаддики объединили свои усилия для прихода [[Мессия|Мессии]]. Яаков Горовиц погиб в результате несчастного случая: во время празднования [[Симхат-Тора]] он выпал из окна второго этажа на мостовую. Трагическая кончина окружила образ рабби Горовица еще большим ореолом и способствовала распространению его учения.
| + | |
- | | + | |
- | == Труды ==
| + | |
- | | + | |
- | Яаков Горовиц — автор трудов каббалистического содержания: «Диврей эмет» («Речения истины», Жолква, 1808) — комментарии к [[Пятикнижие|Пятикнижию]], и новеллы (хиддушим; см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература]]) к талмудическим трактатам «Зот зиккарон» («Для памяти», Львов, 1851) и «Зиккарон зот» («Память эта», Люблин, 1890).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15179|ЯАКОВ ИЦХАК hа-ЛЕВИ ГОРОВИЦ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Хасидизм]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидские цадики]]
| + | |