|
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Главный раввинат Израиля]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/03/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:PikiWiki Israel 8066 Shlomo Amar.JPG|thumb|right|200px|Ш.М. Амар, главный сефардский раввин Израиля.]] | + | |
- | [[Файл:Yonametzger.jpg|thumb|right|200px|Й.Й. Мецгер, главный ашкеназский раввин Израиля.]]
| + | |
- | | + | |
- | '''Главный раввинат Израиля''' ({{lang-he|הרבנות הראשית לישראל}}) — главный орган государства [[Израиль|Израиля]], ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | == Создание ==
| + | |
- | | + | |
- | Главный раввинат был создан в 1921 г. по инициативе р. [[А.И. Кук]]а (который являлся тогда главным религиозным авторитетом для сионистского движения). В этот период, с началом действия Британского мандата в Палестине, происходило формирование органов еврейской автономии внутри Британского мандата, которые в дальнейшем были преобразованы в органы функционирования и управления Государства Израиль. В связи с этим р. Кук считал очень важным создать главные органы религиозного управления в Стране и инициировал создание Главного раввината.
| + | |
- | | + | |
- | Первыми главными раввинами были избраны рав Кук и рав [[Яаков Меир]]. Выборщиками были главы ешив, раввины общин и другие представители религиозного еврейства. Статус главных раввинов устанавливался как пожизненный. (В 1972 г. это было изменено, и каденция главных раввинов стала 10-летней).
| + | |
- | | + | |
- | Сионистское движение воспринимало Главный раввинат как один из элементов своей организационной структуры. Религиозный сионизм вначале рассматривал Главный раввинат как свой главный религиозный и галахический авторитет, и Главный раввинат позиционировал себя как сионистскую организацию.
| + | |
- | | + | |
- | == Функции ==
| + | |
- | | + | |
- | К сфере компетенции Главного раввината были отнесены такие вещи, как, прежде всего, проблема личного и семейного статуса (т.е. кто является евреем; проблемы брака, развода, [[гиюр]]а), а также проблемы налаживание кашрута, соблюдения субботы, еврейских праздников и религиозной жизни в Стране, взаимодействие с исполнительной и законодательной властью для этого.
| + | |
- | | + | |
- | Он также занимался национально-религиозными проблемами, такими как [[Шмита]], и проблемами доступа к святым местам иудаизма ([[Котель]] и т.д.)
| + | |
- | | + | |
- | == После создания Государства Израиль ==
| + | |
- | | + | |
- | После создания Государства Израиль Главный раввинат (сохраняя все свои предыдущие функции) был преобразован в одну из сфер государственного управления, ответственную за религиозную жизнь. Это означает, что он служит для исполнительной власти Государства Израиль авторитетом, определяющим нормы Галахи (По принципам «статус-кво» Государство не должно нарушать галаху).
| + | |
- | | + | |
- | Из первых действий в качестве раввината Государства можно упомянуть создание молитвы за Государство Израиль, провозглашающей его «''решит цмихат геулатейну''» - «началом роста Мессианского спасения».
| + | |
- | | + | |
- | Главный раввинат (в сотрудничестве с Главным раввином армии, возглавлявшимся р. [[Ш. Горен]]ом) наладил соблюдение еврейских религиозных аспектов в армии.
| + | |
- | | + | |
- | В ведение Главного раввината был передан также надзор за функционированием святых мест иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Важной частью деятельности Главного раввината является аттестация раввинов (проведение экзаменов, выдача раввинских дипломов и подтверждение дальнейших уровней компетентности, например статус "раввин города" или "даян"), но назначать на эти должности Главный раввинат возможности не имеет. (В небольших общинах, например в поселках или районных синагогах, назначение раввинов регулируется самими членами общины путем прямых выборов. В городах назначение раввинов города делается по согласованию между муниципалитетом и министерством религий).
| + | |
- | | + | |
- | Главный раввинат оказывает серьезное влияние на деятельность раввинских судов, хотя и не определяет их напрямую. (Судей религиозных судов назначает специальная комиссия, в которой Главный раввинат имеет весомый голос, но не определяющий).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Выборы главных раввинов ==
| + | |
- | | + | |
- | Выборы производятся комиссией, которая состоит из религиозных выборщиков, но сами эти выборщики фактически назначаются политическими партиями, пропорционально своему весу в Кнессета. Таким образом, фактически главных раввинов выбирает Кнессет, хотя и не напрямую, а опосредованно, через группу выборщиков.
| + | |
- | | + | |
- | == Харедимное еврейство и Главный раввинат ==
| + | |
- | | + | |
- | В начальный момент выборов главных раввинов в 1921 г. не было четкого разделения между [[харедим]]ными и сионистскими раввинами. Крайнее харедимное еврейство ([[Эда Харедит]]) уже тогда относилось отрицательно к выборам Главного раввината, но основная масса раввинов сотрудничала с главными раввинами подмандатной Палестины.
| + | |
- | | + | |
- | В первые десятилетия Государства Израиль харедимное еврейство не имело большого влияния на Главный раввинат, но затем, с начала 1990-х гг., оно начало активно влиять на выбор главных раввинов. Это привело к тому, что стали избираться главные раввины более харедимной ориентации, и вследствие этого они перестали быть авторитетом для религиозно-сионистского общества. (В частности, нынешние главные раввины не являются галахическими авторитетами ни для сионистского, ни для харедимного общества, а являются компромиссными фигурами.)
| + | |
- | | + | |
- | Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал [["hетер-мехира"]] (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер-мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее.
| + | |
- | | + | |
- | == Список Главных раввинов Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | === [[Ашкеназ]]ские ===
| + | |
- | | + | |
- | * [[Авраам Ицхак Кук]] (1921-1935)
| + | |
- | * [[Ицхак Ха-Леви Герцог]] (1936-1959)
| + | |
- | * [[Исер Йегуда Унтерман]] (1964-1972)
| + | |
- | * [[Шломо Горен]] (1972-1983)
| + | |
- | * [[Авраам Элкана Каhана Шапира]] (1983-1993)
| + | |
- | * [[Исраэль Меир Лау]] (1993-2003)
| + | |
- | * [[Йона Мецгер]] (с 2003 по настоящее время)
| + | |
- | | + | |
- | === [[Сефард]]ские ([[Ришон ле-Цион (титул)|Ришон ле-Цион]]) ===
| + | |
- | | + | |
- | * [[Яаков Меир]] (1921-1939)
| + | |
- | * [[Бен-Цион Меир Хай Узиэль]] (1939-1953)
| + | |
- | * [[Ицхак Ниссим]] (1955-1972)
| + | |
- | * [[Овадья Йосеф]] (1972-1983) (не сложил титул Ришон ле-Цион)
| + | |
- | * [[Мордехай Элияху]] (1983-1993)
| + | |
- | * [[Элияху Бакши Дорон]] (1993-2003)
| + | |
- | * [[Шломо Амар]] (с 2003 по настоящее время)
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8%D7%91%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99%D7%AA_%D7%9C%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C Статья "Главный раввинат Израиля" в ивритской Википедии].
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Chief Rabbinate of Israel]]
| + | |
- | [[he:הרבנות הראשית לישראל]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Религиозный сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Страны Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Главные раввины Израиля]]
| + | |