- | '''Гилгал''' (גִּלְגָּל), в Библии — священное место, вероятно, обнесенное кольцом крупных камней. В [[Ханаан|Ханаане]] гилгал устраивали, видимо, с древнейших времен. О наиболее известном из гилгалов, упоминаемых в [[Библия|Библии]], сказано: «Ныне Я снял (буквально `скатил`, на иврите галоти, корень גלל) с вас срам египетский — и называется то место Гилгал и по сей день» (ИбН. 5:9). Речь идет о месте восточнее [[Иерихон|Иерихона]], где израильтяне разбили лагерь после перехода через [[Иордан]]. В память о том, что «воды Иордана разделились перед [[Ковчег Завета|Ковчегом завета]]», [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] поставил там 12 камней, взятых из русла реки (ИбН. 4). Там же совершили [[Обрезание|обрезание]] израильтянам, родившимся в пустыне, а позднее отпраздновали первый [[Песах]] на Святой земле (ИбН. 5:10). Этот гилгал, по-видимому, был первым памятником такого рода у израильтян в Ханаане. [[Евсевий]] и найденная в [[Медва|Медве]] мозаичная карта 6 в. н. э., на которой обозначена церковь с 12 расположенными возле нее камнями и надписью «двенадцатикаменный гилгал», также помещают его к востоку от Иерихона. Предполагается, что этот гилгал идентичен тому, где пророк [[Самуил]] судил народ, провозгласил [[Саул|Саула]] царем, а через некоторое время предрек ему потерю царства (I Сам. 7:16; 11:14, 15; 13:4–14).
| + | |
- | Отождествление еще двух Гилгалов — ханаанского города, завоеванного израильтянами (ИбН. 12:23), и города, связанного с деяниями пророка [[Илия|Илии]] и его ученика [[Элиша|Элиши]] (II Ц. 2:1; 4:38), — является предметом разногласий между исследователями библейской топонимики, два других библейских Гилгала (Втор. 11:30 и ИбН. 15:7) остаются не отождествленными.
| + | |