м |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Гершом бен Йеhуда, "Меор hа-гола"]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Л.Гроервейдл
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Рабби Гершом бен Йеhуда (Меор hа-гола)'''
| + | |
- | | + | |
- | (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028г.?) - талмудист средневековой Германии, духовный отец [[Ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].
| + | |
- | | + | |
- | Сведения о его жизни крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Йеhуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби...», является его надгробием.
| + | |
- | | + | |
- | В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Йеhуда бен Меир hа-Коhен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы. Наиболее известные ученики Гершома бен Йеhуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадоль, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Йеhуда из Майнца (двое последних — учители [[Раши]]).
| + | |
- | | + | |
- | Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[таканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины.
| + | |
- | | + | |
- | Из них наиболее известны: '''запрет многоженства; запрет развода против воли жены;''' запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству; запрещение каких-либо отступлений от установленного текста [[Талмуд]]а; запрет читать чужую переписку.
| + | |
- | | + | |
- | Галахические решения и респонсы Гершома бен Йеhуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], [[Тосафот|тосафистов]], Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи.
| + | |
- | | + | |
- | Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно [[Тора|Торой]] и [[Талмуд]]ом и лишь изредка ссылался на мнения ранних [[гаон]]ов. Судя по трудам Гершома бен Йеhуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.
| + | |
- | | + | |
- | '''Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах.'''
| + | |
- | | + | |
- | [[Раши]] писал о нём: «раббену Гершом... просветливший глаза всего рассеяния, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Йеhуды — '''Меор ха-Гола (Светоч рассеяния)'''.
| + | |
- | | + | |
- | По намекам, имеющимся в комментариях Раши и [[Тосафот|тосафистов]] к некоторым трактатам [[Талмуд]]а ([[Раши]] к Сук. 40а; [[тосафот]] к Мен. 70а), '''Гершом бен Йеhуда уточнил текст [[Мишна|Мишны]] и изготовил ее исправленный список'''.
| + | |
- | | + | |
- | Такое же внимание уделил раббену Гершом [[Масора|Большой масоре]], которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «[[Масора|Большая масора]], которую написал раббену Гершом».
| + | |
- | | + | |
- | Гершом бен Йеhуда является автором ряда [[слихот]] и [[пиют]]им, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его [[пиют]] «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
| + | |
- | | + | |
- | Источник
| + | |
- | | + | |
- | [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11138&query=%C3%C5%D0%D8%CE%CC Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | {{checked}}
| + | |