|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:География (еврейский аспект)]] |
- | | + | |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''География'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Географические представления евреев ==
| + | |
- |
| + | |
- | Географические представления евреев во все эпохи простирались шире ограниченных рамок их обитания.
| + | |
- | === До Вавилонского пленения ===
| + | |
- | | + | |
- | До [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] этому способствовали предания о странствиях [[Патриархи|патриархов]], о длительном пребывании в [[Египет|Египте]], а также географическое положение Эрец-Исраэль между Азией и Африкой, Средиземным и Красным морями.
| + | |
- | | + | |
- | Контакты израильских племен с жителями прибрежной полосы [[Ханаан|Ханаана]], занимавшимися мореплаванием также расширяли географические представления евреев. Распространению знаний о странах, лежащих к югу от Эрец-Исраэль, способствовали морские торговые экспедиции в эпоху царя [[Соломон|Соломона]] (см. I Ц. 9:26–28).
| + | |
- | === Во времена раннего библейского периода ===
| + | |
- | | + | |
- | Географический кругозор раннего библейского периода зафиксирован в так называемом луах hа-аммим (список народов), содержащемся в книге [[Бытие]] (глава 10).
| + | |
- | | + | |
- | О том, с какими народами и странами следует идентифицировать перечисленные в этом списке имена потомков [[Ной|Ноя]], существуют различные мнения.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно одному из них, этот список охватывает весь Аравийский полуостров, Сирию, Малую Азию вплоть до Кавказа, Месопотамию, западную часть Иранского нагорья, области в среднем и верхнем течении Нила вместе с пустыней, прилегающей к ним с запада, Грецию и острова Эгейского моря.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другой гипотезе, территория, занятая народами, названными в этой главе, простирается на восток до Индии, на юг — до Сомали и Эфиопии (Хавила, [[Офир]]), на север — до степей юга России (Гомер—Киммерия, Гог и Магог—Скифия), на запад — до Испании ([[Таршиш]]).
| + | |
- | === Географические понятия Талмуда и мидрашей ===
| + | |
- | | + | |
- | Географические понятия [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|мидрашей]] в основном связаны с обсуждением галахических предписаний (см. [[Галаха]]), соблюдение которых обязательно лишь в пределах Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Эти предписания относятся в полной мере к территории, заселенной евреями по возвращении из вавилонского пленения, частично — к территории, занятой после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта, и лишь в незначительной степени — к выходящим за эти границы областям, которые, по библейскому повествованию, также были обещаны патриархам. По этой причине большинство географических данных в Талмуде относится к Эрец-Исраэль и прилегающим к нему областям.
| + | |
- | == Представление о Земле ==
| + | |
- | | + | |
- | По разрозненным высказываниям в Библии, Талмуде и мидрашах можно восстановить представления о Земле, которые господствовали в еврейской среде длительное время.
| + | |
- | | + | |
- | Земля представлялась в виде круга (Ис. 40:22), распростертого на воде (Пс. 136:6) или окруженного океаном (Эр. 22б).
| + | |
- | | + | |
- | По другой версии, Земля покоится на опорах (Пс. 104:5). Согласуя обе эти версии, один из талмудических источников (Хаг. 12б) полагает, что Земля стоит на столпах, покоящихся на воде, под которой лежат горы.
| + | |
- | | + | |
- | Но по другим источникам (ТИ., Ав. Зар. 3:1; Чис. Р. 13:13), Земля имеет форму шара, который плавает на поверхности океана, подобного блюду.
| + | |
- | | + | |
- | Автор книги [[Иов]] считает, что Бог «повесил Землю ни на чем» (26:7). В центре ее находится эвен штия (`краеугольный камень`), брошенный Богом в океан камень, из которого она возникла (Иома 54б).
| + | |
- | | + | |
- | Эвен штия, который считался пупом Земли (таббур hа-арец), лежит перед [[Ковчег Завета|Ковчегом Завета]] в Святая святых Иерусалимского [[Храм|храма]] и является центром концентрических кругов, образованных последовательно Святая святых, Храмом, Иерусалимом, Эрец-Исраэль и, наконец, всем внешним по отношению к Эрец-Исраэль миром (Танх., Кдошим 10). Представление об Иерусалиме как о центре мира перешло из иудаизма в христианство; однако христианская традиция помещает пуп Земли в месте распятия Иисуса; Иерусалим со знаком креста изображается в центре средневековых христианских карт мира.
| + | |
- | | + | |
- | == Знания о странах и населяющих их народах ==
| + | |
- | | + | |
- | Рассеяние еврейского народа при сохранении связи между его географически разбросанными общинами явилось важным фактором распространения среди евреев знаний об отдаленных странах и населяющих их народах.
| + | |
- | | + | |
- | Эти связи пережили падение Западной Римской империи, приведшее к резкому сокращению географического кругозора христианского Запада, но не повлиявшее существенным образом на географические представления евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Арабский географ Ибн Хурдадбих (9 в.) писал, что современные ему еврейские купцы (см. [[Раданиты]]) осуществляли оживленные торговые связи Западной и Центральной Европы с Индией и Китаем. [[Элдад hа-Дани|Элдад hа-Дани]] (9 в.) в своих записках проявляет хорошее знание географии мусульманских стран.
| + | |
- | | + | |
- | Об участии евреев в международной торговле Средиземноморья и прилегающих областей сохранились свидетельства в материалах Каирской [[Гениза|генизы]]. Все это предполагало достаточно обширные географические познания.
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская географическая литература ==
| + | |
- | | + | |
- | Развитие торгового сословия в христианской Европе в начале 2 тыс. н. э., и в особенности [[Крестовые Походы|крестовые походы]], привели к уменьшению роли евреев в международной торговле и к сокращению их географических познаний.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, в 12 в. были созданы такие значительные памятники еврейской географической литературы, как путевые записки [[Биньямин Из Туделы|Биньямина из Туделы]] и [[Птахия Из Регенсбурга|Птахии из Регенсбурга]].
| + | |
- | | + | |
- | В позднем средневековье в тех странах, где торговое сословие из среды местного населения не успело возникнуть (Польша, Литва, Венгрия), географический кругозор евреев (несмотря на их изоляцию от культуры окружающих народов) оставался шире кругозора соседей.
| + | |
- | | + | |
- | В Северной Африке евреи еще в 14–15 вв. были пионерами, прокладывавшими торговые пути до реки Нигер.
| + | |
- | | + | |
- | В новое время, вплоть до начала движения [[Хаскала]], лишь раввины и еврейские купцы Италии и Голландии обладали широким географическим кругозором и познаниями, соответствовавшими уровню развития географической науки своего времени.
| + | |
- | | + | |
- | В других странах географические представления евреев отставали от представлений их просвещенных современников-христиан.
| + | |
- | Представление о Земле
| + | |
- | == Текст заголовка ==
| + | |
- |
| + | |
- | Представление о Земле как о сфере, усвоенное из арабской астрономии, получило распространение среди еврейских ученых в странах ислама в 10 в.; в 11 в. эта идея проникла к еврейским ученым Прованса и Италии. В конце 11 в. – начале 12 в. Аврахам бар Хия написал первое сочинение на иврите о сферической форме Земли и ее делении на климатические зоны — «Сефер цурат hа-арец» («Книга о форме Земли»); его концепция, как и концепция его арабских учителей, восходит к геоцентрической доктрине Птолемея (примерно 150 г. н. э.). В книге [[Зохар]] говорится о вращении Земли вокруг собственной оси. Великие географические открытия 15 в. – начала 16 в. опровергли представления Аврахама бар Хии о том, что лишь семь областей земного шара пригодны для человеческого обитания. Опровержение этого мнения содержится в одной из глав книги Аврахама бен Мордехая Фариссола «Иггерет орхот олам» («Эпистола об устройстве вселенной», 1525), которая до 19 в. оставалась общепризнанным изложением географических представлений евреев и учебником географии на иврите. Подобно другим еврейским и христианским авторам 16 в., Фариссол отводил значительное место легендарным представлениям о местонахождении десяти колен Израилевых (см. [[Колена Исчезнувшие|Колена исчезнувшие]]) и реки [[Самбатион]]. Легендарные представления смешаны в его книге с фактическими сведениями.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на признание многими еврейскими учеными сферической формы Земли и знакомство с новейшими географическими открытиями, географические представления эпох Библии и Талмуда продолжали бытовать в еврейской литературе вплоть до 19 в. Так, в «Сефер hа-брит hа-шалем» («Полная книга завета», 1797) П. Э. Хурвица (1765–1821) из Вильны (см. [[Вильнюс]]) дается картина мира, весьма близкая талмудической. В целом вклад евреев в систематическое развитие географии в период, предшествовавший Хаскале, незначителен по сравнению с их вкладом в развитие других областей знания — астрономии, математики и медицины.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 18 в. и в 19 в. вышел в свет на иврите целый ряд книг по географии, в том числе учебников, основанных на современной европейской географической литературе. Одним из первых и самых значительных сочинений этого рода является двухтомный трактат Шимшона hа-Леви Блоха (1784–1845) «Швилей олам» («Тропы мира», т. 1, «Азия», 1822; т. 2, «Африка», 1827). В конце 19 в. были опубликованы два крупных труда по географии: «Мецукей эрец» («Основания земли», 1878) [[Соколов, Нахум|Н. Соколова]] и «Глилот hа-арец» («Области мира», 1880), который написал Х. Кахана (1821–1901). Авторы этих сочинений заложили основы научной географической терминологии на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | В 19 в. – начале 20 в. ряд евреев приобрели мировую известность исследованием малоизученных районов земного шара: востоковед [[Халеви, Иосеф|И. Халеви]], арабист и путешественник Э. Глазер (1855–1908), путешественник Г. Бурхардт (1857–1909) исследовали страны Ближнего Востока; [[Иохельсон, Владимир Ильич|В. Иохельсон]] и [[Штернберг, Лев Яковлевич|Л. Я. Штернберг]] — Северную Сибирь; Эмин-паша (Э. О. Шнитцер, 1840–92), Л. Г. Бенже (1856–1936) — страны Африки (Судан, Сенегал, Нигерию); Э. Бессельс (1847–88) и А. Хейлприн (1853–1907) — Арктику (см. также [[Путешественники]]; [[Путешествия В Эрец-Исраэль|Путешествия в Эрец-Исраэль]]).
| + | |
- | | + | |
- | Заметный вклад в различные отрасли современной географии внесли советский ученый [[Берг, Лев Семенович|Л. Берг]], который разработал учение о ландшафтах и создал ряд фундаментальных трудов по климатологии, и исследовавший проблемы геохимии ландшафта советский ученый А. И. Перельман (1916–98). Широкую известность получили труды по климатологии В. Конрада (1876–1962; в 1938 г. эмигрировал из Австрии в США) — «Основы физической климатологии» (1942) и «Методы климатологии» (1944), Дж. Х. Джентили (Австралия, 1912–2000) — «Климатические зоны и ресурсы Австралии» (1947) и «География климата» (1958), Евгения Рубинштейн (СССР, 1891–1981) — «Методы климатологической обработки метеорологических наблюдений» (1937), «К проблеме изменения климата» (1946), «Структура колебаний температуры воздуха на Северном полушарии» (1973). Ж. М. Май (США, родился во Франции; 1896–1976) является автором монументального семитомного труда «Исследования по медицинской географии» (1956–67). Значительный вклад в развитие физической географии Антарктиды внес М. Дж. Рубин (США, родился в 1917 г.), возглавлявший Центр исследований климата Антарктики во время 3-го международного геофизического года (1955). М. И. Львович (СССР, родился в 1906 г.) создал ряд капитальных трудов по гидрологии («Опыт классификации рек СССР», 1938; «Элементы водного режима рек земного шара», 1945; «Водные ресурсы будущего», 1969, и другие). В области географии города классическим считается труд А. Филиппзона (Германия, 1864–1953) «Город Бонн, его расположение и пространственное развитие» (1947). Н. С. Гинсберг (США, родился в 1921 г.) исследовал по приглашению японского правительства городские проблемы Токио и является одним из авторов так называемого «Токийского меморандума» — сборника докладов по вопросам городского планирования Токио (1962). Проблемы географии городов и населения в СССР разрабатывали Р. М. Кабо (1887–1957), В. Г. Давидович (1906–78) и другие; географии транспорта — Л. И. Василевский (1904–84).
| + | |
- | | + | |
- | В экономической географии получил известность Дж. Бин (США, 1826–1909), составивший атласы крупнейших городов и трансконтинентальных железных дорог Северной Америки. Сол Б. Кохен (США, родился в 1925 г.) в 1961 г. осуществил исследование размещения промышленности пищевых запасов, ставшее стандартным руководством в этой области; Кохен является также автором книги «География и политика в разделенном мире» (1963). И. М. Майергойз (СССР, 1908–75) приобрел известность исследованиями по методологии экономической географии и экономическому районированию («Экономическая география Венгрии», 1956; «ЧССР. Экономическая география», 1964, и другие). Я. Г. Машбиц (1928–97) создал новое направление в географии — проблемное страноведение. Географией населения, в частности вынужденными [[Миграции|миграциями]], занимается П. М. Полян (родился в 1952 г.). Вопросами формирования интегральных экономических районов занимались советские ученые Л. Я. Зиман (1900–56) и Я. Г. Фейгин (1903–73). Исследованиями в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов занимался А. А. Минц (СССР, 1929–73). Крупным специалистом в области экономической географии является М. С. Розин (СССР, 1898–1981). В области истории географии классическими работами являются труды Г. Узиэлли (Италия, 1839–1911) о Христофоре Колумбе, Тосканелли и Америго Веспуччи. Р. Альмаджья (Италия, 1884–1962) известен исследованиями по истории картографии («Памятники итальянской картографии», 1929, и «Памятники ватиканской картографии», в 4-х томах, 1944–55). Значительный вклад внесли евреи-ученые в развитие [[Картография|картографии]]. В Советском Союзе исторической географией занимался И. П. Магидович (1889–1976).
| + | |
- | | + | |
- | География в Израиле. До начала 20 в. в стране не было географов в научном понимании этого слова, хотя в других странах публиковались многочисленные работы, посвященные географическому исследованию Палестины. Одним из первых географов в Эрец-Исраэль был [[Шварц, Иехосеф|И. Шварц]], посвятивший себя исследованию исторической топографии страны. А. Я. Бравер (1884–1975) впервые применил в изучении географии страны современные научные методы. Он опубликовал первое современное исследование географических районов Эрец-Исраэль «hа-Арец» («Страна», 1928; в последующих изданиях — «Эрец-Исраэль»), а также несколько учебников географии, ряд географических карт, географический атлас; он редактировал географический отдел в «Энциклопедия иврит». Как преподаватель Учительской семинарии в Иерусалиме Бравер воспитал несколько поколений учителей географии. Значительный вклад в познание страны израильской молодежью внес [[Вилнаи|З. Вилнаи]], автор ряда справочных изданий по географии Эрец-Исраэль и составитель «Ариэль. Энциклопедия ли-иедиат Эрец-Исраэль» («Ариэль. Энциклопедия страны Израиля», тт. 1–8, 1969–80). Д. Ашбель (1896–1995) приобрел известность трудами «Биоклиматический атлас Израиля» (1950) и «Климат Великого рифта: Арава, Мертвое море, Иорданская долина» (1966). | + | |
- | | + | |
- | Развитие общей географии в Израиле началось лишь со времени создания географического отделения [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]] (1950). До 1979 г. его возглавлял профессор Д. Амиран (1910–2003), один из крупнейших представителей географической науки в Израиле, под руководством которого было осуществлено издание «Атласа Израиля» (1956–64); он издал также для ЮНЕСКО исследование «Землепользование в полузасушливом средиземноморском климате» (1964). Географическое отделение Еврейского университета в Иерусалиме воспитало многочисленных ученых, трудами которых были созданы географические отделения и в других университетах Израиля. Основной областью исследований, проводимых этими отделениями, является география Эрец-Исраэль и Ближнего Востока. Результаты исследований, прежде всего, пустынных и засушливых районов, получили международное признание. Изучалась как физическая география этих районов (климатические условия, проблемы наводнений в пустыне, борьба с эрозией почвы и оформление рельефа), так и география народонаселения, в частности проблема перехода кочевого населения пустыни к оседлому образу жизни. Большое внимание уделялось общетеоретическим проблемам развития засушливых и полузасушливых районов. Важные исследования были проведены израильскими учеными по географии городов страны, а также по проблемам развития отдельных районов. Израильские ученые плодотворно работают в области исторической географии. Их труды, основанные главным образом на израильском материале, имеют значение для исследования всего Ближнего Востока и для разработки общей теории историко-географических исследований. Ряд важных работ по исторической географии Эрец-Исраэль опубликовал И. Бен-Арье (родился в 1928 г.). Под редакцией И. Пресса (1874–1955) издана «Эрец-Исраэль. Энциклопедия топографит-хисторит» («Эрец-Исраэль. Историко-топографическая энциклопедия», в 4-х томах, 1946–55). Значительные результаты достигнуты также в изучении путей сообщения — как наземных, так и морских. Израильские географы объединены в Израильское географическое общество. Каждое из географических отделений израильских университетов издает свой печатный орган, частично на иврите, частично на английском языке. О географии Эрец-Исраэль см. также [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11117|ГЕОГРАФИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука ]]
| + | |