- | '''Веприк, Александр Моисеевич''' (1899, Балта, Одесская область, – 1958, Москва), советский композитор, музыковед. Образование получил в Петроградской (1918–21) и Московской (1921–23) консерваториях. В 1923–43 гг. преподавал инструментовку в Московской консерватории (с 1930 г. профессор). В 1927 г. был командирован для ознакомления с постановкой музыкального образования в Австрию, Германию и Францию, где встречался с П. Хиндемитом, [[Шёнберг, Арнольд|А. Шёнбергом]], М. Равелем и А. Онеггером. В ранний период творчества, наряду с композиторами [[Крейн, Александр Абрамович|А. Крейном]], [[Гнесин, Михаил Фабианович|М. Гнесиным]] и М. Мильнером (1886–1953), был видным автором еврейской музыки, создав произведения «Каддиш» — вокализ для голоса и фортепьяно, 1926; «Еврейские песни» на народные тексты и слова [[Фефер, Ицик|И. Фефера]] и И. Харика, 1926; «Пляски и песни гетто» для симфонического оркестра, 1927; «Пять маленьких пьес для симфонического оркестра», 1930, и другие, для которых характерны не только еврейская тематика, но и еврейские музыкально-выразительные интонации (ярко орнаментированный тематизм и т. п.). В последующие годы обратился к украинскому и киргизскому мелосу (опера «Токтогул», 1940, — одно из первых музыкально-драматических сочинений киргизской музыки). Веприк написал две симфонии (1931, 1938), оркестрово-хоровые сочинения («Проклятие фашизму», 1944, и другие), ряд камерных сочинений, а также несколько музыковедческих работ по вопросам инструментовки.
| + | |