м |
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Вайловский, Яаков Давид Бен Зеев]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Вайловский Яаков Давид Бен Зеев''' (Виловский; известен в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] как Ридбаз — акроним от рабби Яаков Давид бен Зеев; 1845, Кобрин, Гродненская губерния, – 1913, Цфат), раввин, комментатор [[Талмуд|Талмуда]], глава [[Иешива|иешивы]] в Эрец-Исраэль. Уже в ранней молодости Вайловский приобрел известность среди преподавателей и учеников так называемых литовских иешив (см. [[Митнагдим]]). После получения [[Смиха|смихи]] в 1868 г. стал раввином в селении Игналино (Виленская губерния), в 1876 г. — в [[Бобруйск|Бобруйске]], а в 1881 г. был избран в Вильне (см. [[Вильнюс]]) море цедек маггид мейшарим (`учитель праведности — проповедник путей истинных`; см. [[Маггид]]), то есть высшим духовным авторитетом; затем был раввином в [[Плоцк|Плоцке]], Вилькомире (Ковенская губерния), [[Слуцк|Слуцке]]. В Слуцке Вайловский создал иешиву, пользовавшуюся широкой известностью.
| + | |
- | | + | |
- | В 1903 г. переехал в США, где занял пост главного раввина конгрегации ортодоксальных общин (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) Чикаго. По решению созванного в том же году в Филадельфии учредительного съезда Союза ортодоксальных раввинов Вайловский был удостоен титула зкан hа-раббаним (`старейшина раввинов`) Америки. Однако после того, как Вайловский пришел к выводу, что еврейская община США пренебрегает религиозной жизнью, он в 1905 г. переехал в Эрец-Исраэль. Поселившись в [[Цфат|Цфате]], Вайловский создал там иешиву «Торат Эрец-Исраэль», известную как Иешиват hа-Ридбаз, в которой занималось около сорока человек. Вайловский выступал против решения рабби [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кука]], позволившего еврейским земледельцам возделывать поля в [[Субботний Год|субботний год]]. Когда наступил субботний год (1910), Вайловский призвал земледельцев воздержаться от обработки земли и создал международный благотворительный фонд для поддержки соблюдавших этот галахический запрет.
| + | |
- | | + | |
- | Раввинистические труды и [[Респонсы|респонсы]] Вайловского снискали ему славу крупнейшего ученого-талмудиста. Среди его работ: «Мигдал Давид» («Башня Давида», Вильнюс, 1874) — новеллы (см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература. Талмудические комментарии и новеллы]]) к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмуду; «Хана Давид» («Стан Давида», Вильнюс, 1876) — комментарии к трактату Халла Вавилонского Талмуда; «Тшувот hа-Ридбаз» («Ответы Ридбаза», Вильнюс, 1881) — респонсы; «Ниммукей Ридбаз» («Доводы Ридбаза», Чикаго, 1904) — комментарии к книге [[Бытие]] и [[Исход Из Египта|Исход]].
| + | |
- | | + | |
- | Основным трудом Вайловского являются комментарий («Хиддушей Ридбаз» — «Талмудические новеллы Ридбаза») и глоссы («Тосафот hа-Рид») к Иерусалимскому Талмуду. В комментарии Вайловский следовал экзегетическому методу [[Раши]], а в глоссах предлагал критическое толкование в духе [[Тосафот]]. Текст Иерусалимского Талмуда с комментариями Вайловского был издан в Вильне в 1898–1900 гг.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10817|ВАЙЛОВСКИЙ Яаков Давид бен Зеев}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
| + | |