|
|
(22 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Броер, Мордехай]] |
- | | + | |
- | '''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат [[Премия Израиля|Премии Израиля]], выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (Шитат hа-бхинот),являющегося религиозным ответом Библейской Критике.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Мордехай Броер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать Лея - сестрой [[Френкель, Авраам|Авраама hа-Леви Френкеля]].Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броеp правнук выдающегося раввина и комментатора Писания [[Гирш, Шимшон Рафаэль|Ш.Р.Гирша]], основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).
| + | |
- | | + | |
- | Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Броер), был также известным ученым.
| + | |
- | | + | |
- | В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора|Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1947 году был преподавателем иешивы [[Иешива Бней Акива, кфар hа-Роэ|Бней Акива]] в [[Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Война за Независимость|Войны за Независимость]] был инструктором звена в движении [[Бней Акива]], защищавшего крепость [[Крепость Бирия|Бирию]].
| + | |
- | | + | |
- | С 1949 по 1965 преподавал в иешиве [[Иешива hа-Даром|hа-Даром]] в [[Реховот]]е, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что источником этого подхода была Библейская Критика. С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания [[Устная Тора|Устной Торы]]. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в [[Иерусалимский Женский Коледж|Иерусалимском Женском Коледже]]. Начиная с 1969 давал уроки Танаха в иешиве [[Иешива hар Эцион|hар Эцион]]. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. [[Еврейский Университет]] пожаловал ему звание почетного доктора.
| + | |
- | | + | |
- | Жил в Иерусалимском районе [[Байт ве-Ган]] и проводил там уроки Танаха и [[Талмуд]]а. Отец двоих детей. Его сын [[Йоханан Броер]] являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.
| + | |
- | | + | |
- | == Издание ТаНаХа ==
| + | |
- |
| + | |
- | В конце пятидесятых годов рав Бройер занялся уточнением текста распространенного издания Библии выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Моссад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра". Разночтения в разных рукописях Танаха сводятся по большей части к различиям в огласовках, и форме написания слов (полное или краткое). Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к утвержденному традицией [[Масора|Масоры]], является важнейшим делом.
| + | |
- | Рав Бройер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единого верного текста Танаха, утвержденного [[Масора|Масорой]]. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал текст Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия Танаха почти идентична версиям Танаха, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. [[Рама]], [[Ор Тора]] , [[Минхат Шай]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, оказалось, что выверенный равом Бройером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Бройера, что существовал единая версия Масоры, а различия в версиях объясняются ошибками переписчиков.
| + | |
- | | + | |
- | Текст Танах под редакцией рава Бройера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.
| + | |
- | Новое издание Танаха рава Бройера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Бройера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейского университета основываясь на этом издании выпустил издание Танаха: "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дало академическое признание этому исследованию рава Бройера. (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp</ref>, <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp</ref>)
| + | |
- | | + | |
- | == "Подход категорий" ==
| + | |
- | | + | |
- | Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "Библейской критике".
| + | |
- | Вместо того, чтобы игнорировать "теорию источников", как полностью противоречащую религиозному представлению, или полностью отрицать любые ее выводы, рав Броер использовал достижения Библейской критики для того чтобы открыть в Танахе дополнительные уровни религиозного понимания.
| + | |
- | Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий в Торе было отражено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.
| + | |
- | Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности" - он пишет:
| + | |
- | | + | |
- | :Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения. Поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "Милосердием" и "Судом". И так же, как нет милосердия в суде – нет откровения в природном мире, так нету места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
| + | |
- | | + | |
- | :И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
| + | |
- | | + | |
- | :И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе, мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и природа и откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.
| + | |
- | | + | |
- | С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые, противоречащие друг другу в человеческом понимании, на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности. Первая и вторая глава книги Берешит, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.
| + | |
- | | + | |
- | Свой подход рав Бройер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". [http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm]
| + | |
- | | + | |
- | При жизни рава Броера его подход не получил широкого распространения, но, вместе с тем, этот подход получает развитие в работах его многочисленных учеников.
| + | |
- | | + | |
- | == Премии ==
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | * В 1984 Бройеру был присужден Приз Бялика за вклад в «еврейскую мысль». <ref>"List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.</ref>
| + | |
- | * В 1999 Бройеру был присужден Приз Израиля для раввинистической литературы за оригинальное исследование Торы. <ref>"Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)". http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |