м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Браха]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Raphael
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=08/05/2011}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Браха́ (Бераха, Броха, мн. Брахот, Брохойс)''' ({{lang-he|בְּרָכָה}})
| + | |
- | # '''благословение'''; | + | |
- | # счастье, удача;
| + | |
- | # подарок, преподношение;
| + | |
- | # бенедикция;
| + | |
- | | + | |
- | == Классификация брахот ==
| + | |
- | {{Заготовка_раздела}}
| + | |
- | # בִּרכוֹת הנהנין(Бирхот hа-нэhэнин, Бирхот а-неенин, Бирхот а-неэнин) - брахот на потребление, на получаемое физическое удовольствие. См. например, [[Биркат hа-Мазон]]
| + | |
- | # בִּרכוֹת המִצווָה(Бирхот а-мицвот)- брахот на исполнение заповедей
| + | |
- | # (Биркат меура) - брахот, приуроченные к определённым датам ([[свадьба]], [[Шабат]], [[Благословение луны|новый месяц]])
| + | |
- | # (Бирхот (одайя ве)-шевах) - брахот (признательности и) восхваления ([[Амида]], [[шеhэхеяну]], [[а-гомель]], "[[ашер яцар]]" и др.).
| + | |
- | | + | |
- | == Этимология и значения слова "Браха" ==
| + | |
- | * Слово '''בְּרָכָה''' означает 'прославление Бoга Его творениями' ([[Сефер hа-Хинух]]).
| + | |
- | * "Неверно распространенное мнение, что значение слова בָּרוּך ("бару́х", "благословен") - это "славословие и хвала". На самом же деле значение этого слова - 'увеличение, умножение'....", - Рабби Хаим из Воложина (ученик [[Виленский Гаон|Виленского Гаона]])
| + | |
- | * Слово '''בְּרָכָה''' происходит от слова בּרֵיכָה - ’бассейн (над родником), источник’, , воды которого все время прибывают. ([[Рашба]])
| + | |
- | * Слово '''בְּרָכָה''' восходит к корню ב.ר.כ, означающего ’способность к расширению’, например, глагол לְהַברִיך означает ’отводить лозу’: когда земледелец хотле получить новый куст винограда, он брал лозу от старого и сгибал её (отсюда и слово בֶּרֶך - ’колено’), а место сгиба закапывал. Со временем на сгибе развивались корни, а когда они становились достаточно прочными, земледелец обрубал побег. ([[Рашба]])
| + | |
- | | + | |
- | Человек открывает свою душу Божественному излиянию, предоставляет себя как почву Божественной "лозе".
| + | |
- | | + | |
- | Или другое значение этого глагола - тянуть: произнося браху, человек словно притягивает Божественный Свет в то, что благословляет (такова трактовка [[хасидизм]]а)
| + | |
- | | + | |
- | * [[Шнеерсон, Менахем Мендл|р. Менахем-Мендл Шнеерсон]] объединяет два значения: признательность и притяжение. В личной брахе человек благодарит Б-га за что-то конкретное, в общественной люди притягивают Б-жественный Свет в целом.
| + | |
- | | + | |
- | == Структура благословения ==
| + | |
- | | + | |
- | Любая браха начинается со слов “Благословен Ты, Всевышний, Бoг наш, Царь вечный...”.
| + | |
- | | + | |
- | “Царь” — Тот, Кто управляет миром.
| + | |
- | | + | |
- | “Вечный” — потому что Творец бесконечен. Он никогда не был создан (детский вопрос — кто создал Б‑га?), у Него нет прошлого, настоящего и будущего. Он был, есть и будет всегда.
| + | |
- | | + | |
- | “Б‑г наш” — но точно так же Он — Творец всего мироздания и в конце времен откроется, что Он — Один и Имя Его — Едино, и нет единства, подобного Ему.
| + | |
- | | + | |
- | В буквах брахи скрыта её духовная сила. “Барух Ата а‑Шем Элокейну Мелех а‑Олам...” — так на иврите звучит начало любого благословения (Благословен Ты, Всевышний, Бoг наш, Царь Вечный...). א и ב первых двух слов образуют при чтении справа налево слово אב (отец). א, מ, ה последних трех слов образуют אמה (мама) (Вавилонский [[Талмуд]], трактат Сота, лист 41)
| + | |
- | === Сто брахот в день ===
| + | |
- | | + | |
- | Царь [[Давид]] постановил, что каждый еврей обязан произносить сто благословений в день.
| + | |
- | | + | |
- | Три раза в день евреи молятся, произнося [[Амида|молитву]], состоящую из 19 благословений. Вместе с благословениями на еду и некоторыми другими без труда набирается как минимум сто благословений в день. В [[Шабат]] же [[молитва]] состоит только из семи благословений, недостающие благословения принято восполнять за счет еды фруктов и сладостей и нюхания благовоний.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.worldlingo.com/ma/frwiki/en/Berakha Статья Berakha на мультиязыковом портале www.worldlingo.com]
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/10741 статья на ЭЕЭ]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/other/examination/d-brachot.htm Лекции р. З. Дашевского]
| + | |
- | * [http://sinagoga.kz/i-esche/blagosloveniya.html Еврейский женский портал]
| + | |
- | * [http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/sotah.htm Вавилонский Талмуд, трактат Сота]
| + | |
- | * Менахем-Мендл Шнеерсон, Игрот Кодеш (ответы на письма), том 7, письмо №1868
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские обряды]]
| + | |
- | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
| + | |