Брак смешанный

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Брак смешанный)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Брак смешанный]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ= 4.08.2011
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}}
+
-
Брак см́ешанный - брак, в котором стороны принадлежат к разным этническим группам или, с религиозной точки зрения, к разным вероисповеданиям.
+
-
 
+
-
== Смешанные браки во времена Торы ==
+
-
Наиболее отчетливое подтверждение преобладающей тенденции к бракам внутри своей этнической группы в период патриархов усматривается исследователями в повествовании о браке [[Ицхак]]а с [[Ривка|Ривкой]] (Быт. 24) и [[Яаков]]а с [[Рахель]]ю и [[Лея|Леей]] (Быт. 28–29); правда, [[Ривка]], [[Рахель]] и [[Лия]] были [[Арамеи|арамеянками]], но [[арамеи]] выступают здесь как отпрыски [[Нахор]]а, брата [[Авраам]]а. Однако [[ТАНАХ|библейское]] повествование, связанное уже с сыновьями последнего из патриархов, [[Яаков]]а, дает нам примеры смешанного брака: [[Йеhуда]] берет в жены «дочь ханаанеянина» (Быт. 38:2), а [[Йосеф]]у фараон дает в жены <blockquote>
+
-
«[[Аснат]], дочь [[Потифар|Потифера]], жреца Она» (Быт. 41:45)
+
-
</blockquote>. Одна жена [[Моше]] была мидьяниткой (Исх. 2:21), а другая — кушиткой (Чис. 12:1).
+
-
 
+
-
Н== Запреты смешанных браков в древности ==
+
-
аиболее полно запрет смешанного брака сформулирован во [[Второзаконие|Второзаконии]] (7:3): «Дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (ср. Исх. 34:16; ИбН. 23:12; I Ц. 11:2) и первоначально распространялся лишь на браки с этническими группами, населявшими [[Ханаан]] (см. Втор. 7:1). Тем не менее там же (21:10–14) достаточно подробно кодифицируется порядок взятия в жены израильтянами пленниц, которые, по контексту, принадлежали к враждебным Израилю племенам, причем кодифицирование не содержит указания на необходимость их обращения в [[иудаизм]].
+
-
 
+
-
Период до падения [[Первый храм|Первого храма]] также дает немало примеров смешанного брака, в том числе смешанных браков [[Давид]]а (II Сам. 3:3), [[Соломон]]а (I Ц. 11:1) и [[Ахав]]а (I Ц. 16:31).
+
-
 
+
-
[[Эзра]] и [[Нехемия]] в своих мерах по пресечению смешанного брака фактически универсализовали предыдущий запрет смешанного брака, распространив его на все окружавшие евреев народы (см. Эзра 9–10; Нех. 10:30, 13:23–27). Однако лишь Талмуд (Ав. Зар. 36б) придал этому универсальному запрету религиозно-правовое обоснование, из чего вытекала возможность такого брака при условии перехода его нееврейского участника в иудаизм (Яд. 4:4).
+
-
 
+
-
Очевидно, что в первые века возникновения христианства браки между евреями и иудеохристианами не рассматривались как смешанные. Однако и в последующие века, когда христианство окончательно разорвало с [[иудаизм]]ом, смешанные браки между евреями и христианами, очевидно, были достаточно распространенным явлением, о чем свидетельствуют их неоднократные запреты христианским законодательством (в 4, 6, 7, 11 и 13 вв.).
+
-
 
+
-
== Галахическое правовое положение ==
+
-
Брак с неевреем не признается имеющим законную силу (Кид. 68б; Иев. 45а). Жена в смешанном браке не имеет [[Галаха|галахического]] права на материальное обеспечение, поскольку такое право вытекает лишь из законно действительного брака, а смешанный брак не порождает никаких свойственных законному браку наследственных прав.
+
-
 
+
-
Если еврейская сторона в смешанном браке пожелает впоследствии вступить в брак с евреем, то для нее по [[Галаха|Галахе]] нет формальной необходимости в разводе. Отход от еврейского вероисповедания до вступления в брак или после этого не превращает этот брак в смешанный и поэтому не влечет за собой изменения в наложенных [[Галаха|Галахой]] обязанностях (Иев. 47б; Бх. 30б; Ш. Ар., ЭхЭ. 44:9). Ни одна из сторон не может вступить в брак с евреем до тех пор, пока прежний брак не утратит силу в соответствии с постановлением, предусмотренным [[Галаха|Галахой]].
+
-
 
+
-
== Отношение консервативного и реформистского иудаизма к смешанному браку ==
+
-
Большинство [[Консервативный иудаизм|консервативных]] и [[Реформизм в иудаизме|реформистских]] [[раввин]]ов требует, чтобы вступающий в брак нееврей принял предварительно [[иудаизм]].
+
-
Однако начиная с середины XIX в. некоторые [[Реформизм в иудаизме|реформистские]] [[раввин]]ы готовы совершать обряд бракосочетания и при смешанном браке.
+
-
 
+
-
До 1963 г. из [[Консервативный иудаизм|консервативных]] конгрегаций исключались евреи, вступившие в смешанный брак, но в 1963 г. юридический комитет съезда [[Консервативный иудаизм|консервативных]] [[раввин]]ов принял постановление, которое позволяет еврейскому супругу, состоящему в смешанном браке, оставаться членом конгрегации при условии, что он согласен воспитывать родившихся в браке детей как евреев.
+
-
 
+
-
Все ограничения должны быть сняты, если супруг-нееврей принимает [[иудаизм]]. [[Раввин]]ы-[[Реформизм в иудаизме|реформисты]] придерживаются практики поощрения состоящих в смешанном браке супругов стать членами конгрегации и побуждают их посылать детей в еврейские религиозные школы, считая, что это послужит стимулом для супруга-нееврея в приобщении к [[иудаизм]]у.
+
-
 
+
-
== В Израиле ==
+
-
Отсутствие института гражданского бракосочетания в [[Государство Израиль|Государстве Израиль]] исключает возможность вступления в смешанный [[брак]] в пределах страны. Судебное разбирательство материальных вопросов, связанных со смешанным [[брак]]ом, как, например, иск жены о взыскании средств на содержание, не входит в юрисдикцию [[раввин]]ских судов. Разбирательства такого рода проводятся гражданскими судами, которые применяют к ним общие принципы частного международного права. Закон о праве наследования постановляет, что вероисповедальные различия не имеют влияния на это право.
+
-
 
+
-
Следуя вышеназванным принципам международного частного права, гражданские суды принципиально признают действительность заключенных законным образом вне Израиля смешанных [[брак]]ов. На основании этих принципов можно полагать, что смешанный [[брак]], заключенный вне Израиля, будет признан и в Израиле, по крайней мере в тех случаях, когда во время бракосочетания стороны были иностранными подданными.
+
-
 
+
-
Более сложным и еще не окончательно решенным судом является вопрос действительности смешанного брака, заключенного вне Израиля в тех случаях, когда обе стороны, или даже одна из них, состояли подданными Израиля и считались его жителями. Во всяком случае, в отношении регистрационной записи стороны такого брака считаются состоящими в браке.
+
-
 
+
-
Закон от 1969 г. определяет возможность и процедуру расторжения смешанного брака. Право расторжения таких браков путем гражданской процедуры принадлежит областным судам. Согласие сторон считается достаточной причиной для развода, даже в тех случаях, когда оно не считается таковым законом, по которому был заключен брак.
+
-
 
+
-
== Размеры, рост и причины смешанных браков среди евреев в новое время ==
+
-
Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, влияющих на структуру и будущность еврейского народа.
+
-
 
+
-
Франция была первым государством в Европе, изъявшим бракосочетание из ведения духовенства. В XIX в. во многих государствах был введен институт гражданского брака, благодаря которому евреи приобрели возможность вступать в брак с неевреями. Однако и в этих странах христианская церковь не признает законным брак между евреями и христианами. Запрет смешанного брака в Нюрнбергских законах нацистской Германии мотивировался соображениями «расовой чистоты».
+
-
 
+
-
Частота и общая тенденция смешанных браков среди евреев диаспоры всего мира были детально исследованы С. Делла Перголой. Исследование происходящих в этом отношении процессов в западных странах было проведено Э. Розенталем. Оба исследователя приходят почти к одним и тем же выводам. Отмечается общая тенденция роста частоты смешанных браков, ведущую роль в которой приписывают влиянию секуляризации как внутри еврейских, так и нееврейских общин. Важнейшим проявлением секуляризации явился гражданский брак. Значительные миграции евреев из более традиционных в более модернизированные общества также существенно способствовали росту частоты смешанных браков. В целом факторы, влияющие на число смешанных браков, можно разделить на три основные группы: демографические, социально-экономические и культурно-идеологические.
+
-
 
+
-
Существуют демографические факторы, влияющие на частоту смешанного брака:
+
-
численность и плотность еврейского населения в данной местности;
+
-
возрастная и половая структура еврейского населения;
+
-
возраст вступления в брак и наличие предварительного брака;
+
-
количество поколений после миграции в другую страну.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Отмечается обратная пропорциональность между частотой смешанного брака и численностью, а также плотностью еврейского населения в данной местности. Наличие постоянной еврейской иммиграции в данную местность снижает частоту смешанных браков до тех пор, пока число новоприбывающих увеличивает долю еврейского населения в общем населении страны. Социальные, экономические и культурные барьеры, с которыми евреи сталкиваются при миграциях, легче преодолеваются потомками иммигрантов, но это ведет к повышению числа смешанных браков.
+
-
 
+
-
Склонность к вступлению в смешанный брак повышается при нарушении нормальной возрастной и половой структуры еврейского населения. Замечено также, что число смешанных браков возрастает при повышении возраста вступления в брак и при наличии в прошлом других браков. Это объясняется нежеланием остаться в одиночестве в пожилом возрасте.
+
-
 
+
-
 
+
-
Отмечаются следующие социально-экономические факторы, повышающие частоту смешанных браков:
+
-
расширение общего образования;
+
-
разнообразие рода занятий;
+
-
рассеивание евреев в связи с быстрым развитием городов.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Среди культурно-идеологических факторов, влияющих на частоту смешанных браков, отмечаются:
+
-
уравнение евреев в правах с окружающим населением;
+
-
роль еврейской общины в жизни еврейского населения;
+
-
соблюдение религиозных предписаний;
+
-
отношение к смешанному браку.
+
-
 
+
-
 
+
-
Уравнение евреев в правах с окружающим населением приводит к повышению частоты смешанных браков. К этому же ведет ослабление влияния еврейской общины. Число смешанных браков находится в обратно пропорциональной зависимости от соблюдения еврейских религиозных предписаний.
+
-
 
+
-
Статистические данные. Приведенные в таблице 1 данные в достаточной степени иллюстрируют историю роста и характерные особенности смешанного брака в большом числе стран с середины 19 в. до середины 20 в.
+
-
 
+
-
Отсюда следующие выводы:
+
-
процент смешанного брака постоянно повышается в странах с небольшим еврейским населением; наблюдается временное снижение в частоте таких браков в периоды крупной еврейской иммиграции;
+
-
в западных странах процесс роста числа смешанных браков протекает быстрее, и их процент достигает более высокого уровня, чем в областях Восточной Европы, хотя в этом отношении нет значительной разницы между крупными населенными центрами России и некоторыми районами Польши, с одной стороны, и странами Запада — с другой;
+
-
за незначительными исключениями число мужчин-евреев, вступающих в брак с нееврейками, как правило, выше числа женщин-евреек, выходящих замуж за неевреев;
+
-
процент смешанных браков, снижающийся в периоды антиеврейских гонений, резко возрастает по истечении этих периодов (Германия, Италия).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Уровень смешанных браков в каждой данной стране обусловлен скорее специфическими факторами, действующими внутри еврейского населения этой страны или оказывающими влияние на взаимоотношения еврейского населения с окружающим его обществом, чем какими-либо другими причинами. Это позволяет объяснить и тот факт, что такие разнящиеся в своем общественном и экономическом строе государства, как США и Россия, имеют пропорционально близкие уровни смешанных браков. 86,1% еврейского населения проживает в странах, где на 100 бракосочетаний евреев приходятся от 31 до 45 смешанных браков. Общины с более высокой или низкой частотой смешанного брака составляют поэтому сравнительно небольшую часть мирового еврейства.
+
-
 
+
-
Последствия смешанного брака. Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, определяющих будущее еврейского народа. До конца 19 в. такой брак был почти всегда сопряжен с переходом одной стороны в религию другой. В 20 в. характеризующая широкие слои современного общества почти полная индифферентность к вопросам религии привела к значительному снижению процента таких переходов по отношению к абсолютным цифрам вступающих в смешанный брак.
+
-
 
+
-
Проведенные некоторое время тому назад исследования показали, что случаи крушения семейной жизни и разводов сравнительно более часты среди вступивших в смешанный брак, чем среди эндогамных пар, особенно там, где число смешанных браков невелико. Сравнительно низкая рождаемость среди смешанных пар является еще одним характерным последствием смешанного брака. Другая важная проблема — воспитание детей, рожденных в смешанном браке. До начала 20 в. дети от смешанного брака в подавляющем большинстве воспитывались в христианской вере. В конце 20 в. в этом отношении стали отмечаться явные различия между разными странами мира. В США большинство детей от смешанного брака (свыше 70%) воспитываются в еврейском духе, в то время как в Европе, наоборот, лишь сравнительно небольшая часть таких детей получает еврейское образование, причем процент воспитываемых в еврейском духе разнится от 38% в Италии до 10% в нескольких крупных городах прибалтийских республик СССР. Воспитание детей, рожденных от смешанного брака, несомненно станет одним из факторов, определяющих демографическое развитие еврейского народа в будущем.
+
-
 
+
-
 
+
-
К концу 1980-х гг. почти 80% еврейского населения диаспоры приходилось на страны, где не менее 45% евреев вступали в брак с неевреями; смешанный брак превратился в серьезную проблему еврейских общин диаспоры. Это вызвано крайней дисперсностью расселения, глубокой секуляризацией, социальной и этнокультурной интеграцией в окружающем обществе.
+
-
 
+
-
Продолжают оказывать свое влияние диспропорции в численности полов среди евреев различных стран. В Советском Союзе по переписи 1989 г. во всех возрастах до 55 лет среди евреев преобладали мужчины, что определялось особенностями смертности (мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, а половая дифференциация смертности у евреев Советского Союза была невелика); в Российской Федерации численное преобладание мужчин в еврейском населении наблюдалось во всех возрастах до 60 лет. В результате мужчины не могли полностью реализовать свой брачный потенциал внутри еврейского населения. В целом по Советскому Союзу и в разных республиках мужчины чаще вступали в смешанный брак. В американском еврействе, где нет резкой диспропорции полов, доли вступающих в смешанный брак в 1980-х гг. среди мужчин и женщин были близки.
+
-
 
+
-
 
+
-
В Советском Союзе смешанный брак был наиболее широко распространен в Российской Федерации, где половая диспропорция оказалась наиболее значительной. Чаще вступали в смешанный брак разведенные, наиболее редко — вдовые. Это связано с тем, что подавляющее большинство последних составляют лица старшего возраста, менее подверженные культурной ассимиляции.
+
-
 
+
-
Половая диспропорция среди евреев Советского Союза обусловила неодинаковую численность мужчин и женщин, состоящих в смешанном браке. По оценке А. Синельникова, в конце 1980-х гг. в Советском Союзе в целом 44,3% евреев и 30,4% евреек состояли в смешанном браке.
+
-
 
+
-
43,2% детей у еврейских женщин в Советском Союзе и 59,2% в Российской Федерации имели в 1989 г. отца иной национальности. В целом, по оценке М. Тольца, из всех детей, рожденных в 1989 г., у которых был хотя бы один родитель-еврей, 70% в Советском Союзе и 81% в Российской Федерации имели родителя-нееврея. Меньшинство детей, рожденных в смешанном браке, воспитываются как евреи и ассоциируются с еврейским населением. Среди детей, рожденных от смешанного брака в Российской Федерации в 1988 г., 17–26% были записаны евреями со слов родителей в ходе переписи 1989 г.
+
-
 
+
-
Миграция нарушает соотношение полов и дестабилизирует брачный рынок. Косвенный индикатор ускоренного роста доли смешанного брака на территории бывшего Советского Союза после массовой эмиграции начала 1990-х гг. — увеличение удельного веса детей, рожденных еврейками в смешанном браке: в 1991–92 гг. в Российской Федерации этот показатель достиг 67–68%.
+
-
 
+
-
Смешанные браки не были традиционно распространены среди еврейского населения Израиля. Прибытие значительного количества смешанных семей из Советского Союза и стран, возникших после его распада (по официальным данным, из 540 тыс. репатриантов, прибывших в 1990–94 гг., 7,3% были нееврейскими супругами и 9,4% — детьми, рожденными в браке отца-еврея и нееврейской матери), впервые привело к появлению значительного числа смешанных браков в Израиле.
+
-
 
+
-
Пытаясь противостоять распространению смешанных браков, некоторые еврейские круги диаспоры пытаются решить проблему интеграции нееврейских супругов при помощи еврейского образования и привлечения семьи к общинной деятельности. Роль гиюра как способа их инкорпорации в странах Запада уменьшается.
+
-
 
+
-
В 1990-х – первой половине 2000-х годов смешанный брак, который способствует дальнейшему сокращению численности еврейского населения мира, оставался одной из главных проблем евреев диаспоры. В странах, образовавшихся на территории постсоветского пространства, в США, в Западной Европе и Латинской Америке, то есть районах, где проживает подавляющее большинство евреев диаспоры, увеличение числа смешанных браков вызвано высоким уровнем ассимиляции.
+
-
 
+
-
В США происходит широкое расселение евреев по всей стране, в том числе и по небольшим городам, где число проживающих евреев незначительно и не организованы еврейские общины. В таких районах число смешанных браков стремительно возрастает. В то же время и в крупнейшей городской конгломерации — в Нью-Йорке, где проживает самое большое число евреев в мире, еврейское население ассимилировано, поэтому в начале 2000-х гг. из евреев Нью-Йорка, состоявших в браке, 70% состояли в смешанном. Всего в США в 2004 г. 50% американских евреев, состоявших в браке, жили в смешанной семье. А так как в США среди еврейского и нееврейского населения усиливается тенденция не заключать официальные браки, то в целом в США 80% зарегистрированных и незарегистрированных семей, созданных евреями, — смешанные. В смешанных браках большинство детей считают себя неевреями. В то же время, благодаря усилиям, предпринимаемым еврейскими организациями США, значительному повышению уровня образования в еврейских школах, все большее число детей, рожденных в смешанных браках, ощущают себя евреями: в начале 1990-х годов — только 18%–24% детей, в 1994 г. — 33%.
+
-
 
+
-
Рост числа смешанных браков замедляется в тех странах, где существует хорошо развитая система дневных еврейских средних школ с высоким уровнем образования. Так, согласно опросам, проведенным еврейскими социологическими службами США, в 1990-х годах среди евреев в возрасте от 25 до 40 лет 80% лиц, получивших образование в средней еврейской школе и состоявших в браке, сочетались браками с евреями. А среди группы людей такого же возраста, которые обучались в течение шести и более лет в еврейских вечерних школах в дополнение к основному образованию, этот показатель составил 51%.
+
-
 
+
-
В Канаде происходят те же процессы, что и в США, но благодаря сильным еврейским общинам, сосредоточенности евреев в крупных городских центрах и развитой системе еврейского образования, рост числа смешанных браков медленнее, чем в США. Так, в 2004 г. 29,5% канадских евреев, заключивших браки, создали смешанную семью.
+
-
 
+
-
В европейских странах с самыми большими еврейским общинами — во Франции и в Англии — число смешанных браков растет. В начале 2000-х годов 40%–50% взрослых евреев, создавших семью, зарегистрировали смешанный брак. Так, во Франции в 2002 г. 39% еврейских мужчин и 29% еврейских женщин состояли в смешанных браках. Среди людей в возрасте от 18 до 30 лет, состоявших в браке, 40% состоят в смешанных браках. Опросы, проведенные в начале 2000-х годов среди французских евреев, показали: чем выше уровень образования, тем больше процент смешанных браков; мужчины чаще вступают в смешанные браки, чем женщины. Во Франции смешанные браки распадаются чаще, чем браки, заключенные между евреями. Так, в начале 2000 г. распалось 20,4% смешанных семей и только 8,2% семей, где оба партнера были евреями. Стремительное развитие всех видов еврейского дневного среднего образования во Франции, где число учащихся в школах подобного типа выросло с 15 тыс. с 1989 г. до 30 тыс. в 2002 г., препятствует увеличению числа смешанных браков, поскольку во Франции, как и в других странах, молодые люди, получившие образование в дневных еврейских школах, предпочитают заключать брак с евреями. Резкий рост антисемитизма во Франции в начале 2000-х годов, в первую очередь связанный с «интифадой ал-Акса» (см. Палестинская автономия), также способствует сокращению числа смешанных браков. Столкнувшись со взрывом антисемитизма, евреи предпочитают отдавать детей в еврейские школы, благодаря чему число смешанных браков уменьшилось.
+
-
 
+
-
В еврейской общине Великобритании — второй по численности в Западной Европе — смешанные браки представляют серьезную угрозу. Так, в 1995 г. 50% замужних еврейских женщин и 38% женатых мужчин состояли в смешанных браках. Однако в начале 2000-х годов вспышка в стране антисемитизма и, как следствие этого, стремительный рост числа учеников в еврейских средних дневных школах, препятствуют развитию процесса. (В 1992 г. около 50% евреев детей и подростков, получавших среднее образование, учились в еврейских школах. В 2002 г. этот показатель составил 75%).
+
-
 
+
-
Многие синагоги Западной Европы, принадлежащие к течению реформистского иудаизма, регистрируют смешанные браки и прилагают усилия, чтобы дети, рожденные в этих браках, оставались евреями. Наивысший показатель смешанных браков в Европе существует в Нидерландах, где он составляет около 50%. В Бельгии этот показатель ниже, чем в Ниндерландах, благодаря существованию религиозной общины Антверпена. Высокий показатель смешанных браков (48%–49%) существует в Италии, причем он значительно выше у евреев, живущих в стране в течение нескольких поколений. Гораздо реже заключают смешанные браки евреи, приехавшие в Италию из Ливии, Ирана и других стран Ближнего Востока, которые меньше подвержены процессам ассимиляции. Последние десятилетия растет число детей от смешанных браков, которых родители посылают учиться в еврейские школы, отличающиеся высоким образовательным уровнем. В еврейских общинах Италии происходят бурные споры о проблемах детей, у которых мать нееврейка, об обращении их в иудаизм (см. Гиюр). В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии еврейское население сильно ассимилировано и вовлечено в разнообразные контакты с окружающим населением, поэтому в этих странах процент смешанных браков высок.
+
-
 
+
-
Германия, благодаря приезду в страну с 1989 г. по 2004 г. более 180 тыс. человек из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, занимает третье место в Европе по численности еврейского населения. Евреи в Германии, живущие в стране в течение нескольких поколений, несмотря на то, что они всячески подчеркивают свою еврейскую идентичность и отличие от немцев, часто вступают в смешанные браки с нееврейскими партнерами. Так, около 50% мужчин этой группы в 2004 г. состояли в смешанном браке. Женщины вступали в смешанные браки значительно реже мужчин. Особенность немецкого еврейства заключается в том, что большинство детей, рожденных у смешанных пар, сохраняют еврейскую идентичность. У людей, приехавших с постсоветского пространства, процент смешанных браков высок (точная статистика отсутствует, но в таких семьях подавляющее большинство детей не ощущают себя евреями).
+
-
 
+
-
В Советском Союзе и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве после его распада, в связи с политикой насильственной ассимиляции, осуществляемой советскими властями, а также особенностью антисемитизма в СССР, где устойчивые антисемитские взгляды не мешали родителям желать, чтобы их дети сочетались брачными узами с евреями, постоянно росло число смешанных браков. Если в середине 1970-х годов 44,7% женатых мужчин евреев и 32,2% замужних евреек состояли в смешанных браках, то в середине 1990-х годов этот показатель составлял у мужчин 81,6%, а у женщин — 71,7%. Подавляющее большинство детей, рожденных в смешанных браках, не ощущали себя евреями, хотя в последнее десятилетие по мере развития еврейской жизни и становления системы еврейского образования все большее число таких детей посещают еврейские учебные заведения различных типов. В государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве в Азии и на Кавказе, процент смешанных браков (50%–75%) несколько ниже, чем в европейской части.
+
-
 
+
-
В странах Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, государствах, образованных на месте бывшей Югославии, — еврейская общинная жизнь недостаточно развита, незначительно число еврейских учебных заведений, высок уровень антисемитизма, что способствует распространенности смешанных браков. В начале 2000-х годов более 80% женатых евреев и замужних евреек в странах Восточной Европы состояли в смешанных браках. Подавляющее большинство детей, рожденных в таких браках, не ощущали себя евреями.
+
-
 
+
-
Небольшие еврейские общины Латинской Америки (самая большая в Аргентине в 2004 г. насчитывала 282 тыс. человек) испытывают влияние глобализации и становления гражданского общества в этих странах, что приводит к тяжелым экономическим последствиям. Так, экономический кризис в Аргентине в начале 2000-х годов повлек за собой разорение многих евреев, принадлежавших к среднему классу. В 2003 г. 25% еврейского населения Аргентины жило ниже уровня бедности. Различное экономическое положение в государствах Латинской Америки, наличие или отсутствие хорошо развитой еврейской школьной системы влияют на процессы ассимиляции и на показатель смешанных браков. Так, в Мексике, которая отличается высоким уровнем организованной еврейской жизни, где подавляющее большинство евреев принадлежат к верхушке среднего или к высшему классам общества, а 85% еврейских детей и подростков обучаются в еврейских школах, один из самых низких в диаспоре показателей смешанных браков. В 2003 г. только 12% евреев, заключивших брак, живут в смешанной семье. Одна из причин такого положения заключается в том, что подавляющее большинство мексиканцев принадлежат к низшему классу, и это препятствует заключению смешанных браков. Похожая ситуация сложилась в государствах Центральной Америки — Панаме и Коста-Рике. В этих странах показатель смешанных браков в 2003 г. не превышал 15% от всех браков, заключенных евреями.
+
-
 
+
-
В Аргентине, напротив, еврейское население отличается высоким уровнем ассимиляции; экономический кризис привел к закрытию многих еврейских учебных заведений и сокращению числа учеников. Если в середине 1980-х годов 35% всех браков, заключенных евреями, были смешанными, то в 2003 г. около 45% женатых евреев и замужних евреек состояли в смешанных браках. Такое же положение в Бразилии, где в 2003 г. показатель смешанных браков составил 45%. В Уругвае, Венесуэле, Чили показатель смешанных браков в 2005 г. составлял от 40% до 45%.
+
-
 
+
-
Евреи Южной Африки и Австралии отличаются высоким жизненным уровнем, в этих странах хорошо развита еврейская общественная жизнь, существует разветвленная школьная система. Так, в Южной Африке в 2003 г. еврейские школы посещали 85% еврейских подростков, в Австралии в 2000 г. в еврейских школах обучались 70%–75% еврейских детей, проживавших в Мельбурне, и 62% еврейских детей Сиднея. Эти страны отличаются низким показателем смешанных браков. В Южной Африке в 2003 г. он составлял 15%, в Австралии в 2003 г. — 22%. У евреев Австралии более высокий показатель смешанных браков, поскольку сюда иммигрировало много евреев из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада (эта группа населения отличается высоким уровнем смешанных браков).
+
-
 
+
-
В небольших еврейских общинах, проживающих в мусульманских странах: Иране, Сирии, Марокко — практически отсутствуют смешанные браки. Смешанных браков нет также в Индии, где практически все еврейские дети обучаются в еврейских школах и где евреи не входят в кастовую систему индийского общества.
+
-
 
+
-
В Израиле, где процент смешанных браков был всегда крайне низок, за последние десять лет, после волны алии из Советского Союза, этот показатель увеличился. В 2004 г. 5% еврейских жителей Израиля, заключивших браки, состояли в смешанном браке.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/10724 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брак смешанный" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 518–526+223–225]
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10724|БРАК СМЕ́ШАННЫЙ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Семья]]
+

Текущая версия на 22:29, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Брак смешанный
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация