м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Бен-Йеhуда, Эльазар]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Л.Гроервейдл
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения [[Хасидей Ашкеназ]].
| + | |
- | | + | |
- | == События жизни ==
| + | |
- | Сын Йеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Эльазар бен Йеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником [[Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид|Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида]].
| + | |
- | | + | |
- | Эльазар бен Йеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных [[Крестоносцы|крестоносцами]] еврейских [[погром]]ов в конце XII в. – начале XIII в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Эльазар бен Йеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери [[Крестоносцы|крестоносцами]] [[Иерусалим]]а. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Эльазара бен Йеhуды, а сам он был тяжело ранен.
| + | |
- | | + | |
- | Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Эльазара бен Йеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Эльазар бен Йеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Эльазар бен Йеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти [[Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид|Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида]] «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
| + | |
- | | + | |
- | == Творческое наследие ==
| + | |
- | Сочинения Эльазара бен Йеhуды включают [[Галаха|галахические труды]], [[Пиют|литургическую поэзию]], работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Эльазар бен Йеhуда развивал традиции северофранцузских и германских [[Тосафот|тосафистов]]. Однако, в отличие от них, включал также рекомендованные [[минхаг]]им.
| + | |
- | | + | |
- | В своих разъяснениях [[Галаха|галахических законов]] и их [[талмуд]]ической основы Эльазар бен Йеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив [[пиют]]ов Эльазара бен Йеhуды, сложенных в духе тогдашней [[Ашкеназы|ашкеназской]] традиции — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в [[пиют]]ах Эльазар бен Йеhуда '''протестует перед Богом''' против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь некоторые произведения Эльазара бен Йеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Эльазара бен Йеhуды '''«Содей разая»''' («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой [[Экзегетика|экзегезу]], основанную на 22-х буквах [[Алфавит еврейский|еврейского алфавита]], и содержит обширный материал, почерпнутый из '''сифрут hа-меркава''' ([[Каббала|`литературы колесницы`]]).
| + | |
- |
| + | |
- | Здесь Эльазар бен Йеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
| + | |
- | | + | |
- | Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего [[пророк]]ам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Эльазар бен Йеhуда широко пользуется учениями [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]].
| + | |
- | | + | |
- | Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся [[Хасидей Ашкеназ]] [[Экзегетика|экзегетических]] и гомилетических методов.
| + | |
- | | + | |
- | Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
| + | |
- | | + | |
- | Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию [[голем]]а и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Эльазар бен Йеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
| + | |
- | | + | |
- | Основной вклад Эльазара бен Йеhуды в этическую литературу [[Хасидей Ашкеназ]] содержится в двух первых главах [[Галаха|галахического]] сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Эльазар бен Йеhуда обсуждает центральные моральные ценности [[Хасидей Ашкеназ]] — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
| + | |
- | | + | |
- | Из многочисленных экзегетических работ Эльазара бен Йеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к [[Тора|Торе]], комментарии к [[Агада|пасхальной Агаде]] и к различным [[пиют]]ам. Многочисленные цитаты из [[Экзегетика|экзегетических сочинений]] Эльазара бен Йеhуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном [[Экзегетика|экзегетическом труде]] — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Эльазар бен Йеhуда пользуется тремя [[Экзегетика|экзегетическими методами]]: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]].
| + | |
- | | + | |
- | == Память об Эльазаре бен Йеhуде ==
| + | |
- | Как и другие ведущие ученые движения [[Хасидей Ашкеназ]], Эльазар бен Йеhуда превратился в легенду. Согласно восходящей к XIII в. традиции, Эльазар бен Йеhуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/15044 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 555–557]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Германии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Германии]]
| + | |