Бен-Йеhуда, Эльазар

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Творческое наследие)
(Перенаправление на ej:Бен-Йеhуда, Эльазар)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Бен-Йеhуда, Эльазар]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=Л.Гроервейдл
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=17/12/2010
+
-
}}
+
-
'''Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения [[Хасидей Ашкеназ]].
+
-
 
+
-
== События жизни ==
+
-
Сын Йеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Эльазар бен Йеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником [[Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид|Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида]].
+
-
 
+
-
Эльазар бен Йеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных [[Крестоносцы|крестоносцами]] еврейских [[погром]]ов в конце XII в. – начале XIII в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Эльазар бен Йеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери [[Крестоносцы|крестоносцами]] [[Иерусалим]]а. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Эльазара бен Йеhуды, а сам он был тяжело ранен.
+
-
 
+
-
Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Эльазара бен Йеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Эльазар бен Йеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Эльазар бен Йеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти [[Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид|Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида]] «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
+
-
 
+
-
== Творческое наследие ==
+
-
Сочинения Эльазара бен Йеhуды включают [[Галаха|галахические труды]], [[Пиют|литургическую поэзию]], работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Эльазар бен Йеhуда развивал традиции северофранцузских и германских [[Тосафот|тосафистов]]. Однако, в отличие от них, включал также рекомендованные [[минхаг]]им.
+
-
 
+
-
В своих разъяснениях [[Галаха|галахических законов]] и их [[талмуд]]ической основы Эльазар бен Йеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив [[пиют]]ов Эльазара бен Йеhуды, сложенных в духе тогдашней [[Ашкеназы|ашкеназской]] традиции — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в [[пиют]]ах Эльазар бен Йеhуда '''протестует перед Богом''' против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
+
-
 
+
-
Лишь некоторые произведения Эльазара бен Йеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Эльазара бен Йеhуды '''«Содей разая»''' («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой [[Экзегетика|экзегезу]], основанную на 22-х буквах [[Алфавит еврейский|еврейского алфавита]], и содержит обширный материал, почерпнутый из '''сифрут hа-меркава''' ([[Каббала|`литературы колесницы`]]).
+
-
+
-
Здесь Эльазар бен Йеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
+
-
 
+
-
Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего [[пророк]]ам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Эльазар бен Йеhуда широко пользуется учениями [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]].
+
-
 
+
-
Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся [[Хасидей Ашкеназ]] [[Экзегетика|экзегетических]] и гомилетических методов.
+
-
 
+
-
Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
+
-
 
+
-
Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию [[голем]]а и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Эльазар бен Йеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
+
-
 
+
-
Основной вклад Эльазара бен Йеhуды в этическую литературу [[Хасидей Ашкеназ]] содержится в двух первых главах [[Галаха|галахического]] сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Эльазар бен Йеhуда обсуждает центральные моральные ценности [[Хасидей Ашкеназ]] — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
+
-
 
+
-
Из многочисленных экзегетических работ Эльазара бен Йеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к [[Тора|Торе]], комментарии к [[Агада|пасхальной Агаде]] и к различным [[пиют]]ам. Многочисленные цитаты из [[Экзегетика|экзегетических сочинений]] Эльазара бен Йеhуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном [[Экзегетика|экзегетическом труде]] — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Эльазар бен Йеhуда пользуется тремя [[Экзегетика|экзегетическими методами]]: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]].
+
-
 
+
-
== Память об Эльазаре бен Йеhуде ==
+
-
Как и другие ведущие ученые движения [[Хасидей Ашкеназ]], Эльазар бен Йеhуда превратился в легенду. Согласно восходящей к XIII в. традиции, Эльазар бен Йеhуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/15044 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 555–557]
+

Текущая версия на 22:17, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Бен-Йеhуда, Эльазар
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация