|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Бейт Шамай (школа)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Raphael
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/05/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Бейт Шамай''' ({{lang-he|בית שמאי}} – «Дом Шамая») – школа, основанная мудрецом Шамаем.
| + | |
- | {{также|Бейт Гиллель}}
| + | |
- | == История школы ==
| + | |
- | | + | |
- | «[[Трактат отцов]]» рассказывает, что «[[Моше]] принял [[Тора|Тору]] на [[Синай|Синае]] и передал ее [[Йеhошуа бин Нун|Йеhошуа]], Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых <…> Шимон-праведник был последним из [ученых] Великого собрания. Антигон из Сохо принял [Тору] от Шимона-праведника». После Антигона знание передавалось парам мудрецов из рук в руки. Пятой парой в этой очереди были Шамай и Гиллель (конец I века до н.э.): «Гилель и Шамай приняли [Тору] от них» («Трактат Отцов» 1:12)
| + | |
- | | + | |
- | Шамай как и Гиллель внёс огромный вклад в развитие [[Галаха|Галахи]], но стоит иметь в виду, что деятельность Бейт Шамай относится уже к эпохе танаев (10-200 гг. н.э), а точнее к первому поколению танаев (10-80 гг. н.э.).
| + | |
- | == Биография Шамая ==
| + | |
- | О личности Шамая известно мало. Некоторые исследователи отождествляют его с Самайасом (или Самеасом), который, по сообщению [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], резко осудил своих коллег по [[Синедрион]]у, не решившихся предать будущего царя [[Ирод]]а I суду по обвинению в убийстве, и предсказал, что после прихода Ирода к власти все они будут казнены (Древ. 14:172–175); однако более вероятно, что речь в этом фрагменте идет о Шмае, который, согласно еврейской традиции, возглавлял Синедрион в середине 1 в. до н. э. В Мишне говорится, что Шамай стал председателем [[бет-дин]]а, сменив на этом посту некоего Менахема (Хаг. 2:2), по предположению Л. Гинцберга, — Менахема-[[Ессеи|ессея]], упоминаемого Иосифом Флавием (Древ. 15:373–378).
| + | |
- | | + | |
- | Шамай слыл человеком суровым и раздражительным: например, он резко отчитал нееврея, который сказал, что признает Письменную, но не [[Устная Тора|Устную Тору]]; на язычника, попросившего преподать ему весь Закон за то время, пока он стоит на одной ноге, Шамай замахнулся строительной меркой (Шаб. 30б-31а). Этим преданиям в известной мере противоречит наставление Шамая, приведенное в [[Мишна|Мишне]]: «Постоянно занимайся Торой; говори мало, а делай много; принимай всех с приветливым видом» (Авот 1:15).
| + | |
- | | + | |
- | == Учение Шамая ==
| + | |
- | | + | |
- | Из примерно 20 [[Галаха|галахических]] суждений Шамая лишь две трети более строги, чем соответствующие решения Гиллеля. По ряду вопросов Шамай занимал более жесткую позицию, чем все остальные законоучители: так, он полагал, что ответственность за наемное убийство должен нести не только преступник, но и тот, кто его нанял (Кид. 43а); Шамай заставлял поститься в [[Йом-Кипур]] своего несовершеннолетнего сына (Тосеф., Иома 4:2). В пяти спорных случаях Шамай придерживался более радикальных взглядов, чем его собственные ученики (Эд. 1:7,8,10,11). Вместе с тем, иногда он в одиночку отстаивал облегчительное толкование закона, например, учил, что в непродолжительные морские путешествия можно отправляться даже в канун [[Шабат]]а. Согласно Тосефте, Шамай не видел нужды в особом постановлении, которое запрещало бы засевать поле, обработанное в [[йовель|седьмой год]] с целью повышения плодородия почвы (Тосеф., Шви. 3:10). Исследователи полагают, что Шамаю была присуща не столько излишняя строгость, сколько тенденция к буквальному пониманию установлений Торы.
| + | |
- | | + | |
- | == Бейт Шамай ==
| + | |
- | | + | |
- | К школе Шамая принадлежали главным образом представители высших слоёв общества Израиля. В своём мнении Бейт Шамай придерживался системы точного грамматического анализа каждого стиха и каждого слова Торы, его толкования законов были тесно связаны с текстом Торы и как правило оказывались довольно строгими.
| + | |
- | | + | |
- | Стоит также отметить, что между школами Шамая и Гиллеля постоянно существовали споры из-за расхождений во мнениях. Однако, еврейская традиция определяет эти споры как "споры во имя Всевышнего" ("Авот", глава 5, мишна 17). Несмотря на полемику, "не избегали [сторонники] дома Шамая браков с женщинами из дома Гиллеля, [сторонники] дома Гиллеля - [браков с женщинами] из дома Шамая" (трактат Мишны "Йевамот", глава 1, мишна 4). Таким образом, существование двух школ не привело к расколу еврейского народа.
| + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/14731 КЕЭ, том 10, Статья Шаммай]
| + | |
- | * Йосеф Агур. «Введение в Устную Тору», ч.1. Тель-Авив, Издательство Открытого университета, 2005
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |