м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Бейт Гиллель (школа)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Raphael
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/05/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Бейт Гиллель''' ({{lang-he|בית הלל}} – «Дом Гиллеля») – школа, основанная мудрецом Гиллелем.
| + | |
- | {{также|Бейт Шамай}}
| + | |
- | == История школы ==
| + | |
- | | + | |
- | «[[Трактат отцов]]» рассказывает, что «[[Моше]] принял [[Тора|Тору]] на [[Синай|Синае]] и передал ее [[Йеhошуа бин Нун|Йеhошуа]], Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых <…> Шимон-праведник был последним из [ученых] Великого собрания. Антигон из Сохо принял [Тору] от Шимона-праведника». После Антигона знание передавалось парам мудрецов из рук в руки. Пятой парой в этой очереди были Шамай и Гиллель (конец I века до н.э.): «Гилель и Шамай приняли [Тору] от них» («Трактат Отцов» 1:12)
| + | |
- | | + | |
- | Гиллель как и Шамай внёс огромный вклад в развитие Галахи, но стоит иметь в виду, что деятельность Бейт Гиллель относится уже к эпохе танаев (10-200 гг. н.э), а точнее к первому поколению танаев (10-80 гг. н.э.).
| + | |
- | | + | |
- | == Биография Гиллеля ==
| + | |
- | | + | |
- | Гиллель (Хиллел) (конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э.) родился в [[Вавилон]]ии и потому его иногда называют Гиллель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а); согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду Давида (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Гиллеля — ха-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бет-дина. Гиллель занимал должность главы Синедриона, на которую, согласно талмудическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.). Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Гиллель исполнял должность наси, следует датировать концом эпохи Ирода I (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.)
| + | |
- | === Личность Гиллеля ===
| + | |
- | В талмудических источниках Гиллель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать<ref>Беца 20а</ref>. Внимание Гиллель к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Гиллель отдал некому обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Гиллель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль<ref>Кт. 67б</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Личность Гиллеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Гиллель привнес в изучение Торы и в методы выведения алахот, его сравнивали с [[Эзра|Эзрой]], который, как и Гиллель, пришел в [[Иерусалим]] из Вавилонии и вновь утвердил там Тору: "Сначала, когда была забыта Тора в Израиле, пришел Эзра из Вавилонии и восстановил ее. Когда же снова была забыта Тора, пришел Гиллель-вавилонец и восстановил ее".<ref>Сук. 20а</ref>
| + | |
- | Гиллель считается одним из основоположников особой системы изучения Закона, получившей название "алахический [[мидраш]]". По мнению некоторых исследователей, он первым начал создавать мидраши, другие же считают, что Гиллель сформулировал семь основных принципов толкования Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Больше всего в [[Агада|Агаде]] подчеркивается сдержанность Гиллеля. В Вавилонском Талмуде<ref>трактат "Шаббат", листы 30б-31а</ref> приведен рассказ о том, как двое поспорили, удастся ли им вывести Гиллеля из себя. Для этого они стали задавать мудрецу различные бессмысленные вопросы. На каждый из них Гиллель отвечал с большим терпением. Наконец один из спорщиков с раздражением сказал Гиллелю: "Пусть среди евреев будет поменьше таких, как ты... из-за тебя я потерял четыре сотни зуз (вавилонская монета)". На это второй ему ответил: "Для того он и Гиллель, чтобы ты потерял из-за него четыреста зуз, а Гиллель из себя не выйдет".
| + | |
- | | + | |
- | Гиллель поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия. В противоположность Шаммаю, Гиллель с готовностью принимал в прозелиты, даже когда человек ставил условия за свое обращение в иудаизм. Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Гиллель обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Гиллель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий»<ref>Шаб. 31а</ref>. Религиозно-этическое мировоззрение Гиллель нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет»<ref>трактат Авот 1:13</ref>. Свою веру в божественное воздаяние Гиллель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`»<ref>трактат Авот 2:6</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Широко известные высказывания Гиллеля отражают также его особый подход к жизни и к отношениям между людьми. Например, "Гиллель говорил: "Слушайте, ученики Аарона, - любите мир и стремитесь к миру, любите здоровье и не жалейте его, изучая Тору"<ref>трактат Авот, глава 1, мишна 12</ref>. Еще одно высказывание Гиллеля гласит: "Да не будет никто радоваться среди плачущих и плакать среди радующихся; да не будет никто бодрствовать среди спящих и спать среди бодрствующих; да не будет никто стоять среди сидящих и сидеть среди стоящих. Вот основное правило - пусть не отличается мнение каждого от мнения его ближних и всех людей"<ref>книга "Масехет Дерех Эрец", глава 5</ref>.
| + | |
- | == Бейт Гиллель ==
| + | |
- | | + | |
- | В противоположность школе Шамая, школа Гиллеля отличалась гибким подходом к пониманию Торы. Согласно представлениям этой школы, толкование должно передавать не буквальный смысл написанного, а дух и общие тенденции Торы. Суждения, учеников Гиллля создавали условия для развития и расширения Галахи, поскольку они не были ограничены рамками буквального понимания текста; это позволяло применять конкретным условиям общественной жизни
| + | |
- | | + | |
- | Стоит также отметить, что между школами Шамая и Гиллеля постоянно существовали споры из-за расхождений во мнениях. Однако, еврейская традиция определяет эти споры как "споры во имя Всевышнего"<ref>"Авот", глава 5, мишна 17</ref>. Несмотря на полемику, "не избегали [сторонники] дома Шамая браков с женщинами из дома Гиллеля, [сторонники] дома Гиллеля - [браков с женщинами] из дома Шамая"<ref>трактат Мишны "Йевамот", глава 1, мишна 4</ref>. Таким образом, существование двух школ не привело к расколу еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски == <references/>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11172 КЕЭ, том 9, Статья Хиллел]
| + | |
- | * Йосеф Агур. «Введение в Устную Тору», ч.1. Тель-Авив, Издательство Открытого университета, 2005
| + | |