|
|
(41 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Персона
| + | #redirect [[:ej:Ашкенази, Иеhуда Леон (Маниту)]] |
- | | имя=Иеhуда Леон Ашкенази (Маниту)
| + | |
- | | портрет=Manitu.jpg
| + | |
- | | описание=
| + | |
- | | оригинал имени =
| + | |
- | | дата рождения= 1922
| + | |
- | | место рождения=
| + | |
- | | дата смерти= 1996
| + | |
- | | место смерти=
| + | |
- | | место захоронения=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Иеhуда Леон Ашкенази (Маниту)''' (1922-1996) – Еврейский философ каббалист один из ведущих преподавателей иудаизма во Франции после Второй Мировой войны.
| + | |
- | | + | |
- | ===Биография===
| + | |
- | Родился в Алжире в 1922 в семье, ведущей свой род от ученика Аризаля – рава [[Иосефа Ибн Тубуль|Иосефа Ибн Тубуля]]. Отец – главный раввин Алжира. Рав Ашкенази изучал каббалу, одновременно учился в иешиве и в алжирском университете. В 1943 году он был мобилизован во внешний легион французской армии, в числе прочих евреев, граждан Франции. Воевал в пехотных войсках, был ранен. После Второй Мировой войны переселился во Францию и участвовал в основании еврейского молодежного движения Франции: [[Цофим]], где и получил прозвание «Маниту»[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%83] (Большой Дух – по индейски). По призыву [[Роберт Гамзун|Роберта Гамзуна]] (Кастора)– поступил в на один год в школу еврейского руководства – [[Орсей]], там учился у [[Яков Гордин|Якова Гордина]], и одновременно усовершеннствовал свои знания в области антропологии и философии в Сорбоне в Mussée de l’Homme (Музее Человека)[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_(%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6)] .
| + | |
- | | + | |
- | В числе многих образовательных проэктов, в которых участвовал рав Ашкенази было также основание «Парижской Школы Еврейской Мысли» (L’école de Pensée), интеллектуально-духовного движения, возникшего во Франции после Второй Мировой Войны. Общим в подходе основателей этого движения было понимание, что для современного поколения отдалившегося от традиции требуется изложение Торы на языке современной кульуры, что приводит к необходимости обновлению языка передачи еврейской традиции. Вместе с профессором [[Левинас, Эммануэль|Эмануэлем Левинасом]] и профессором [[Неер Андре|Андре Неером]], рав Маниту участвовал в ежегодных конгрессках этой организации.
| + | |
- | | + | |
- | После Шестидневной Войны, рав Маниту совершил [[Алия (репатриация в Израиль)|алию]] и поселился в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. Он стал духовным лидером франкоговорящих евреев живущих в Израиле, и вместе с тем продлжал регулярно выезжать за границу с целью преподования. Умер в Иерусалиме 9 хешвана 5757 (1996) года в возрасте 74 лет.
| + | |
- | | + | |
- | ===Учение и Влияние===
| + | |
- | | + | |
- | Рав Ашкенази обладал глубокими знаниями в еврейском традиционном учении, и вместе с тем был широко образован в области современной западной мысли. В углубленном изучении философии, он видел средство для познания Торы, а не самоцель. В своем учении, р. Ашкенази основывался на трудах [[Маhараль из Праги|Маhараля]], [[Луцатто, Моше Хаим |Рамхаля]], [[Йешаяху бен Авраам hа-Леви из Горвиц|hа-Шла hа-Кадош]], рава [[Элияhу бен Амугз|Элияhу бен Амугза]], рава [[Кук, Авраам Ицхак|Авраама Ицхака Кука]] и рава [[Ашлаг Йегуда Лейб (Бааль Сулам )|Иеhуды Ашлага]] (автора комментария [[Сулам]] к книге [[Зоhар]]). Вместе с тем, Маниту развил свой индивидуальный подход, при котором он пытался раскрыть значение различных аспектов еврейской традиции в ее соотношении с мировой культурой. В своем учении он сочетал различные, и часто противоречивые источники, так что из соединения различных фрагментов складывалась цельная картина Еврейской Торы, проясняющей жизненно важные современные проблемы. В соответствии с методикой р.Мониту эти проблеммы рассматривались в контексте сравнения различных культур, с точки зрения метаистории. Рав Ашкенази обладал уникальной способнотью, сочетая в своем учении Тору, [[Мидраш]] и [[Каббала|Каббалу]] с понятиями и терминами современного западного мира, прояснить основные понятия иудаизма и дать ученикам возможность углубленного постижения еврейской традиции.
| + | |
- | | + | |
- | Свое историософское учение Маниту называл «Учение о родословиях» (Торат hа-[[Толдот]]), поскольку сама Тора для обозначения понятия «история» пользуется термином «Толдот». Это учение основывается на мидрашах и на трудах крупнейших еврейских философов, которые во всех поколениях рассматривали исторические процессы с точки зрения Торы, и особенно с точки зрения книги [[Бытие]]. Каждый персонаж книги Бытие представляет собой определенный человеческий тип, играющий важную роль в человеческой истории, в то время, как история сама - является ареной развития человеческого типа.
| + | |
- | | + | |
- | Народ Израиля занимает центральное место в процессе этого развития. Рав Ашкенази видит в типе «Иври» («Еврея») особенности, которые проявляются начиная с Праотца Авраама и до наших дней. Он подчекивал важность перехода в наши дни от галутного иудаизма к израильскому национальному осознанию, через осознание «ивриют» (еврейства).
| + | |
- | | + | |
- | Маниту оставил большое число учеников и последователей, которые продолжили оказывать влияние на развитие религиозного сионизма в качестве раввинов, преподователей и исследователей. Среди них такие известные люди, как рав Элияhу Зини, рав [[Шерки, Ури|Ури Шерке]], рав [[ Авинер Шломо|Шломо Авинер]]. Вметсте с тем, поскольку рав Ашкенази занимался в основном французским еврейством, большая часть его учения изложена по французски, и до последнего времени он почти не был известен в мире иудаизма. После кончины рава Ашкенази, когда многие его произведения были переведены на иврит, в Израиле появился глубокий интерес к его учению. Некоторые из его учеников основали учебные заведения его имени, как например: Бейт Мидраш «Хемдат Иеhуда» в Иорданской долине и «Ноцер Хесед ле-Иеhуда» - в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | ===Книги===
| + | |
- | *עשרה נסיונות נתנסה אברהם אבינו, הוצאת נוצר חסד ליהודה, מר-חשון תשס"ב.
| + | |
- | *תקופת העומר - היבטים חדשים על תקופת פסח, העומר, חג העצמאות ושבועות, הוצאת נוצר חסד ליהודה, אייר תשנ"ט.
| + | |
- | *סוד העברי - יסודות האמונה לאור פסוקי התורה (סדרה בת חמישה כרכים). כתבה: ד"ר גבריאלה בן שמואל / ערך: ישראל פיבקו, ספרית חוה-בית אל. חלק א', תשס"ה. חלק ב', סיוון תשס"ט.
| + | |
- | *מספד למשיח, בעריכת: הרב אליקים (פייר) שמשוביץ, ישראל פיבקו ואיתי אשכנזי, ספרית חוה-בית אל, תשס"ו.
| + | |
- | *סוד לשון הקודש, יסודות הקבלה הספרדית לפי ספר שערי אורה לר' חיים יוסף ג'יקטיליה. בעריכת ר' שלמה בן נעים, ישראל פיבקו ואיתי אשכנזי, ספרית חוה-בית אל, תשס"ו.
| + | |
- | *פרקים מתוך הספר מסורת בעידן המודרני - חכמים ספרדים בדורות האחרונים, כרך בסדרת "עם הספר", בעריכת הרב יצחק שוראקי. הוצאת ידיעות אחרונות, אייר תשס"ט.
| + | |
- | *סוד מדרש התולדות, בעריכת חיים רוטנברג, ספרית חוה-בית אל, סיוון תשס"ט.
| + | |
- | *מדרש בסוד ההפכים - מאמרים על זהות עברית-מוסרית, בעריכת איתי אשכנזי, בהוצאת ידיעות אחרונות ובית מורשה, אלול תשס"ט.
| + | |
- | | + | |
- | Книги по французски:
| + | |
- | | + | |
- | *כי מציון כרך א' - על המועדים, כרך ב' - על פרשות השבוע.
| + | |
- | *הדיבור והכתב שני כרכים - הרצאות על היהדות ועל נושאים שונים שניתנו במסגרת כנסי *האינטלקטואלים היהודים בשנות החמישים והשישים.
| + | |
- | 13 חוברות של שיעורי מעיינות; ועוד.
| + | |
- | | + | |
- | ===Ссылки===
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | ===Дополнения===
| + | |
- | #Полная биография Маниту в книге Когински, Михeль «Еврей Иудейского происхождения». Koginsky, Michel. D’origine Juive. Hommage Au Rav Yehouda Léon Askénazi, Jérusalem 1998
| + | |
- | #Полный список книг и дисков на иврите и по французки с уроками[http://www.manitou.org.il/hebrew/catalog.php]
| + | |
- | – в сайте института Маниту.
| + | |