м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Апостол Павел]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=22/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Апостол Павел''' (Савл, Саул, {{lang-he|שאול}} — Шауль) (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» ({{Библия|Рим|11:13}}), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета.
| + | |
- | | + | |
- | == Жизнь ==
| + | |
- | === Происхождение ===
| + | |
- | | + | |
- | Павел — еврей средиземноморской диаспоры родившийся в [[Тарс]]е<ref>Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).</ref>, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл ({{lang-grc|Σαῦλος}}, эллинизированная форма имени Шаул, {{lang-he|שאול}})<ref>В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.</ref>. Павел происходил из колена Вениаминова<ref>Рим 11:1, Фил 3:5.</ref>, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя [[Саул]]а.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Семья и воспитание ====
| + | |
- | | + | |
- | Отец Павла был [[фарисей|фарисеем]] (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия<ref>Фил 3:5; Гал 1:14; Деян 23:6, 26:5.</ref>. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство<ref>Деян 16:37—38, 22:25—29, 23:27. В Посланиях упоминаний об этом нет.</ref>, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени {{lang-lat|Paulus}} (в греческой транскрипции {{lang-grc|Παῦλος}}), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» ([[1-е к Коринфянам|1 Кор]] 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.
| + | |
- | | + | |
- | В Деян 22:3 Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в [[Иерусалим]]е] при ногах [[Гамалиил]]а, тщательно наставленный в отеческом законе». Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно<ref>Доводы против ученичества у Гамалиила, равно как и римского гражданства Павла и ряда других фактов, не находящих подтверждения в Посланиях, приводятся, в частности, в Roetzel, C. ''Paul: The Man and the Myth'', Columbia: University of South Carolina, 1998. В фарисействе времён Павла шли постоянные споры между последователями раввинов [[Гиллель|Гиллеля]] и [[Шаммай|Шаммая]]. Гамалиил принадлежал к более «мягкой» школе Гиллеля, в то время как рисуемый Деяниями и Посланиями образ Павла-фарисея явно ближе к «суровым» шаммаитам (Райт, стр. 26-37). Это может говорить о расхождении в убеждениях между Савлом и его учителем.</ref>, то Павел обучался [[Тора|Торе]] и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раббана [[Гамлиэль hа-Закен|Гамлиэля Старшего]]. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла<ref>Например, Рим 4:3—25, Гал 3:8—14 и 2 Кор 3:7—18 можно рассматривать как примеры [[мидраш]]а. Об использовании в Новом Завете приёмов еврейской экзегезы ([[таргум]], [[мидраш]], [[пешер]], типология и аллегория) см. Данн, стр. 122—32; Толкование Нового Завета, стр. 239—264.</ref>, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на [[иврит]]е, а её греческий перевод, [[Септуагинта]]. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
| + | |
- | | + | |
- | Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1 Кор 9:13—15).
| + | |
- | | + | |
- | В 1 Кор 7:8 Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете не сказано. Однако, поскольку для правоверного иудея было странным и даже позорным оставаться холостым, вполне возможно, что Павел был женат, но рано овдовел.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Связи с эллинизмом ====
| + | |
- | | + | |
- | Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом [[идиома]]тическом греческом языке<ref>Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или [[Арамейский язык|арамейски]], так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел [[Апостол Павел#Участие в преследовании христиан|''Участие в преследовании христиан'']].</ref>. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке<ref>Книга Raphael Lataster "Was the New Testament Really Written in Greek?". В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ [http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm] частичный перевод этой книги [http://dionisiy-drev.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4+%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F].</ref>. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам<ref>В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного стоического философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора Тиберия.</ref>. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
| + | |
- | | + | |
- | Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики<ref>Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. ''Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia'', Philadelphia: Fortress, 1979.</ref>. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста<ref>В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа Менандра («Таис», фр. 218), в Послании к Титу 1:12 — сочинение Эпименида «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из дидактической поэмы Арата из Сол «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.</ref>. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов<ref>Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: ''Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian'', Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', ''Novum Testamentum'', 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Участие в преследовании христиан ===
| + | |
- | | + | |
- | Судя по Деяниям Апостолов, Павел был моложе Иисуса<ref>При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.</ref>. В Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
| + | |
- | | + | |
- | В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан<ref>1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Убийство Стефана ====
| + | |
- | Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители [[синагога|синагог]] «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)<ref>Левинская, стр. 212—215.</ref>, одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.<ref>Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul's Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', ''Journal of Biblical Literature'', 95, 1976, pp. 97—111).</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Причины и характер преследований ====
| + | |
- | | + | |
- | Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
| + | |
- | | + | |
- | * ''Проповедь распятого Мессии''. «...для Иудеев соблазн<ref>{{lang-grc|σκάνδαλον}} — «скандал», соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.</ref>...» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Гал. 3:13 Павел цитирует [[Второзаконие]] 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»<ref>Распятие — разновидность повешения; дерево — метонимия деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как [[Иисус Навин]] повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях ([[Книга Иисуса Навина|''Иисус Навин'']] 10:26)). Крест несколько раз назван деревом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации [[Второзаконие|Втор]] 21:23 Павлом.</ref>. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию<ref>Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном [[иудаизм]]е того времени не было. Толкование 53-й главы [[Книга пророка Исаии|книги]] пророка [[Исайя|Исайи]] как пророчества об искупительной жертве Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть [[Ессеи|Кумранская община]]. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании [[Исайя|Ис]] 53, см. Fishbane, M. ''Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation'', In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) ''Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco'', Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к [[Кумранские рукописи|свиткам Мёртвого Моря]].</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | * ''Критика [[Иерусалимский Храм|храмового]] [[культ]]а''. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме. В речи Стефана перед [[Синедрион]]ом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
| + | |
- | | + | |
- | В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином ([[2-е к Коринфянам|2 Кор]] 11:23—24)<ref>Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются [[Мишна|Мишной]] (''Санхедрин'' 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.</ref>. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах<ref>На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294-301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. ''Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church'', Minneapolis: Fortress, 1992.</ref>, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое [[Саддукеи|саддукейское]] священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска.
| + | |
- | | + | |
- | === После обращения ===
| + | |
- | Как повествует книга Деяний, на пути в [[Дамаск]] он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром (Гал. 1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк ([[Деяния апостолов|Деян.]]12:24).
| + | |
- | | + | |
- | Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (''фарисейской ереси'') за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора([Деян.15:1-6).
| + | |
- | | + | |
- | Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.
| + | |
- | Апостол Павел стал ревностным проповедником христианства в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. | + | |
- | | + | |
- | Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в [64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{commonscat|Saint Paul}}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Дэвид Ауни
| + | |
- | |заглавие = Новый Завет и его литературное окружение
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2000
| + | |
- | |издательство = РБО
| + | |
- | |isbn = 5-85524-110-6
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Ален Бадью
| + | |
- | |заглавие = Апостол Павел. Обоснование универсализма
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = Университетская книга
| + | |
- | |isbn = 5-85133-062-7
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Рудольф Бультман
| + | |
- | |заглавие = Избранное: Вера и понимание
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2004
| + | |
- | |издательство = РОССПЭН
| + | |
- | |isbn = 5-8243-0493-9
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Джеймс Д. Данн
| + | |
- | |заглавие = Единство и многообразие в Новом Завете
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-014-2
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Епископ Кассиан (Безобразов)
| + | |
- | |заглавие = Христос и первое христианское поколение
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2003
| + | |
- | |издательство = ПСТБИ
| + | |
- | |isbn = 5-7429-0106-2
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= И. А. Левинская
| + | |
- | |заглавие = Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-033-9
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Брюс М. Мецгер
| + | |
- | |заглавие = Новый Завет: контекст, формирование, содержание
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2006
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-149-1
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор=
| + | |
- | |заглавие = Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание с историко-филологическими примечаниями
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2006
| + | |
- | |издательство = РБО
| + | |
- | |isbn = 5-85524-323-0
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Н. Т. Райт
| + | |
- | |заглавие = Что на самом деле сказал апостол Павел
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2004
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-085-1
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III
| + | |
- | |заглавие = Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2001
| + | |
- | |издательство = Библия для всех
| + | |
- | |isbn = 5-7454-0545-7
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор=
| + | |
- | |заглавие = Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2004
| + | |
- | |издательство = Библия для всех
| + | |
- | |isbn = 5-7454-0835-9
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= Макрей Дж.
| + | |
- | |заглавие = Жизнь и учение апостола Павла
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = Черкассы.
| + | |
- | |год = 2009
| + | |
- | |издательство = Коллоквиум
| + | |
- | |isbn = 978-966-8957-13-0
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Христианство]]
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |