Антиталмудическая полемика

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «ишша» на «иша»)
(Перенаправление на ej:Антиталмудическая полемика)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Антиталмудическая полемика]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=20/12/2010
+
-
}}
+
-
{{main|Талмуд}}
+
-
 
+
-
'''''См. также  {{pubs|Проект "Борьба с интеллектуальным антисемитизмом"}}'''''
+
-
 
+
-
== В 13-15 вв. ==
+
-
 
+
-
 
+
-
До 13 в. Талмуд был достоянием изучающих его и почти не был известен за пределами еврейских общин. Единичные упоминания о Талмуде есть в трудах отцов церкви, однако эти упоминания свидетельствуют об отсутствии непосредственного знакомства с источником. Только в 13 в. Талмуд оказался в центре внимания христианских богословов. Их знакомство с Талмудом произошло через евреев-выкрестов, получивших традиционное еврейское образование. Почерпнутые сведения стали одним из средств в религиозно-идеологической борьбе христианства против иудаизма. Христианские идеологи обвиняли Талмуд в том, что он создает собственную теологию, подменяющую истинную теологию пророков, что это антихристианское сочинение, содержащее «богохульные» высказывания против Творца и против Иисуса, что сочинение алогично, аморально, негуманно. Для подтверждения этих положений использовались выдержки из Талмуда, где слова «гой» или «идолопоклонник» были переведены как «христианин»; немногочисленные и зачастую туманные высказывания об Иисусе и о его последователях были преувеличены и истолкованы тенденциозно. В 1239 г. в ряде булл папы римского Григория IX Талмуд был определен как книга антихристианская и чрезвычайно вредная, которая служит причиной болезненного упрямства евреев в их приверженности вере предков.
+
-
 
+
-
На самом деле христианство вовсе не представляло проблемы для амораев Вавилонии, хотя бы потому, что они жили далеко от стран, где эта религия распространялась. Амораи Эрец-Исраэль вели полемику с христианами-евреями и византийцами, однако документальных свидетельств этого в Талмуде немного, и их полемический запал значительно уступает резкости антиримских, антиидолопоклоннических выпадов. Сведения об Иисусе и христианах носят характер хроникальных сведений, приведенных между прочим; современники, вероятно, не видели в христианстве серьезной идеологической опасности. В Талмуде содержится критика верований идолопоклонников, но отношение к христианским догмам не выражено, за исключением упоминания евангелий в числе книг отступников.
+
-
 
+
-
Базельское печатное издание Талмуда, издателем которого был христианин, а цензором — еврей-выкрест, было подвергнуто жесткой цензуре. Каждое слово гой или мин (`отступник`) было заменено на цдуки (саддукей), эпикорос, кути (самаритянин) и т. д., нередко в ущерб прямому смыслу текста. Слово «Талмуд» заменили на слово «Гемара» или «Шас» («Шиша сидрей Мишна»), поскольку считалось, что название Талмуд имеет для христиан антихристианскую коннотацию.
+
-
 
+
-
=== Сожжение Талмуда ===
+
-
 
+
-
В 1236–38 гг. отступник Николай Донин из города Ла-Рошель (Франция) подал папе римскому Григорию IX донос о «злодейских измышлениях» Талмуда, состоявший из 35 параграфов, снабженных цитатами из Вавилонского и Иерусалимского Талмудов в переводе на латинский язык Перевод в большинстве случаев был точным, однако интерпретация текста имела явную тенденцию представить Талмуд антихристианским сочинением.
+
-
 
+
-
9 июня 1239 г. Григорий IX велел духовенству Англии, Арагона, Наварры, Кастилии, Леона, Португалии произвести расследование о верности изложенного в доносе.
+
-
 
+
-
3 марта 1240 г. утром, в час субботней молитвы, по указу папы были конфискованы еврейские книги в ряде городов Европы.
+
-
 
+
-
28 июня 1240 в Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Диспуту был придан характер судебного разбирательства с заранее предопределенным исходом. Защитниками выступали четыре раввина, возглавляемые крупнейшим знатоком Талмуда той эпохи рабби Иехиэлем бен Иосефом из Парижа, однако они не смогли повлиять на исход диспута.
+
-
 
+
-
17 октября 1244 г. было публично сожжено множество еврейских книг. Этот день впоследствии стал днем поста. Этим событиям Меир бен Барух из Ротенбурга посвятил траурную элегию «Шаали сруфа ба-эш...» (1242; «Спроси, сожженная огнем...»).
+
-
 
+
-
Публичные сожжения Талмуда устраивались в 1230, 1235, 1240, 1242 и 1248 гг. Папа римский издавал буллы, требовавшие прекращения распространения Талмуда. Волна гонений распространилась и в Испании. 20 июля 1263 г. во дворце короля был организован диспут. Защитником «еврейского учения» выступал [[Нахманид]], а обвинителем — отступник Пабло Кристиани.
+
-
 
+
-
Массовые конфискации еврейских книг, завершившиеся их публичным сожжением, произошли во Франции в 1319–20 гг. и в Риме в 1322 г.
+
-
 
+
-
== В 16 -18 вв. ==
+
-
 
+
-
В начале 16 в. Доминиканский орден развил бурную антиталмудическую деятельность и наделил И. Пфефферкорна правом проверять и приговаривать к уничтожению еврейские книги. Пфефферкорн подготовил сожжение Талмуда во Франкфурте-на-Майне, однако евреям Германии удалось опротестовать и предотвратить готовившееся судилище. Согласно постановлению властей, тяжба о судьбе Талмуда должна была быть передана третейскому судье — беспристрастным христианским интеллектуалам. Эта роль была возложена на известного христианского ученого-гуманиста И. Рейхлина, который своими полемическими сочинениями и публичными выступлениями склонил общественное мнение к тому, что свобода вероисповедания предполагает свободное пользование существующей у евреев литературой. В результате конфискации и сожжения Талмуда были заменены жесткой внешней цензурой, которая сочеталась с не менее жесткой внутренней цензурой самих еврейских издателей, которые боялись гнева христиан и пытались его предотвратить. Начиная с 1520 г., с разрешения папы римского в Венеции, издатели-христиане издали полный Иерусалимский и Вавилонский Талмуды для нужд еврейского населения. Однако уже в середине 16 в. возобновились антиталмудические гонения, и в 1553 г. в Риме было публично сожжено немало печатных изданий и рукописей Талмуда. С 1553 г. по 1559 г. в разных городах Италии состоялись публичные сожжения Талмуда и других еврейских книг. По свидетельству инквизиции, только в Кремоне было сожжено двенадцать тысяч экземпляров.
+
-
 
+
-
В 1554 г. на съезде еврейских общин в Ферраре было решено запрещать издание любой еврейские книги, если на него не получено одобрения трех раввинов и разрешения общины, ближайшей к месту издания. Подобное же решение было принято в 1585 г. в Падуе, а в начале 17 в. Ва‘адом четырех земель в Польше.
+
-
 
+
-
В конце 16 в. католические церковные власти составили так называемые индексы — списки запрещенных еврейских книг, подлежащих конфискации. В 1590 г. из этих индексов выкрест Доминик ди-Джерусалеми составил настольную книгу для цензоров.
+
-
 
+
-
Последнее публичное сожжение Талмуда состоялось в Каменец-Подольском в 1757 г., которое явилось следствием деятельности франкистской секты (см. Я. Франк, Саббатай Цви).
+
-
 
+
-
 
+
-
== В 19-20 вв. ==
+
-
 
+
-
В 1892–95 гг. в Германии протестантские теологи в антиталмудической полемике не гнушались ни ложными аргументами, ни клеветническими измышлениями. Такого рода полемическое сочинение — книга протестантского теолога И. Эйзенменгера «Открытие иудаизма». Еврей-выкрест из Праги О. Роллинг написал книгу «Талмудический еврей» (1871), в которой, невзирая на свою неосведомленность в Талмуде, пытался обосновать справедливость кровавых наветов «аргументами», взятыми из Талмуда.
+
-
 
+
-
Антиталмудические памфлеты служили источником для антисемитских пропагандистов нового времени — от авторов газеты «Штюрмер» до неофашистских идеологов современной России.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14021|ТАЛМУД}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Талмуд]]
+

Текущая версия на 22:01, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Антиталмудическая полемика
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация