м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Алфандари (семья)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Алфандари''' ( (Alfandari; Алфендери), семья, происходящая из Андалусии (Испания). Представители семьи Алфандари считали себя потомками [[Бецалель|Бецалеля]] из колена [[Иехуда|Иехуды]].
| + | |
- | | + | |
- | После изгнания из [[Испания|Испании]] (1492) члены семьи расселились по всей Османской империи и во Франции. В течение нескольких столетий представители семьи находились в числе крупнейших галахистов и общинных лидеров Турции (Стамбул, Бурса, Смирна /[[Измир]]/), Египта и Эрец-Исраэль. Первый, о ком сохранились сведения, — Ицхак бен Иехуда Алфандари умер в Толедо (1241). Яаков бен Шломо Алфандари из Валенсии и Шломо Зарца Алфандари перевели с арабского языка на иврит книгу «Сефер hа-ацамим» («Книга сущностей»), приписывавшуюся [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахаму Ибн Эзре]]. Имя Алфандари встречалось в документах в 1506 г. в Париже и Авиньоне, а в 1558 г. — в Лионе.
| + | |
- | | + | |
- | Члены семьи, поселившиеся после изгнания из Испании в Египте, были главным образом купцами. В документе 1515 г. из [[Каир|Каира]] упоминается купец Давид Алфандари, а также Ицхак Алфандари, совершивший деловую поездку в [[Йемен]]. Один из документов, относящихся к Ицхаку, сохранился в Испании (Гвадалахара). В период, предшествующий изгнанию из Испании, Ицхак арендовал дом у богатой христианки; дом был конфискован вельможей, приближенным ко двору, и стал предметом спора между претендентами на владение ими. Документ, в котором упоминается Ицхак, датирован октябрем 1494 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 16 в. часть семьи эмигрировала из Португалии в Египет, другая часть — [[Марраны|марраны]] — осталась в Португалии. Овадия Алфандари (середина 17 в.), по-видимому, представитель египетской ветви семьи, был последним, кто занимался сбытом шерстяных изделий ремесленников [[Цфат|Цфата]], где его называли «главой ремесленников». Из-за поборов местных властей Овадия был вынужден уехать и по пути в Египет был ограблен и убит (около 1661 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Яаков Алфандари (2-я половина 16 в.), видный галахист, принадлежавший к турецкой ветви семьи, был отцом двух известных раввинов — Хаима и Шабтая. Хаим Алфандари (позднее прозванный Старшим; 1588–1640) был известным галахистом, общинным лидером и [[Даян|даяном]] в Стамбуле, где он родился. Хаим написал множество [[Респонсы|респонсов]] (четыре из них находились в собственности его внука, Хаима бен Ицхака). Среди его корреспондентов был известный талмудист Иосеф ди Трани (Магарит; 1568–1639). Хаим был также автором комментариев к большинству трактатов Талмуда и новелл к Арбаа Турим [[Яаков Бен Ашер|Яакова бен Ашера]], однако они не сохранились. Шабтай Алфандари (1590–?) в юности достиг известности как талмудист; переписывался с двумя знаменитыми галахистами из Цфата — Хией Рофе (1550–1618) и Иом Тов Цахалоном (1559 г. – после 1638 г.), с которыми установил тесные связи после посещения ими Стамбула.
| + | |
- | | + | |
- | Сыновья Хаима Старшего — Яаков (около 1620–95 гг.), один из ведущих галахистов Стамбула, и Ицхак Рафаэль (около 1622–87 гг.), ученик Иосефа ди Трани. С 1665 г. до самой смерти Ицхак Рафаэль был раввином общины города Бурса.
| + | |
- | | + | |
- | Сын Ицхака Рафаэля Алфандари, Хаим бен Ицхак Рафаэль (около 1660 г. – 1733 г.), раввин и каббалист, в 1681 г. познакомился в Бурсе с [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэлем Аврахамом Кардозо]] и попал под влияние его концепции Божества. Позднее Хаим бен Ицхак Рафаэль стал крайним саббатианцем (см. [[Саббатай Цви]]). Он подписывался «Хаим Цви», называл себя Мессией и собрал вокруг себя в Стамбуле группу последователей. Кардозо обвинил его в осквернении [[Суббота|субботы]] и нарушении [[Кашрут|кашрута]]. В 1696 г. Хаим бен Ицхак Рафаэль поселился в Иерусалиме как глава общины (реш мата). Он возглавлял там также [[Иешива|иешиву]]. Одно время Хаим бен Ицхак Рафаэль находился в Египте, где изучал труды [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]], имевшиеся в распоряжении внука [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаима Витала]], Моше Витала.
| + | |
- | | + | |
- | Он посетил также Цфат, однако к 1710 г. возвратился в Стамбул. Хотя Хаим бен Ицхак Рафаэль был одним из тех, кто одобрил [[Херем|херем]], наложенный на [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше|Нехемию Хайона]] (1714), в 1717 г. он стал посланцем Хайона и доставлял письма талмудистов Хеврона и [[Салоники|Салоник]] раввинам Стамбула, а в 1718 г. пытался примирить Хайона с Нафтали Кацем (1645–1719), который вместе с [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хиршем Ашкенази]] наложил на Хайона херем. Хаим бен Ицхак Рафаэль — автор сочинений «Эш дат» («Огонь веры», 1718, проповеди на темы Торы; заключительная часть «Муццал ме-эш» — «Спасенный из огня» — написана его дядей Яаковом) и «Маггид ме-решит» («Возвещающий от начала»), а также составитель сборника респонсов своего деда Хаима Старшего, заключение которого носит название «Дерех hа-кодеш» («Святой путь», 1710). Каббалистические труды Хаима бен Ицхака Рафаэля не сохранились.
| + | |
- | | + | |
- | Ахарон бен Моше Алфандари (1690?–1774), раввин и посек (см. [[Поским]]), преподавал в иешиве в Смирне, где служил также даяном. Около 1775 г. был назначен раввином в [[Хеврон|Хевроне]]. Наряду с многочисленными респонсами и галахическими постановлениями Ахарон бен Моше написал две большие книги: комментарий к сочинению [[Маймонид|Маймонида]] «Яд hа-хазака» под названием «Миркевет hа-Мишне» (почти вся рукопись сгорела в 1743 г. во время большого пожара в Смирне, оставшаяся часть была опубликована в 1755 г.) и «Яд Ахарон» («Рука Ахарона»), представлявшую собой попытку дополнить авторитетное сочинение Хаима Бенвенисте (1603–73) «Кнесет hа-гдола» («Великий собор»).
| + | |
- | | + | |
- | Хаим Алфандари, известный как Раббену, был во 2-й половине 18 в. раввином в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | Иосеф Алфандари, даян и проповедник в Стамбуле, был автором сборника респонсов «Торат Иосеф» («Учение Иосефа», 1868) и сборника проповедей «Ва-икра Иосеф» («И воззвал Иосеф», 1877).
| + | |
- | | + | |
- | Шломо Элиэзер бен Яаков Алфандари, известный как Меркадо, или Махараша (Морену hа-Рав Шломо Элиэзер; 1826 г. или 1829–1930 гг.), раввин, галахический авторитет. Родился в Стамбуле. С 25 лет возглавлял там иешиву; многие его ученики впоследствии стали видными галахистами. В возрасте 30 лет Шломо Элиэзер был избран членом (представителем еврейского населения) общего религиозного совета (маджлис) Османской империи. На основании старинных привилегий, дарованных евреям-сефардам при их поселении в Османской империи, добился отмены введенного султаном Абдул-Меджидом призыва евреев в армию. Позднее был назначен раввином Дамаска. В 1904 г. Шломо Элиэзер переселился в Эрец-Исраэль, был раввином Цфата. В 1926 г. переехал в Иерусалим. Авторитет Шломо Элиэзера признавался как сефардами, так и ашкеназами. Он являлся одним из крупнейших галахических авторитетов сефардского мира. Некоторые из его респонсов были опубликованы [[Ниссим, Ицхак|И. Ниссимом]] под названием «Шеелот у-тшувот Махараша» («Респонсы Махараша», 1932). Другие его труды пока не изданы.
| + | |
- | | + | |
- | Именем Шломо Элиэзера Алфандари названы улицы в ряде городов Израиля, включая Иерусалим.
| + | |
- | | + | |
- | Живший во Франции судья Фернанд Алфандари (1837–1910) был членом Кассационного суда в Париже (1894).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10170|АЛФАНДАРИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |