Алматы (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Алматы» в «Алматы (еврейский аспект)»: Название статьи должно отражать сущность ее содержания.)
(Перенаправление на ej:Алматы (еврейский аспект))
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}뿃뻃{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Алматы (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Алматы''' (в 1867–1921 гг. — город Верный, в 1921–91 гг. — Алма-Ата, столица Казахской ССР /с мая 1929 г./, в 1991–97 гг. — столица независимой Республики [[Казахстан]]), областной центр [[Республики Казахстан]].
+
-
 
+
-
В Верный, российскую колониальную крепость, доступ евреям из [[Черта Оседлости|черты оседлости]] не был разрешен. Тем не менее в 1897 г. здесь жили, по различным оценкам, от ста до трехсот евреев (торговцев и ремесленников, часть из них, по-видимому, не имела разрешения на постоянное проживание); была одна синагога.
+
-
 
+
-
В 1920–1930-е гг. еврейское население Алма-Аты увеличилось за счет миграций из западных районов. Евреи внесли большой вклад в развитие народного хозяйства и культуры города и республики. [[Брусиловский, Евгений Григорьевич|Е. Брусиловский]] был одним из основоположников профессионального казахского музыкального искусства.
+
-
 
+
-
В 1930-е гг. в Алма-Ате существовала тюрьма для политзаключенных, среди ее узников было немало евреев; многие из них работали на стройках города. В 1937 г. здесь был расстрелян [[Либер, Марк|М. Либер]] (по некоторым сведениям, также и [[Гоц, Абрам Рафаилович|А. Гоц]]). На еврейском кладбище города похоронен умерший в ссылке бывший раввин [[Днепропетровск|Днепропетровска]] Леви-Ицхак Шнеерсон (1878–1944; см. [[Шнеерсон, Менахем Мендл|М. М. Шнеерсон]]). Много евреев эвакуировалось в Алма-Ату в 1941–45 гг., в том числе деятели кино [[Рошаль, Григорий Львович|Г. Рошаль]], [[Эйзенштейн, Сергей Михайлович|С. Эйзенштейн]], Ю. Райзман (1903–91), которые работали в Центральной объединенной киностудии — ЦОКС; [[Вертов, Дзига|Д. Вертов]] работал в Алма-Атинской студии кинохроники. Евреи, прибывшие из западных регионов Советского Союза, жили и работали в столице советского Казахстана и в послевоенные годы. Видным кинорежиссером студии «Казахфильм» был Е. Арон (1906–1970), заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Главным режиссером Алма-Атинского театра русской драмы в 1945–57 гг. был Я. Штейн, в 1960-е гг. — А. Лакшин, среди ведущих артистов театра — Л. Майзель, А. Закк.
+
-
 
+
-
Антисемитские акции сталинского периода не обошли и Алма-Ату: в 1950 г. под предлогом необходимости строительства Центрального универмага снесли здание синагоги. Однако кадровая политика местных властей не была столь жесткой, как в Москве, и в Алма-Ате нашли приют многие изгнанные с работы в период борьбы с [[«Космополиты»|«космополитами»]]; среди них — И. Зак (1909–1998; впоследствии — народный артист РСФСР), который в 1952–55 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени Абая и поставил оперный спектакль «Дударай» по Е. Г. Брусиловскому. В Алма-Атинскую консерваторию приезжала учиться еврейская молодежь из [[Украина|Украины]] и других республик, где прием евреев в вузы был ограничен. Отношение к евреям в столице Казахской ССР было достаточно либеральным и в последующие годы. Так, когда московская печать подвергла разгромной критике книгу исторических эссе поэта-казаха О. Сулейменова «Аз и Я» (1975 г.; в числе прочего автора обвиняли и в сионизме, ибо в этой книге он назвал евреев «главным народом»), местные власти по существу взяли автора под свою защиту. Однако организованные формы еврейской национальной жизни в Казахстане, как и в других республиках Советского Союза, не разрешались. По переписи 1979 г. в Алма-Ате жили 8592 еврея (0,9% от всего населения республики).
+
-
 
+
-
С началом перестройки, в 1989 г., в Алма-Ате был создан еврейский культурный центр «Шалом» (директор И. Шварцман, с 1992 г.); в 1990 г. выпускалась газета под тем же названием. В 1990-х гг. возникает ряд еврейских общественных организаций — Региональный центр Ваада СССР (впоследствии — Ваад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор» (президент А. Б. Фиглин, родился в 1948 г.), [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|спортивное общество «Маккаби»]]. Действует синагога на Ташкентской улице, молодежная религиозная организация «[[Бней-Акива|Бней-Акива]]». Создано местное отделение движения прогрессивного иудаизма (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) и другие организации. Открыт еврейский детский сад, в 1992 г. создана воскресная школа.
+
-
 
+
-
В эти же годы происходит значительная эмиграция еврейского населения из города. Перепись 1989 г. зарегистрировала в столице Казахстана 7636 евреев (0,7% всего населения), в начале 1992 г. в Алматы жили 4626 евреев (0,4%). В 1989–94 гг. на постоянное жительство в Израиль через аэропорт Алматы вылетело 4111 человек, имеющих право на репатриацию согласно [[Закон О Возвращении|Закону о возвращении]], в 1995–2004 гг. — 14 004 человека.
+
-
 
+
-
Евреи принимают участие в политической жизни города и республики. Так, на первом съезде партии Народный конгресс Казахстана (председатель — О. Сулейменов) в июне 1992 г. евреи составили 3,8% делегатов; Ю. Е. Дуберман вошел в политический исполнительный комитет партии (12 человек).
+
-
 
+
-
В 1994 г. главным раввином Казахстана стал представитель [[Хабад|Хабада]] И. Кохен (родился в 1972 г.). В 1997 г. был открыт Еврейский культурный центр, был создан центр «Бет-Исраэль». Начало функционировать общество дружбы Казахстан — Израиль. В 1999 г. была открыта еврейская средняя школа. В том же году начал издаваться еврейский информационно-культурный вестник «Давар». В 1993/94 учебном году около 50 евреев Алматы обучались в [[Университет Открытый|Открытом университете]] Израиля.
+
-
 
+
-
В Алматы находится штаб-квартира созданного в 2002 г. на съезде в Москве Евро-Азиатского еврейского конгресса (президент [[Машкевич, Александр Антонович|А. Машкевич]]). В октябре 2002 г. конгресс провел в Алматы учредительную конференцию Евро-Азиатского совета раввинов, в котором приняли участие раввины и главы еврейских общин из 15 государств Европы и Азии.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10158|АЛМАТЫ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+

Текущая версия на 21:57, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Алматы (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация