Акеда ("Связывание Ицхака", "Жертвоприношение Исаака")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Категория:Сюжеты Ветхого Завета» на «Категория:Библейские сюжеты»)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}[[Файл:ReuternAbraham.jpg|thumb|220px|<center>Авраам приносит Исаака в жертву ([[Евграф Рейтерн]], [[1849 год]])</center>]]
+
#redirect [[:ej:Акеда ("Связывание Ицхака", "Жертвоприношение Исаака")]]
-
'''Жертвоприношение Исаака''' ({{lang-he|עֲקֵדָת יצחק}}, ''акеда́т Ицхак'' — букв. «связывание Ицхака») — приношение [[Исаак]]а в жертву Богу [[Авраам]]ом.
+
-
 
+
-
== Библейский рассказ ==
+
-
[[Файл:Rembrandt Harmensz. van Rijn 035.jpg|thumb|left|200px|<center>Жертвоприношение Исаака ([[Рембрант]], [[1635 год]])</center>]]
+
-
Согласно библейскому рассказу ({{Библия|Быт|22:1|-19}}), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:
+
-
 
+
-
{{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
+
-
Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
+
-
{{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}}
+
-
 
+
-
Следует заметить, что клятва умножить потомство Авраама давалась Господом и ранее ({{Библия|Быт|15:5}}; {{Библия|Быт|17:19}}; {{Библия|Быт|21:12}}). Таким образом, можно либо уяснить из текста, что Авраам верил этому более раннему обещанию; но можно истолковать такие сведения как результат дублирования традиций <ref> в гл.15 бог именуется только Яхве, а в главе 22 - обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве </ref>.
+
-
 
+
-
[[Файл:Узоры шираз 61.jpg|thumb|right|<center>Фреска с изображением [[Ибрахим]]а, которого останавливает ангел, не давая ему принести в жертву своего сына (музей Хафт Танан (Семь могил) в [[Шираз]]е)</center>]]
+
-
 
+
-
== В Коране ==
+
-
История жертвоприношения [[Ибрахим]]ом ([[Авраам]]ом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (37, 100–106):
+
-
{|
+
-
|{{начало цитаты}}
+
-
Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «''О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?''» Сын ответил: «''О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым''». Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз]… Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву.
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
|}
+
-
Сын Ибрахима в этом эпизоде в Коране по имени не назван, но в мусульманской традиции принято считать, что [[Исмаил (пророк)|Исмаил]] ([[Измаил (пророк)|Измаил]]), а не [[Исаак]] был «''дабиих Алла''» — жертвой, выбранной [[Аллах]]ом (так как дарование Аврааму сына Исаака упомянуто в тексте позднее - 37, 112) <ref> Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С.88 </ref>.
+
-
 
+
-
== Толкование ==
+
-
=== В иудаизме ===
+
-
 
+
-
[[иудаизм|Еврейская традиция]] рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. «Земля Мория», упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с [[Храмовая гора|горой Мория]] в [[Иерусалим]]е, на которой [[Соломон]] построил [[Иерусалимский храм|Храм]].<ref>{{Библия|2Пар|3:1}}</ref> Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
+
-
 
+
-
[[Мишна]]<ref>[[Мишна]], Таанит 2:4</ref> свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. [[Талмуд]]<ref>[[Талмуд]], Мегила 31а</ref> предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день [[Рош ха-Шана]] и объясняет обычай трубить в [[шофар]] (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.<ref>[[Талмуд]], Рош ха-Шана 16а)</ref>
+
-
 
+
-
В еврейской религиозной философии история жертвоприношения Исаака явилась предметом разнообразных толкований.
+
-
* [[Филон Александрийский]] считал, что Авраам руководствовался исключительно любовью к Богу.
+
-
* По [[Маймонид]]у, Бог, повелев Аврааму принести Исаака в жертву, желал не испытать Авраама, а создать эталон человеческой любви к Богу и преданности человека Божьей воле.
+
-
* По [[Нахманид]]у, Бог знал, как поступит Авраам, однако для самого Авраама испытание было настоящим, так как он не знал, как поступит Бог.
+
-
* Согласно [[Книга Зогар|Книге Зогар]], поскольку Авраам есть воплощение Божественного милосердия, Исаак — Божественной силы, а [[Иаков]] представляет собою принцип гармонизации, жертвоприношение Исаака приводит в движение сложный процесс, в итоге которого начала, представляемые Авраамом и Исааком, должны прийти к полной гармонии в Иакове.
+
-
* Различные толкования жертвоприношения Исаака, основанные также на понимании её как феноменализации любви человека к Богу и готовности следовать воле Его, дают выдающиеся представители [[хасидизм]]а.
+
-
 
+
-
Тема жертвоприношение Исаака развивается в Талмуде и в ряде [[Аггада|аггадических]] [[мидраш]]ей. В средневековой еврейской религиозной поэзии тема жертвоприношения Исаака (акеды) разрабатывалась в специальном одноимённом жанре.
+
-
 
+
-
=== В христианстве ===
+
-
В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению [[Отцы Церкви|Отцов Церкви]] [[Иисус Христос|Иисус]] сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: {{НЗ2|Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался|Ин|8:56}}. Это мнение содержится уже в трудах [[Ириней Лионский|Иринея Лионского]]<ref>Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56</ref> ([[II век]]), [[Григорий Богослов|Григория Богослова]]<ref>[http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/45.htm Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху]</ref> ([[IV век]]) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли [[Бог Отец|Бога Отца]], несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом [[Животворящий Крест|Креста]], а его путь на гору — [[Крестный путь|крестным путём]] на [[Голгофа|Голгофу]]. По причине такого толкования [[Православие|Православная церковь]] использует рассказ о жертвоприношении Исаака как [[паремия|паремию]] для [[вечерня|вечерни]] пятницы пятой недели [[Великий пост|Великого поста]] и [[Великая суббота|Великой субботы]].<ref>[http://biblia.org.ua/help/parimii1.html Ветхозаветные чтения Сырной седмицы и Святого Великого поста]</ref>
+
-
 
+
-
[[Файл:Abraham Sacrifice (icon) 01.jpg|thumb|left|220px|<center>''Жертвоприношение Исаака'' <br />([[икона]], конец [[XVIII век]]а)]]
+
-
Святитель [[Иоанн Златоуст]], комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:
+
-
{|
+
-
|{{начало цитаты}}
+
-
<small>Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.
+
-
</small>{{конец цитаты|источник=Иоанн Златоуст. ''Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)''}}
+
-
|}
+
-
 
+
-
== В библеистике ==
+
-
В библеистике существует подход, согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является [[Этиология|этиологической]] легендой, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богам.
+
-
 
+
-
== В философии ==
+
-
 
+
-
История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения [[мораль]]ных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов [[новое время|нового]] и [[новейшее время|новейшего времени]], так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. [[Иммануил Кант]], чья [[этика]] декларирует полную автономность морали «''в силу чистого практического разума''» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам ''должен'' был дать на приказ принести в жертву своего сына:
+
-
{{начало цитаты}}Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.<ref>Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» [[Паскаль, Блез|Паскаля]]: «''Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных''» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).</ref>{{конец цитаты}}
+
-
Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
+
-
 
+
-
Попытки [[экзистенциализм|экзистенциалистского]] истолкования жертвоприношения Исаака были сделаны [[Кьеркегор, Сёрен Аби|Сёреном Кьеркегором]] (1813—1855) и [[Шестов, Лев|Львом Шестовым]].
+
-
 
+
-
[[Кьеркегор, Сёрен Аби|Сёрен Кьеркегор]], посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»<ref name="">[http://psylib.org.ua/books/kerks01/index.htm «Страх и трепет»]. Как и большинство других произведений сторонника [[ирония|иронического]] метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «''диалектическая лирика''».</ref>, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «''перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое''». Кьеркегор говорит о «''[[телеология|телеологическом]] упразднении этического''», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «''Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее''» (то есть всеобщие моральные нормы); «''существует абсолютный долг перед Богом''», по сравнению с которым «''этическое оказывается сведенным к относительному''». Авраам — «''рыцарь веры''», верующий «''силой абсурда''». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «''верил в противоречие''» — в то, что он «''состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни''».
+
-
 
+
-
== В искусстве ==
+
-
[[Файл:Abraham.jpg|280px|thumb|<center>Жертвоприношение Авраама <br />([[Лорен де Лагир]], [[1650 год]])</center>]]
+
-
Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух [[Синагога Дура-Европос|синагог]] в [[Дура-Европос]] (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги [[Бет-Альфа]] (VI в. н. э.).
+
-
 
+
-
К этой теме обращались многие выдающиеся мастера европейской живописи: [[Бартоломео Беллано]] (1430—1492), [[Лукас Кранах Старший]] (1472—1533), [[Андреа дель Сарто]] (1486—1531), [[Тициан]] (1477?-1576), [[Паоло Веронезе]] (1528—1588), [[Караваджо]] (1573—1610), [[Рембрандт]] (1606—1669), [[Тьеполо]] (1696—1770) и другие.
+
-
 
+
-
Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» [[Стравинский, Игорь|Игоря Стравинского]] «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).
+
-
 
+
-
== В литературе ==
+
-
 
+
-
Жертвоприношение Исаака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы.
+
-
 
+
-
В еврейской литературе на [[идиш]] известна пьеса [[Гольдфаден, А.|А. Гольдфадена]] «Акейдас Ицхок» («Акеда Исаака», 1897). Мотив жертвоприношения Исаака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг.
+
-
 
+
-
В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме [[Бродский, Иосиф|Иосифа Бродского]] «Авраам и Исаак» (1963).
+
-
 
+
-
Значительное место решение «проблемы Авраама» исследователем истории этики Солом Вайнтраубом занимает в фантастических романах [[Симмонс, Дэн|Дэна Симмонса]] «Гиперион» и «Падение Гипериона». Во сне он многократно слышит Голос, требующий от него принести свою дочь Рахиль в жертву на планете Гиперион ради будущего человечества, и даёт ответ: «''Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!''<ref> Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296</ref>»
+
-
{{Начало цитаты}} Авраам повиновался, и для него это был правильный выбор, — подумал Сол. — Ведь этически Авраам сам был ребёнком. В те времена все люди были детьми. Правильным выбором для детей Авраама было стать взрослыми и принести в жертву себя вместо детей. Каков же правильный ответ для нас? <ref> Симмонс Д. Гиперион. М., 1998. С.404 </ref> {{Конец цитаты}}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* {{Источник/КЕЭ}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Commonscat|Sacrifice of Isaac}}
+
-
* {{ЭЕЭ|10112|Акеда}}
+
-
 
+
-
{{Авраам}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Библейские сюжеты]]
+
-
[[Категория:Сюжеты о жертвоприношениях]]
+
-
 
+
-
[[da:Abrahams ofring af Isak]]
+
-
[[de:Opferung Isaaks]]
+
-
[[en:Binding of Isaac]]
+
-
[[fa:ذبح اسماعیل]]
+
-
[[fr:Ligature d'Isaac]]
+
-
[[he:עקדת יצחק]]
+
-
[[it:Sacrificio di Isacco]]
+
-
[[ja:イサクの燔祭]]
+
-
[[pl:Akeda]]
+
-
[[pt:Sacrifício de Isaac]]
+
-
[[sr:Жртвовање Исака]]
+
-
[[th:เอบราฮัมสังเวยไอแซ็ค]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:55, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Акеда ("Связывание Ицхака", "Жертвоприношение Исаака")
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация