|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Адам (первый человек)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 4
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Библейский персонаж
| + | |
- | | Имя = Адам
| + | |
- | | Оригинальное написание = {{lang-he|אָדָם}}
| + | |
- | | Толкование имени = «человек»; однокоренное со словами אדמה, земля и אדום, красный
| + | |
- | | Тип = Пятикнижие
| + | |
- | | Пол = Муж.
| + | |
- | | Период жизни = 1—930 от [[Сотворение мира|Сотворения мира]]
| + | |
- | | Портрет =
| + | |
- | | Размер изображения =
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Описание =
| + | |
- | | Имя на других языках =
| + | |
- | | Греческое написание = Ἀδάμ
| + | |
- | | Латинское написание =
| + | |
- | | В иных культурах = [[Первый человек]], [[Адам Ришон]], [[Адам Кадмон]]
| + | |
- | | Местность = [[Эдем]]
| + | |
- | | Занятие =
| + | |
- | | Происхождение =
| + | |
- | | Упоминания = {{Библия|Быт|1:1}} — {{Библия2|Быт|5:5}}
| + | |
- | | Отец = не было
| + | |
- | | Мать = не было
| + | |
- | | Супруг = [[Ева]]
| + | |
- | | Дети = [[Каин]], [[Авель]], [[Сиф]]
| + | |
- | | Место погребения =
| + | |
- | | Связанные понятия = [[Эдем|Эдемский сад]] {{!}} [[Дерево познания Добра и Зла]] {{!}} [[Дерево Жизни]] {{!}} [[Запретный плод]] {{!}} [[Первородный грех]]
| + | |
- | | Связанные события = [[Сотворение человека]] {{!}} [[Грехопадение]] {{!}} [[Изгнание из рая]]
| + | |
- | | Характерные черты = первый человек
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ада́м''' ({{lang-he|אָדָם}}, букв. ''человек''; однокоренное со словами {{lang-he|אדמה}}, ''земля'' и אדום, ''красный''; {{lang-el|Ἀδάμ}}, {{lang-ar|آدم}}), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] и [[Коран]]е — первый человек, сотворённый [[Бог]]ом, и прародитель [[человечество|человеческого рода]]. Муж [[Ева|Евы]], отец [[Каин]]а, [[Авель|Авеля]] и [[Сиф]]а. Был [[Изгнание из рая|изгнан из рая]] после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с [[Дерево познания Добра и Зла|Дерева познания добра и зла]].
| + | |
- | | + | |
- | Согласно представлению [[иудаизм]]а, [[Адам и Ева]] в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.
| + | |
- | | + | |
- | Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и культуру большое число символов, таких как: [[Эдем]], [[Дерево познания Добра и Зла]], [[Дерево Жизни]], [[запретный плод]], [[змей-искуситель]], [[изгнание из рая]].
| + | |
- | | + | |
- | == В литературе Первого и Второго Храма ==
| + | |
- | === В
| + | |
- | == ТаНаХ ==
| + | |
- | е ===
| + | |
- | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] ({{Библия|Быт|2}}—{{Библия2|Быт|4}}) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя [[Сотворение человека|создание]] [[Адам и Ева|Адама и Евы]], [[искушение]] и [[грехопадение]], [[Изгнание из рая|изгнание из Эдема]], а также последующее расселение людей по миру вне [[Эдем|Эдемского сада]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Сотворение ({{Библия|Быт|1:1|-29}}; {{Библия2|Быт|2:7}}) ====
| + | |
- | Согласно [[еврейский календарь|еврейскому календарю]] Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Быт.|Книге Бытие]] содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:
| + | |
- | * Первый рассказ: {{Библия2|Быт|1:1}} — {{Библия2|Быт|2:3}};
| + | |
- | * Второй рассказ: {{Библия2|Быт|2:4}} — {{Библия2|Быт|3:24}}.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно первому повествованию ({{Библия|Быт|1:26|-29}}), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы {{ВЗ2|по образу и подобию Божьему|Быт|1:27}} в конце шестого дня творения, и им дано было право господствовать над всей землёй и живыми существами ({{Библия|Быт|1:27}}).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно второму параллельному рассказу ({{Библия|Быт|2:7|-25}}; {{Библия2|Быт|3:1|3:1-24}}), Бог вылепил человека (''адам'') из ''«праха земного»'' (''адама''), вдохнул «дыхание жизни» в его ноздри и поместил в [[Эдем|Сад Эдемский]] ({{Библия|Быт|2:7}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Жизнь в Эдеме ({{Библия|Быт|2:8|-25}}) ====
| + | |
- | {{main|Эдем}}
| + | |
- | Поселив Адама в [[Эдем|Эдемском саду]], Бог заповедовал первому человеку {{ВЗ2|возделывать его и хранить его|Быт|2:15}}. Среди растений Эдемского сада было два особых дерева: [[Древо Жизни]] и [[Дерево познания Добра и Зла]]. Господь разрешил Адаму есть {{ВЗ2|от всякого дерева в саду|Быт|2:16}} и лишь плоды Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть ({{Библия|Быт|2:17}}).
| + | |
- | | + | |
- | Затем Бог образовал из земли всех животных и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот дал им названия ({{Библия|Быт|2:19}}), {{ВЗ2|но для человека не нашлось помощника, подобного ему|Быт|2:20}}. Тогда Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — [[Ева|Еву]], которая стала женою для первого человека. {{ВЗ2|И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились|Быт|2:21|-25}}.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Грехопадение и изгнание из Эдема ({{Библия|Быт|3}}) ====
| + | |
- | {{main|Грехопадение|Изгнание из рая}}
| + | |
- | Змей же, будучи {{ВЗ2|хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог|Быт|3:1}}, уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного [[Дерево познания Добра и Зла|Дерева познания Добра и Зла]] ({{Библия|Быт|3:1|-5}}). Женщина же отказывалась, говоря, что Бог запретил есть плоды с этого дерева, так как съевший их умрёт. Змей убеждал Еву, что она не умрёт: {{ВЗ2|Вы будете как боги, знающие добро и зло|Быт|3:5}}. Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму ({{Библия|Быт|3:6}}). В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога ({{Библия|Быт|3:1|-7}}).
| + | |
- | | + | |
- | За проступком последовало наказание: змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом ({{Библия|Быт|3:14|-15}}); женщине было определено «''в болезни рождать детей''» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «''проклята за него''» ({{Библия|Быт|3:16|-19}}). Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
| + | |
- | | + | |
- | После этого Бог сделал людям «одежды кожанные» и выслал человека из [[Эдем|Эдемского сада]] {{ВЗ2|чтобы возделывать землю, из которой он взят|Быт|3:23}}. Чтобы люди не смогли вкусить плодов [[Дерево Жизни|Дерева жизни]], у входа был поставлен [[херувим]] и «''пламенный меч обращающийся''» ({{Библия|Быт|3:23|-24}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== После изгнания из Эдема ({{Библия|Быт|4}} — {{Библия2|Быт|5:5}}) ====
| + | |
- | Существование Адама после изгнания из Эдемского сада в корне изменилось: он был обречён на полную страданий и тяжкой работы жизнь в поте лица. Теперь Адам жил в ожидании смерти и добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду ({{Библия|Быт|3:18-19}}).
| + | |
- | | + | |
- | Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила [[Каин]]а. Затем Ева зачала снова и родила Адаму второго сына — [[Авель|Авеля]] ({{Библия|Быт|4:1|-2}}). В возрасте 130 (230)<ref>В скобках — данные, согласно версии [[Септуагинта|Септуагинты]].</ref> лет Адам произвёл на свет третьего сына — [[Сиф]]а (Шета), который, будучи предком [[Ной|Ноя]], стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; род от других сынов Адама погиб во время [[Всемирный потоп|Всемирного потопа]] ({{Библия|Быт|7:21}}).
| + | |
- | | + | |
- | В {{Библия2|Быт|5|5 главе книги Бытия}} перечисляются ближайшие потомки Адама: ветхозаветные [[патриархи]] от Адама до [[Ной|Ноя]] и число прожитых ими лет. Как и все патриархи до [[Всемирный потоп|Потопа]], Адам прожил долгую по современным меркам жизнь. После рождения Сифа Адам жил 800 (700) лет, родил ещё сыновей и дочерей ({{Библия|Быт|5:1|-4}}) и умер, следуя библейскому рассказу, в возрасте 930 лет ({{Библия|Быт|5:5}}).
| + | |
- | | + | |
- | === В апокрифах ТаНаХа ===
| + | |
- | [[Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова]] (Бен Сира) (около [[170 год до н. э.|170 года до н. э.]]) причисляет Адама к величайшим библейским праведникам и возвышает его над остальными: {{ВЗ2|Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам|Сир|49:18}}.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Книга Юбилеев|Книге юбилеев]], Адам провёл 40 дней в стране, где был сотворён, после чего был приведён в [[Эдем]]. 7 лет Адам и Ева провели в Эдеме, соблазнение же произошло на 17 день второго месяца. [[Каин]] родился в 3-ю седмину 2-го юбилея (то есть в 64-70 годах от Сотворения мира), [[Авель]] — в четвёртую седмину, в пятую седмину — дочь Аван. Всего сыновей у Адама было двенадцать. Так как «''тысяча лет как один день по небесному свидетельству''», сбылось сказанное Богом, что Адам умрёт в тот же день, что вкусит от древа познания<ref>[[Книга Юбилеев]], гл. 3-4 // Книга Еноха: Апокрифы. СПб, 2000. С.106-111</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во [[Вторая книга Еноха|Второй книге Еноха]], которую тоже можно рассматривать как славянский апокриф. Единственный доступный нам сербский список второй книги Еноха, попавший на славянскую территорию вероятно уже в XI—XII веке, в своей пространной редакции (датируемой концом XV века), включает в себя рассказ Господа Еноху о сотворении первого человека:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}И в шесты день повелех моей мудрости сотворити человека от 7 состав: плоть его от земли, кровь его от росы и солнца, очи его от бездны морские, кости от камения, помысль его от борзости ангельской и от облака. Жилы его и космы от траве земные. Душу его от духа моего и от ветра…
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=2-я книга Еноха, 30:8}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Дальше по тексту данный апокриф рассказывает о славе и величии Адама, и даже называет его ''«ангелом»''<ref>2-я книга Еноха, 30:11-14</ref> — очевидно, лишь в символическом значении. В этом эпизоде апокриф явно восходит к более старому устному еврейскому преданию, в котором ангелы, обманутые видимым величием Адама, принимают его за Бога и поклоняются ему: ''«В час, когда Святой, да Благословен Он, сотворил человека, ошиблись в нём ангелы служения и собирались пропеть перед ним „Свят, свят, свят“»''<ref name="ber_rab8" />.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Книга Юбилеев|Книге Юбилеев]] (I—II в. до н. э.) Адам изображён в виде прародителя цивилизации, которого ангелы учат различным полезным вещам, пока он присматривает за Эдемским садом.<ref>[[Книга Юбилеев]], 3:15 [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/jubilees.shtml]</ref> Впервые здесь встречается объяснение того, от чего, собственно, должны были охранять Эдемский сад люди: от животных, скотины и птиц.<ref>[[Книга Юбилеев]], 3:16</ref> Согласно этому апокрифу, до грехопадения все животные умели говорить, и общим для всех языком был [[иврит]].<ref>[[Книга Юбилеев]], 3:28,29; 12:6</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Легенды о грехопадении ====
| + | |
- | [[Четвёртая книга Ездры]] (I в. до н. э.) подробно останавливается на эпизоде грехопадения, возлагая всю вину на Адама и обвиняя его в том, что у него ''«лукавое сердце»''.<ref>[http://barnascha.narod.ru/biblia/3ezra.htm 4Езд.], 7:46, 48</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В [[Книга Юбилеев|Книге Юбилеев]] ничего не сказано про запретное дерево, но довольно подробно рассказывается о грехопадении, не рассматривая впрочем проступок Адама как причину всемирного зла.
| + | |
- | | + | |
- | === Легенда о происхождении имени «Адам» ===
| + | |
- | Древняя легенда о происхождении имени ''«Адам»'' от названий четырёх сторон света содержится в еврейско-греческом апокрифе «[[Оракулы Сивилл]]», который исследователи датируют II веком до н. э. Имя ''«Адам»'' (ΑΔΑΜ) рассматривается как аббревиатура, состоящая из названий четырёх сторон света, и считается, что Бог взял прах для творения Адама соответственно со всех концов Земли<ref>Оракулы Сивилл, 3:26</ref>:<!-- здесь некоторые стороны света от названий звёзд-->
| + | |
- | * {{lang-grc2|'''Ἀ'''νατολή}} — [[восток]]
| + | |
- | * {{lang-grc2|'''Δ'''ύσις}} — [[запад]]
| + | |
- | * {{lang-grc2|'''Ἄ'''ρκτος}} — [[север]]
| + | |
- | * {{lang-grc2|'''Μ'''εσημβρία}} — [[юг]]
| + | |
- | Следует отметить, что данный [[акроним]] имени первого человека базируется на греческой транскрипции слова ''«Адам»'', и невозможен в оригинальном прочтении на иврите. Легенда о творении человека в этом апокрифе значительно напоминает аналогичную историю из [[Палестинский Таргум|Таргума Псевдо-Ионатана]], рассмотренную ниже.
| + | |
- | | + | |
- | == В еврейской традиции ==
| + | |
- | | + | |
- | История сотворения и жизни Адама подробно освещается в [[Аггада|аггадическом]] [[мидраш]]е на [[Быт.|книгу Бытие]] «[[Берешит Раба]]» (около III в.), а также в различных трактатах [[Талмуд]]а.
| + | |
- | | + | |
- | === Сотворение ===
| + | |
- | Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек, который соединял бы в себе эти два мира — верхний и нижний.<ref>[[Зогар]], Быт. 55б</ref>
| + | |
- | | + | |
- | История о сотворении человека начинается словами Бога: {{ВЗ2|сотворим человека по образу '''Нашему''' по подобию '''Нашему'''|Быт|1:26}} [[Экзегетика]] [[иудаизм]]а предлагает несколько объяснений упоминанию Бога в множественном числе. Согласно наиболее распространённому объяснению<ref name=Sanhedrin>[[Талмуд]], Санхедрин 38б</ref><ref name="ber_rab8">[[Мидраш]] [[Берешит Раба]], 8</ref><ref>[[Мидраш]] [[Берешит Раба]], 17:4; [[Мидраш]] [[Бамидбар Раба]], 19:3; [[Мидраш]] [[Кохелет Раба]], 7:1 и др.</ref>, перед тем, как сотворить человека Бог совещается со своими [[ангел]]ами. Классический комментатор [[Танах]]а, [[Раши]] ([[XII век]])<ref>Комментарий [[Раши]] на Быт. 1</ref>, делает из этого вывод о мягкости характера Бога, который совещается со своими ангелами в момент творения Адама, опасаясь их зависти к человеку. По словам мидраша<ref name="ber_rab8" />, на недоумённый вопрос Моисея, зачем Господь даёт нечестивцам повод усомниться в том, что Бог един, Творец отвечает, что Он намеренно говорит о Себе во множественном числе. Поскольку «''если понадобится великому спросить согласие у меньшего, то этот великий скажет: почему я должен спрашивать согласия того, кто меньше меня? На это ему скажут: поучись у своего Творца. Ведь Он сотворил верхних и нижних, а когда собрался сотворить человека, посоветовался с ангелами-служителями''».
| + | |
- | | + | |
- | Мидраш [[Берешит Раба]]<ref name="ber_rab8" /> описывает совещание Бога с ангелами, интерпретируя стих [[Пс.|псалма]]: {{ВЗ2|Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес|Пс|84:11|/85}}:
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}Когда Творец задумал сотворить человека, ангелы разделились на несколько групп: одни говорили Ему: «Не твори», а другие говорили: «Сотвори».
| + | |
- | : Милосердие сказало — создавай, потому что он творит милосердие.
| + | |
- | : Истина сказала — не создавай, потому что весь он — ложь.
| + | |
- | : Правда сказала — создавай, потому что он вершит справедливость.
| + | |
- | : Мир сказал — не создавай, потому что он — сплошные раздоры.
| + | |
- | Что же сделал Творец? Взял и отправил Истину на землю, как сказано: {{ВЗ2|и повергнута была истина на землю|Дан|8:12}}. Обратились тогда ангелы к Творцу: «Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Истину с земли, как сказано: {{ВЗ2|истина возникнет из земли|Пс|84:12|/85}}.» Тем временем, пока ангелы спорили друг с другом, сотворил Всевышний человека и сказал им: Зачем вы спорите — человек уже создан{{конец цитаты|источник = Берешит Раба, 8}}
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другому варианту мидраша<ref name="ber_rab8" />, Господь перед сотворением человека совещается со Своим качеством Милосердия, которое привело доводы в пользу сотворения человека. При этом Всевышний умышленно не обращается к Своему качеству Правосудия, чтобы оно не привело доводы против. Согласно версии [[Мидраш Танхума]]<ref>[[Мидраш Танхума]] к [[парашат а-шавуа|главе]] Пекудей, 3</ref>, Всевышний обращается к [[Тора|Торе]], чьи заповеди заступаются за человека. По мнению [[Нахманид]]а, Бог обращается к земле, из которой будет сделан человек. Рабби [[Саадия Гаон]] ([[X век]])<ref>«Эмунот ве-Деот» — «Книга о верованиях и религиозных мнениях», 2:9</ref> и р. [[Авраам ибн Эзра]] объясняют подобное обращение тем, что Всевышний, подобно земным царям, говорит о себе во множественном числе. Наконец, существует также мидраш<ref name="ber_rab8" />, в котором с этими словами Господь обращается к самому человеку (или к душам будущих праведников) — тем самым, подчёркивается необходимость участия самого человека в этом процессе.
| + | |
- | | + | |
- | По одному из мнений, приведенных в [[Талмуд]]е<ref name=Sanhedrin />, прах для тела Адама был взят Творцом из [[Вавилон]]а, для головы — из [[Земля Израиля|Земли Израиля]], а для остальных органов — из прочих стран.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейской [[Аггада|аггадической]] традиции, вначале Адам был сотворён в виде бездушного зародыша — [[голем]]а<ref name="ber_rab8" /><ref>[[Берешит Раба]], 24:2</ref>. В таком виде он рос, словно растение, и только, когда Бог оживил его, вдохнув в него дух жизни, Адам стал настоящим человеком.<ref name="ber_rab8" /><ref>Берешит Раба, 14</ref>
| + | |
- | | + | |
- | «[[Таргум псевдо-Ионатана]]» (перевод Священного Писания, написанный на западном [[диалект]]е [[арамейский язык|арамейского языка]], и датирующийся по составу входящих в него фрагментов от I века до н. э. до VII века н. э.) вводит ещё одну легендарную подробность о сотворении Адама: Бог создал в теле человека 248 членов и 365 жил.<ref>Таргум псевдо-Ионатанна, 1:27</ref> Эти цифры имеют символическое значение и указывают на [[613 заповедей|613 заповедей Торы]] (сумма из 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей). Дальше «Таргум Псевдо-Ионатанна» рассказывает о материале для сотворения Адама, которым являлся прах с места будущего [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]], смешанный с водами от четырёх сторон света. Из этой смеси Бог создал человека ''«красным, смуглым и белым»''.<ref>Таргум Псевдо-Ионатанна, 2:7</ref>
| + | |
- | | + | |
- | По мнению законоучителей [[Талмуд]]а<ref name=autogenerated2>[[Талмуд]], Брахот 61а; Эрувин 18а</ref>, [[Адам Ришон]] (первозданный человек) был создан Богом как [[андрогин]] — с двумя объединёнными между собой телами. Позже, создавая Еву, Господь разделил тело Адама на мужчину и женщину.<ref name="ber_rab8" />
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]]<ref>[[Талмуд]], Хулин 60б</ref> отмечает также расхождение между Первым и Вторым рассказами о Сотворении мира в вопросе о времени появления растений. Во втором рассказе написано: {{ВЗ2|Никакого же кустарника полевого ещё не было на земле, и никакая трава полевая ещё не росла; ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, ибо человека не было для возделывания земли|Быт|2:5}}. Из этого можно заключить, что до появления человека, то есть до Шестого Дня Творения, ещё не было растений. В то же время, согласно первому рассказу растения появились на Третий день Творения ({{Библия|Быт|1:12}}). Согласовывая эти два рассказа, Талмуд объясняет, что растения «выглянули из земли» ещё с 3-го дня, но не росли, пока на 6-й день не пришёл Адам и не стал молиться за них. Тут же пошёл дождь и все растения в Саду стали расти.
| + | |
- | | + | |
- | Мидраш Коэлет (Экклезиаст) Раба<ref>[[Мидраш]] Коэлет (Экклезиаст) Раба, 7:1</ref> приводит следующее напутствие Бога Адаму: «Когда Бог сотворил человека, Он подвёл его ко всем деревьям Эдемского Сада и сказал: Взгляни на мои творения, как красивы и изысканы они. Всё, что я создал — я создал для тебя. Смотри не разрушь и не уничтожь мой мир, ибо если ты разрушишь его, некому будет его восстановить».
| + | |
- | | + | |
- | === Адам, Ева и Лилит ===
| + | |
- | | + | |
- | Древний мифологический образ [[Лилит]] — ночной демоницы, которая в [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Эрувин 100б, Нидда 24б</ref> описывается в качестве крылатого демона с лицом женщины и длинными волосами, легенды также связывают с Адамом.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд<ref>[[Талмуд]], Эрувин 18б; [[Мидраш]] [[Берешит Раба]], 20:11; 24:6</ref>, опираясь на слова книги [[Быт.|Бытие]], где сказано, что после смерти [[Авель|Авеля]] Адам жил 130 лет, прежде чем {{ВЗ2|родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему|Быт|5:3}}, заключает, что после грехопадения Адам расстался со своей женой на 130 лет, в течение которых у него рождались дети не «по подобию его» — то есть духи, [[демон]]ы и «''лилин''» (мн. ч. от [[лилит]]), от совокупления с демонами женского пола.
| + | |
- | | + | |
- | Другое древнее еврейское предание, встречающееся в апокрифическом еврейском сочинении [[Алфавит Бен-Сиры]] и [[мидраш]]е [[Ялкут Реувени]] Берешит. Лилит описывается в качестве первой жены Адама, созданной Богом из грязи и ила до сотворения [[Ева|Евы]].<ref>[[Ялкут Реувени]] Берешит, 2:21; 4:8</ref> В Алфавите Бен-Сиры также говорится, что Лилит отказалась повиноваться своему мужу и ушла от него.<ref>[[Алфавит Бен-Сиры]], 23а-б</ref><ref>Гинзбург. Легенды евреев. т.5</ref> [[Книга Зогар]] также считает, что женой Адама до сотворения [[Ева|Евы]] была [[демон]]ица Лилит, что, по мировоззрению Каббалы, в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.
| + | |
- | | + | |
- | === Жизнь в Эдеме ===
| + | |
- | Согласно классическому еврейскому подходу<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 38б; Мидраш «Седер Олам»</ref>, хронология 6-го дня Творения такова:
| + | |
- | * Сначала Бог {{ВЗ2|вылепил человека из праха, и вдохнул в ноздри его душу живую и стал человек существом живым|Быт|2:7}}.
| + | |
- | * Затем Бог поместил человека в Эдемском Саду ({{Библия2|Быт|2:15}}), заповедовав ему есть от плодов Сада ({{Библия2|Быт|2:16}}), но не есть от [[Дерево познания Добра и Зла|Дерева познания Добра и Зла]] ({{Библия2|Быт|2:17}}).
| + | |
- | * Затем говорится о ненормальности одиночества человека ({{Библия2|Быт|2:18}}), и Бог приводит к человеку животных ({{Библия2|Быт|2:19}}), среди которых человек пытается найти пару (и в процессе этого даёт животным имена), но свою пару не находит ({{Библия2|Быт|2:20}}). После этого Бог создаёт из ребра самого Адама, женщину, Хаву ([[Ева|Еву]]), которая на этот раз подходит ему.
| + | |
- | * Как утверждает еврейская хронология, здесь Адам вступает в интимные отношения со своей женой, в результате чего у них немедленно рождаются дети (то есть в этот момент рождается [[Каин]]).
| + | |
- | * Дальше события в Саду развивались так, что Адам и Хава, поддавшись уговорам Змея, срывают и едят плод с Дерева познания Добра и Зла. Съедение плода с Дерева Познания происходит, согласно мидрашу, за три часа до наступления Субботы;
| + | |
- | * Уже после съедения плода Дерева Познания, но ещё до изгнания из Сада у Адама рождаются ещё дети ([[Авель]]).
| + | |
- | * Бог изгоняет людей из Сада.
| + | |
- | * Субботу — День, когда Творение закончено и Бог «покоится», не преобразуя мир — Адам проводит уже вне Сада, и это первый день «нормального», привычного нам, функционирования мира.
| + | |
- | | + | |
- | === Грехопадение и изгнание из Эдема ===
| + | |
- | Согласно одному из мидрашей, Адам вкусил от плода Дерева Познания за три часа до наступления Субботы. (Напомним, что это всё происходило в Шестой день Творения, то есть в пятницу; и слова «за три часа до наступления Субботы» означают, что до Субботы оставалось ещё четверть дня, равного 12 часам). А если бы человек не нарушил запрет и не взял бы самовольно плод Дерева Познания, то после наступления Субботы Бог Сам дал бы Адаму сделать субботний кидуш на соке плодов этого Дерева. Тем самым, по мнению мидраша, Бог собирался в будущем приобщить человека к Дереву Познания.<ref name="Polonsky">[[Полонский, Пинхас|П. Полонский]], [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm Две истории сотворения мира]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === После изгнания из Эдема ===
| + | |
- | Мидраш Берешит Раба, продолжая историю Адама после его сотворения, тщательным образом разбирает и комментирует каждый ключевой стих Торы, добавляя к ним множество высказываний и легендарных повествований. Мидраш изображает Адама в виде гиганта, заполняющего собою весь мир и сидящего на [[трон]]е. Адам, превосходящий своим совершенством все другие божьи творения, окружён [[ангелы|ангелами]] и [[серафим]]ами, которые поют человеку хвалебные [[гимн]]ы.<ref name="ber_rab8" /> Но после [[Грехопадение|грехопадения]] Адам утратил свои гигантские размеры — он стал ростом в 100 локтей, что позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в [[Эдем|Эдемском саду]].
| + | |
- | | + | |
- | == В еврейской философии и мировоззрении ==
| + | |
- | | + | |
- | Согласно представлению иудаизма, [[Адам и Ева]] в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Эллинизм|эллинистической]] и средневековой еврейской философии рассказ об Адаме в книге Бытие интерпретируется как [[аллегория|аллегорическое]] описание состояния человека перед Богом и его места в пространстве и времени.<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|10077|Адам}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде сказано<ref name=autogenerated1 />: «Человек был создан перед Субботой, чтобы не говорили нечестивые: „Человек помогал Всевышнему творить мир“. А также с тем, чтобы сказать гордецу: „Даже комар был создан раньше тебя“».
| + | |
- | | + | |
- | === [[Филон Александрийский]] ===
| + | |
- | Иудейско-эллинистический философ [[Филон Александрийский]] в своём труде «О сотворении мира согласно Моисею» проводит подробный анализ библейской истории творения, имеющий аналогии с талмудическим.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Филону, человек был создан как образ и подобие Логоса Бога. Его разумная природа была незамутненной, и поэтому он смог дать вещам имена. Из эпизода о наречении имён животным философ делает вывод о владычестве над земным миром и ''«прекрасных свойствах»'' Адама — наместника Бога на земле<ref>[http://barnascha.narod.ru/books/philo/opificio.htm Филон Александрийский, О сотворении мира согласно Моисею, гл. LII]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Влечение же к жене стало причиной телесного наслаждения, которое стало началом несправедливостей и преступлений. Символом наслаждения и является змей. Основные детали библейского рассказа не нужно понимать буквально: {{Начало цитаты}}Однако, как кажется, под садом подразумевается владычествующая способность души, которая исполнена, словно тысячами деревьев, множеством суждений, под деревом жизни — величайшая из добродетелей, богопочтение, благодаря которой душа приобретает бессмертие, а под деревом познания добра и зла — среднее разумение, посредством которого различается по природе противоположное <ref> Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею, гл. 154 // Толкования к Ветхому Завету. М., 2000</ref>{{Конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | === [[Маймонид]] ===
| + | |
- | [[Маймонид]] в своём философском труде [[Путеводитель растерянных]] подробно разбирает историю Адама<ref>Позиция Маймонида подробно разбирается в следующих книгах: Клайн-Бреслави, Адам, [на ивр.] стр. 39-168; Fox, «Interpreting Maimonides», pp. 52-199, и в статьях Клайн-Бреслави, Харви («Маймонид и Спиноза…» [на ивр.]), Бермана и др. Особое внимание вызвала маймонидовская трактовка добра и зла и ее отношение к соответствующей концепции [[Спиноза|Спинозы]]; см. статью Харви; Крейсель «Понятие блага в учении Маймонида» [на ивр.]; Pines, «Truth and Falsehood…»; Motzkin, «Maimonides and Spinoza…» и др.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Фразу {{ВЗ2|Вы будете как боги ([[Элохим]]), знающие добро и зло|Быт|3:5}} Маймонид, вслед за [[Онкелос]]ом, трактует как ''«И будете, как владыки…»''. Это обусловлено тем, что слово [[Элохим]] на иврите может означать и Божество, и ангелов, и судей — правителей государств.
| + | |
- | | + | |
- | Маймонид понимает [[Дерево познания добра и зла]] как дерево познания хорошего и плохого. По его мнению, до грехопадения Адам находился на столь высоком уровне, что знал разницу между истиной и ложью, после же вкушения от дерева, скатился на уровень на котором воспринимают лишь хорошее и плохое.
| + | |
- | {{Начало цитаты}}…разум, который Бог излил на человека и в котором состоит последнее совершенство оного, и есть то, что было у Адама до того, как он взбунтовался, и именно из-за этого сказано о нём, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его; именно благодаря этому он стал тем, к кому обращался [Бог] и кому повелевал, как сказано: «И повелел Господь Бог человеку…», ибо не дается повеление … тем, у кого нет разума, и разумом различают между истиной и ложью, а это было у человека в совершенстве и цельности. Что же касается [понятий] 'плохое' и 'хорошее', то они относятся к [сфере] общепринятого, а не умопостигаемого. … Разумом человек распознает истину и ложь, и это относится ко всем умопостигаемым предметам.
| + | |
- | | + | |
- | …Когда же он взбунтовался … был он наказан тем, что отнято у него было интеллектуальное постижение. … и погряз в суждениях о плохом и хорошем. … Поэтому сказано: «Будете, как Элоһим, знающие хорошее и плохое», а не сказано: «знающие ложное и истинное», или «постигающие ложное и истинное»: ведь в необходимом совершенно нет хорошего и плохого, но только ложное и истинное.{{конец цитаты|источник=[[Маймонид]], [http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_2.htm «Путеводитель растерянных», гл. 2]}}
| + | |
- | | + | |
- | В «Шемона пераким» (гл. 8) Маймонид, вслед за [[Онкелос]]ом и [[Саадия Гаон|Саадией Гаоном]], поясняет стих {{ВЗ2|И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один (כאחד) из Нас (ממנו), зная добро и зло|Быт|3:22}} следующим образом: ''«…вот, человек стал единственным [в своем роде] (כאחד), от него (ממנו) [зависит] — познавать добро или зло»''. Это прочтение отличается от обычного иной разбивкой фразы и иным пониманием слова — не ''«из нас»'' а ''«от него»''. Таким образом, согласно Маймониду, этот стих говорит не об уподоблении человека Богу, а о свободе выбора между добром и злом, которая появилась у Адама после грехопадения<ref>Шемона пераким, гл. 8; Мишнэ Тора I, 5, 5:1. См. Клайн-Бреслави, Адам [на ивр.], стр. 244—247; Харви «Толкование Маймонида на Быт. 3:22» [на ивр.], стр. 15-22</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | По словам Маймонида, человек — единственное существо, творение которого разделено на два этапа: ''«И создал Господь Бог человека из праха земного»'' — наделение человека эмпирическим существованием; ''«и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»'' — завершение творения человека во встрече его с Богом (ср. {{Библия|Пс|138:5}}). Эта мысль перекликается с сюжетом знаменитой картины [[Микеланджело]] «Сотворение Адама».
| + | |
- | | + | |
- | Маймонид отвергает воззрение, согласно которому чувственное восприятие возникает в результате грехопадения. Подобное воззрение, рассматривающее первоначального Адама как чисто духовное существо и грех как падение в материальный мир, характерно для неоплатонических и гностических интерпретаций рассказа об Адаме.
| + | |
- | | + | |
- | К толкованию рассказа о грехопадении Маймонид возвращается во второй части Путеводителя растерянных(II, гл. 30). Предлагаемая там интерпретация опирается на Мидраш и носит более выраженный аллегорический характер. Изгнание Адама из рая, где он мог протянуть руку и вкусить от Древа жизни, на землю, которую он должен обрабатывать в поте лица своего, служит предметом ряда аллегорических толкований, развиваемых последователями Маймонида на основании данных им намёков.
| + | |
- | * Так, возделывание земли может быть понято как подготовительная работа, которая требуется от человека, для того, чтобы вступить на путь постижения<ref>см. [[Путеводитель растерянных]], гл. 34</ref>; в частности — как формирование этических предпосылок постижения: изгнанный из рая, человек в поте лица своего должен вырабатывать в себе знание добра и зла, формируя тем самым свой стихийный, ''«взятый из праха»'' этос, чтобы стать готовым к восприятию интеллектуальных форм и в конечном счёте к тому, чтобы вкусить от Древа жизни.
| + | |
- | * Согласно другим аллегорическим толкованиям, предлагаемым некоторыми средневековыми комментаторами, речь в этих стихах идет об эпистемологии<ref>см. [[Путеводитель растерянных]], гл. 31 о вкушении как аллегории познания</ref>: после грехопадения, для того чтобы обрести знание умопостигаемого, человеку приходится в поте лица своего обрабатывать данные чувственного восприятия.
| + | |
- | * Ещё один вариант: в райском саду человек пользуется истинными предпосылками и аподиктическими умозаключениями, после грехопадения — правдоподобными посылками и диалектическими умозаключениями, в поте лица добывая крупицы истины, смешанные с плевелами.
| + | |
- | * Кроме того, существует вариация, где Змей — лишённость, соблазняющий Еву — материю, становится причиной смертности Адама — формы.<ref>О женщине как символе материи см. также в Введении к [[Путеводитель растерянных|Путеводителю растерянных]] и прим. 103 к нему; [[Путеводитель растерянных]] I, 6; III, 8. О лишённости как об источнике мирового зла см. [[Путеводитель растерянных]] III, 10, как о Сатане, Ангеле смерти, дурном побуждении — III, 22.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Средневековая философия ===
| + | |
- | Многие средневековые комментаторы рационалистического направления полагали, что право и обязанность Адама вкушать от [[Древо жизни|Древа жизни]] остается в силе после грехопадения.<ref>см. Розенберг, «Библейский экзегезис в Путеводителе»[на ивр.], в конце прим. 22; Клайн-Бреслави, Адам [на ивр.], стр. 243—247; Харви, «Толкование Маймонида на Быт. 3:22» [на ивр.], стр. 19-21; Д. Гамлиэли, «Тайна древа познания» [на ивр.]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Так, например, философ [[XIV век]]а, [[Герсонид]] (р. Леви бен Гершом) толкует {{Библия|Быт|3:22|,23}} следующим образом: «''Неужели Адаму была дана способность, которая делала его подобным высшим субстанциям („одному из нас“, подразумеваются Бог и ангелы), для того, чтобы он постигал добро и зло? Теперь же, когда ослушался и упустил задуманное Мной, разве может он исполнить то, для чего предназначен, — простереть свою руку и взять от Древа жизни, и вкусить от Древа жизни и обрести вечную жизнь?''» Следующий стих ({{Библия|Быт|3:24}}) Герсонид объясняет так: именно для того, чтобы дать человеку возможность вкусить от Древа жизни, несмотря на то, что он утратил способность непосредственно постигать [[Интеллигибельность|интеллигибельное]] (обрабатывать сад Эдема), Бог высылает его из Эдема обрабатывать землю — чувственные восприятия, и помещает на пути к Древу жизни сияние меча обращающегося и херувимов — воображаемые формы и эманацию Активного Интеллекта.
| + | |
- | | + | |
- | === В [[Каббала|Каббале]] ===
| + | |
- | {{main|Адам Ришон|Адам Кадмон}}
| + | |
- | | + | |
- | Согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам — это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в [[иудаизм]]е считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.
| + | |
- | === В современной еврейской философии ===
| + | |
- | | + | |
- | Два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека начинаются с одного и того же момента — описания 1-го дня Творения. Из самого текста книги Бытие неясна длительность второго рассказа (то есть длительность пребывания Адама в Эдемском Саду). Согласно еврейской традиции, эти рассказы заканчиваются одновременно, и наступление Субботы соответствует изгнанию Адама из Сада. Иными словами, эти два библейских рассказа о Сотворении рассматриваются в качестве хронологически полностью параллельных и всё пребывание Адама в Саду, тем самым, происходило в 6-ой день Творения. Комментаторы объясняют, что два рассказа о Сотворении соответствуют двум сторонам мира и человека. Анализируя соотношения между двумя рассказами о Сотворении, р. [[Соловейчик, Йосеф Дов|Й.-Д. Соловейчик]] называет человека, описанного в Первом рассказе о Сотворении, «человеком природным» (ибо в Первом рассказе человек представлен как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во Втором рассказе о Сотворении — «человеком метафизическим», противопоставленным природе. Таким образом, каждый из этих рассказов даёт как бы свою «плоскую проекцию» сложного и многомерного человека.<ref name="Polonsky" />
| + | |
- | | + | |
- | По словам законоучителей [[Талмуд]]а<ref name=autogenerated2 />, Адам и Ева первоначально возникли как единое существо [[Адам Ришон]] (первозданный человек) с двумя сущностями — мужской и женской. Слово «''цела''», обычно понимаемое как «ребро», может также означать «бок» или «сторона» (как, например, в выражении ''цлаот а-Микдаш'' — стороны Святилища). Иными словами, мужчину и женщину можно представить как две разные стороны одного первозданного человека. В еврейской традиции существует взгляд, согласно которому до отделения женщины человек представлял собой [[андрогин]]а, то есть сочетал мужские и женские признаки, и Господь, создавая Еву, разделил физически тело Адама на два: мужчину и женщину<ref name="ber_rab8" />. Однако существует и альтернативное мнение: человек (он же мужчина) в результате разделения остался прежним (Господь лишь «закрыл место», от которого отделил женщину), в то время как произведённая от него женщина представляет собой существо новое и радикально отличное от этого первозданного человека («перестроил ребро»).
| + | |
- | {{начало цитаты}}«единый человек был разделён Всевышним так, что определённые его качества обособились и приняли независимое существование: один пол преимущественно оказался сильным, другой прекрасным, у одного преобладает разум, у другого чувства, один отражает явное в человеке, другой — сокровенное <...><br />
| + | |
- | Разъяв единую поверхность Первого Человека, Всевышний придал обособленное существование двум образовавшимся сторонам — внешней и внутренней. Этому имеется одна наглядная аналогия: кольцо Мёбиуса — односторонний предмет. Мы привыкли воспринимать его как перекручивание обыкновенной ленты, то есть как превращение двустороннего предмета в односторонний. Но представим себе обратную картину, представим, что первично существует кольцо Мёбиуса и что путём его рассечения получается двусторонний предмет — обыкновенное кольцо. <br />
| + | |
- | Может быть, тогда мы лучше поймем то, что описывается в Торе, а именно сотворение двух существ из одного, из „стороны“ (единственной „стороны!“) одного цельного существа. Предмет, имевший одну сторону (поверхность), превращается в предмет, состоящий из двух сторон (поверхностей). Причём обе эти стороны расщепляются и приобретают независимое существование. И тогда увидев перед собой вынесенное во вне свое собственное сокровенное существо, мужчина восклицает: {{ВЗ2|Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей!|Быт|2:23}}»{{конец цитаты|источник=[[Барац, Арье|Арье Барац]], [http://www.abaratz.com/nedel1-f.htm Недельные чтения Торы]}}
| + | |
- | | + | |
- | В [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Санхедрин IV:5</ref> и [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 37аб</ref> неоднократно подчёркивается идея равенства всех людей: «Адам был создан единственным ради того, чтобы знал ты, что тот, кто губит хотя бы одну душу — словно бы погубил целый мир, а тот, кто спасает хотя бы одну душу — словно спас целый мир. А также ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: „Мой отец больше твоего“; и чтобы не говорили нечестивцы „Много разных сил на небесах“. И чтобы выразить величие Пресвятого: ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга, а Царь над царями царей отчеканил каждого человека чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: „Ради меня создан мир“». Талмуд<ref name=autogenerated1>[[Талмуд]], Санхедрин 38а</ref> также добавляет: «Адам был создан единственным чтобы не говорили праведные: „Мы происходим от праведника“, а злодеи: „Мы происходим от злодея“».
| + | |
- | | + | |
- | Согласно представлению иудаизма, слова Библии о сотворении человека «по образу и подобию Бога» означают в первую очередь «по образу Творца».
| + | |
- | {{начало цитаты}}«Когда венец Творения — человек — приходит в мир, у него уже есть задание — быть творцом. Он обязан охранять бытие, чистое и незапятнанное, восполнять пробелы в Творении, исправлять „недостатки“ сущего. Сотворенный человек получил заповедь стать партнером Творца и принять участие в обновлении мира. Завершённое и полное Творение — это предел мечтаний сообщества Израиля.»{{конец цитаты|источник=р. [[Соловейчик, Йосеф Дов|Й.-Д. Соловейчик]], статья «[http://www.machanaim.org/philosof/solov/chel_hal.htm Человек галахи]»}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}}
| + | |
- | | + | |
- | * {{ЭЕЭ|10077|Адам}}
| + | |
- | * [http://www.webwinds.com/thalassa/adameve.htm Adam and Eve resources online]{{ref-en}} — обширное собрание текстов
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm Две истории сотворения мира], [[Полонский, Пинхас|П. Полонский]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Шаблон:Адам и Ева}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Род от Адама}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- | [[Категория:Праотцы]]
| + | |