Kofman (Обсуждение | вклад) |
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Агада (часть Устной Торы)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=04/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''АГАДА́''' (אַגָּדָה, или Хагада, הַגָּדָה, `повествование`), часть [[Устный Закон|Устного Закона]], не относящаяся к [[Галаха|Галахе]], то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации.
| + | |
- | Агада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т. п. Некоторые части Агады являются древнейшими источниками еврейского мистицизма. Многие фрагменты агады имеют характер острой полемики с саддукеями, гностиками, христианами. Многие притчи и легенды агады содержат сюжеты и мотивы, широко бытующие в мировом фольклоре.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Развитие агады ==
| + | |
- | | + | |
- | Существовала длительная традиция агады до того, как агадический материал подвергся фиксации.
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | == Гомилетическая и экзегетическая агада ==
| + | |
- | | + | |
- | Много агадического материала, часто смешанного с неагадическими элементами, находится в корпусе иудео-эллинистической литературы: апокрифах, псевдоэпиграфах, трудах Йосефа Флавия и Филона Александрийского. и др.
| + | |
- | | + | |
- | Своего наивышего развития агадическая экзегеза достигает в великую эпоху складывания Мишны и Талмуда, между 199 и 550 гг. н.э.
| + | |
- | | + | |
- | Агадические мидраши в основном производны от учения таннаев и основываются на нем.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Агада в талмуде и мидрашах ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Мишна|Мишне]] агадический материал содержится в сравнительно небольших количествах и обычно находится в конце трактатов или в конце изложения взглядов какого-либо религиозного авторитета. В [[Гемара|Гемаре]] [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимского Талмуда]] агадический материал занимает около трети текста, а в Гемаре [[Вавилонский Талмуд|Вавилонского Талмуда ]]— около четверти текста. В гемарах агадический материал также преимущественно находится на стыках разделов галахического характера.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Современные компиляции агады ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Айн Яаков ]]– компиляция агадического материала с комментарием, содержащегося в Вавилонском Талмуде. Она была составлена Яковом ибн Хабибом и (после его смерти) его сыном, рабби Леви ибн Хабибом, впервые была напечатана в Салониках в 1515. Сборник был замыслен как агадический текст, предназначенный для не менее серьезного изучения, чем Гемара. Популярные антологии стали появляться только недавно, в них включают агадот не только из классической раввинистической литературы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Наиболее известные работы, комментирующие агадот в талмуде ==
| + | |
- | | + | |
- | "Хидушей аггадот" [[Эдельс, Шмуэль|Шмуэля Эдельса]], Маhарша
| + | |
- | | + | |
- | "Хидушей аггадот" [[Маhараль из Праги|Маhараля ]]
| + | |
- | | + | |
- | "Биур аггадот" (объяснения аггадот) и "Перуш аль кама агадот" [[Виленский гаон|Виленского гаона]]
| + | |
- | | + | |
- | "Эин айа" - комментарий на Эйн Яаков рава [[Кук,А.И.|А.И.Кука]].
| + | |
- | | + | |
- | Широкую популярность получил свод агады, выполненный Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким, «Сефер hа-агада» (в русском переводе «Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей в 4-х частях. Авторизованный перевод с введением С. Фруга», Одесса, 1910–1919, вышли лишь две части; переиздания: Берлин (1922), Иерусалим (1972).
| + | |
- | | + | |
- | == Толкование агады. Буквальные-аллегорические учения ==
| + | |
- | === Подход Рамхаля ===
| + | |
- | | + | |
- | Рабби [[Луцатто, Моше Хаим|Моше Хаим Луцатто ]], Рамхаль, обсуждает двойную, буквально-аллегорическую форму передачи агады в своей статье об агадот (маамар аль hа агадот). Он объясняет, что мудрецы решили записать Устный Закон, опасаясь, что он будет забываться, и по той же причине они начали записывать агадот.
| + | |
- | | + | |
- | Агадот делятся на два вида: один вид агадот – «объясняющие» агадот, те, в которых истолковывается Писание и «ученые» агадот, в которых сообщаются принципы морали или тайны божественного (тайны Торы). Нельзя было записывать агадот, содержащие тайны Торы, в открытой форме, так же, как записывались агадот, поясняющие заповеди и законы, поскольку нельзя передавать тайны божественного людям с плохими качествами души, даже если они мудрейшие из мудрейших, а также и из-за их глубины, поскольку вещи, содержащиеся в них очень глубоки и в их изучении могут преуспеть лишь люди с утонченным умом, приученные к сложным рассуждениям, людям же грубого ума истинные и драгоценные вещи, содержащиеся в них, будут представляться путаными и дурными идеями.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому решили, чтобы дошли эти вещи до последних поколений записывать их загадками и притчами, так, чтобы не смог понять их тот, кому не переданы ключи к ним, правила, по которым понимаются их намеки и загадки. И тем, кому не передано ключей, представляются они запечатанным свитком, как будто бы и не были записаны вовсе. Эти ключи передавались из поколение в поколение от учителей к подходящим ученикам.
| + | |
- | И мудрецы предупредили и так повелели всякому просвещенному и ученому, чтобы предостерегал и объявлял, что слова мудрецов и их загадки нуждаются в серьезном изучении, и приближающегося к ним без ключей постигнет неудача.
| + | |
- | | + | |
- | === Подход Маймонида ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] в предисловии к десятой главе трактата Сангедрин (Перек Хелек) описывает три возможных подхода к истолкованию агады:
| + | |
- | | + | |
- | 1. Первый подход (к нему Маймонид относится отрицательно) - воспринимать агаду буквально, не принимая во внимание аллегорическое объяснение , даже когда буквальная интерпретация противоречит здравому смыслу.
| + | |
- | 2. Второй подход - подход насмехающихся над мудрецами, утверждающих, что все сказанное ими следует понимать буквально и поэтому следует отвергнуть как невозможное , противоречащее разуму и реальности ( и следовательно считающих мудрецов простаками и невеждами). Маймонид не противник рационалистической интерпретации, он противник такого экзегетического подхода, который лишает агаду скрытой рациональности. «Мудрецы представляли драшот в таком стиле, который отвергнет ум глупца, не следует приписывать недостатки драше – скорее следует подозревать, что недостаток - есть результат интеллектуальной ограниченности воспринимающего драшу» (введение к комментарию к Мишне.).
| + | |
- | 3. Третий подход – признание того, что большинство агадот содержат глубокие истины и оперируют на двух уровнях: открытом и сокрытом. Таким образом, любое невозможное и фантастическое утверждение следует понимать как притчу, но если агаду можно понять буквально, то ее и следует понимать буквально. «Следует тщательно анализировать агадот ...и когда какие либо из них представляются трудными для понимания, мы должны углубляться в различные области знания до тех пор пока не поймем содержащиеся в них понятия. (Маймонид) .
| + | |
- | | + | |
- | Следует заметить, что подход Маймонида широко разделяется не рационалистическими, мистическими направлениями в иудаизме, так, например, рабби [[Горовиц, Ишаяhу|Исайа Горовиц ]](«hаШла» hа кадош), считает что «ни одна из этих иногда совершенно невероятных историй не лишена глубокого смысла, и если кто либо и лишен понимания - то это читатель. (Шней лухот hа брит).
| + | |
- | | + | |
- | Источники:
| + | |
- | | + | |
- | статья в ЕЭЭ
| + | |
- |
| + | |
- | http://www.eleven.co.il/article/10065
| + | |
- | | + | |
- | статья в англоязычной википедии
| + | |
- | | + | |
- | http://en.wikipedia.org/wiki/Aggadah
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Агадическая литература]]
| + | |