м |
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Авраhам (праотец)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=29/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Библейский персонаж
| + | |
- | | Имя =Авраам
| + | |
- | | Оригинальное написание =אַבְרָהָם
| + | |
- | | Толкование имени = «отец множества племён»
| + | |
- | | Тип = Пятикнижие
| + | |
- | | Пол = муж.
| + | |
- | | Период жизни =
| + | |
- | | Портрет =
| + | |
- | | Размер изображения =
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Описание =
| + | |
- | | Имя на других языках=
| + | |
- | | Греческое написание =Ἀβραάμ
| + | |
- | | Латинское написание =Abraham
| + | |
- | | В иных культурах = {{lang-ar|ابراهيم}} ([[Ибрахим|Ибрахи́м]])
| + | |
- | | Местность = [[Месопотамия]], [[Ханаан]]
| + | |
- | | Занятие =
| + | |
- | | Происхождение =
| + | |
- | | Упоминания =
| + | |
- | | Отец = [[Фарра]] (''Терах'')
| + | |
- | | Мать =
| + | |
- | | Супруг =[[Сарра]], [[Агарь]] (''Хагар''), [[Кетура]]
| + | |
- | | Дети =[[Измаил (в Библии)|Измаил]] (''Ишмаэль''), [[Исаак]] (''Ицхак'')
| + | |
- | | Место погребения = [[Пещера Махпела]], [[Хеврон]]
| + | |
- | | Связанные понятия = [[Еврей]], [[Авраамические религии]], [[Авраамов завет]]
| + | |
- | | Связанные события = [[Обрезание]], [[Жертвоприношение Исаака]]
| + | |
- | | Характерные черты = милосердие, гостеприимство
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Авраа́м''' ({{lang-he|אַבְרָהָם}}, ''Авраhа́м'', {{lang-grc|Ἀβραάμ}}, {{lang-lat|Abraham}}, {{lang-ar|ابراهيم}}, ''[[Ибрахим|Ибрахи́м]]'') — библейский персонаж, родоначальник многих народов ({{Библия|Быт|17:4}}). Является первым из трёх Библейских [[Праотец|патриархов]] эпохи после Потопа. Согласно книге [[Книга Бытие|Бытие]], первый [[еврей]] <ref>{{Библия|Быт|14:13}}</ref> и родоначальник всего еврейского народа. Потомок [[Евер]]а (Эвера), правнука [[Сим]]а (Шема), первого сына [[Ной|Ноя]].
| + | |
- | | + | |
- | == В ТаНаХе ==
| + | |
- | | + | |
- | Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в [[Быт.|книге Бытие]] ({{Библия2|Быт|11:26}}-{{Библия2|Быт|25:10}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Месопотамии ====
| + | |
- | Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии. Там он женился на [[Сара|Саре]] (Сарай), которой позже Бог дал имя [[Сарра]] (Сара). Отец Авраама [[Фарра]] (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника [[Лот (в Библии)|Лота]], направился в [[Ханаан]] (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе [[Харран]]е (Северная Месопотамия) Фарра умер.
| + | |
- | | + | |
- | Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в [[Монотеизм|Единого Бога]].{{нет АИ|12|01|2010}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Переселение в Ханаан ({{Библия|Быт|12:1|-9}}) ====
| + | |
- | Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные|Быт|12:1|-3}}
| + | |
- | | + | |
- | На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника [[Лот (Библия)|Лота]], переправился через [[Евфрат]] на территорию [[Ханаан]]а. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«''hа-иври''» ([[еврей]]) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».
| + | |
- | | + | |
- | Неподалёку от [[Сихем]]а (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.<ref>{{Библия|Быт|12:7}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Голод в Ханаане. Спуск в Египет ({{Библия|Быт|12:10|-20}}) ====
| + | |
- | Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец. {{ВЗ2|И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды|Быт|12:16}}.
| + | |
- | | + | |
- | Но из-за этого фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму:
| + | |
- | {{ВЗ|Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было её себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.|Быт|12:17|-20}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Возвращение в Ханаан и отделение Лота ({{Библия|Быт|13}}) ====
| + | |
- | Вернувшись в Ханаан, Аврам и [[Лот (Библия)|Лот]] со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, {{ВЗ2|непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе|Быт|13:6}} Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в [[Хеврон]]е, а Лот в [[Иордан|прииорданской]] области, в городе [[Содом]]е.
| + | |
- | | + | |
- | После этих событий Бог явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной».<ref>{{Библия|Быт|13:14|-17}}</ref> Аврам поселился в дубраве [[аморреи|аморрея]] Мамре в Хевроне.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Пленение Лота и его освобождение Аврамом ({{Библия|Быт|14}}) ====
| + | |
- | Авраму сообщили, что на Содом напало объединённое войско [[Кедорлаомер]]а, царя [[Элам]]ского, и союзных с ним царей, которые разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей, числом 318 человек ({{Библия|Быт|14:14}}), погнался за грабителями, разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром.
| + | |
- | | + | |
- | Возвратившись из похода, Аврам получил благословение [[Мелхиседек]]а (Малки-Цедека), царя Салима (Шалема) (по-видимому, древнейшее название [[Иерусалим]]а) и «священника Бога Всевышнего».
| + | |
- | | + | |
- | Когда царь Содома предложил ему забрать всю добычу себе, Аврам отказался взять «''даже нитки и ремня от обуви…''» чтобы никто не мог сказать: «''я обогатил Аврама''» ({{Библия|Быт|14:22|-24}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Союз с Богом, заключённый «меж рассечённых частей» ({{Библия|Быт|15}}) ====
| + | |
- | После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля {{ВЗ2|от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата|Быт|15:18}}, причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.
| + | |
- | | + | |
- | Тогда же Бог возвестил Авраму пророчество о предстоящем египетском рабстве:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом <...> в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.|Быт|15:13|-16}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Агарь. Рождение Измаила ({{Библия|Быт|16}}) ====
| + | |
- | | + | |
- | Брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку [[Агарь]] (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец [[Измаил (в Библии)|Измаил]] (Ишмаэль) — родоначальник арабских племён ({{Библия|Быт|16}}).
| + | |
- | | + | |
- | После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. …вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил …он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.|Быт|16:10|-12}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Завет обрезания ({{Библия|Быт|17}}) ====
| + | |
- | {{main|Обрезание}}
| + | |
- | Когда Авраму было 99 лет, Бог снова явился ему, возвестив, что отныне его имя Авраам (Абрахам) и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание крайней плоти:
| + | |
- | {{ВЗ|ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться ''Аврамом'', но будет тебе имя: ''Авраам'', ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их <...> и дам тебе и потомкам твоим после тебя <...> всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. <...> Сей есть завет Мой <...> : да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола|Быт|17:4|-12}}
| + | |
- | | + | |
- | Также Бог возвестил, что имя Сары (Сарай) отныне станет Сарра (Сара) и пообещал, что через год у неё родится сын, [[Исаак]] (Ицхак), которому суждено великое будущее:
| + | |
- | {{ВЗ|Сару, жену твою, не называй ''Сарою'', но да будет имя ей: ''Сарра''; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. <...> именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.|Быт|17:15|-21}}
| + | |
- | | + | |
- | Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа:
| + | |
- | {{ВЗ|И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет|Быт|17:23|-25}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры ({{Библия|Быт|18}}, {{Библия2|Быт|19}}) ====
| + | |
- | Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении [[Исаак]]а. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить [[Содом и Гоморра|Содом и Гоморру]] за преступления их жителей.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Авраам и Сарра в Граре ({{Библия|Быт|20}}) ====
| + | |
- | После повествования о разрушении [[Содом и Гоморра|Содома и Гоморры]] Библия сообщает о том, что Авраам направился к [[филистимляне|филистимской]] границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар [[Авимелех]]ом в свой гарем. Вскоре, однако, Авимелех был вынужден отпустить Сарру по велению Бога.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Рождение Исаака ({{Библия|Быт|21:1|-8}}) ====
| + | |
- | Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, [[Исаак]] (Ицхак), который был предназначен Богом продолжать род Авраама.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Изгнание Измаила ({{Библия|Быт|21:9|-21}}) ====
| + | |
- | Авраам поселился в [[Беер-Шева|Беэр-Шеве]]. Спустя 13 лет после рождения Исаака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню.
| + | |
- | {{ВЗ|И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.|Быт|21:9|-10}}
| + | |
- | После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.
| + | |
- | | + | |
- | Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «''подняла вопль, и заплакала''» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. {{ВЗ2|и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока|Быт|21:19}}.
| + | |
- | {{ВЗ|И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.|Быт|21:20|-21}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Союз Авраама с Авимелехом ({{Библия|Быт|21:22|-34}}) ====
| + | |
- | Некоторое время спустя, правитель той земли Авимелех предложил Аврааму союз:
| + | |
- | {{ВЗ|поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землёю, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь. <...> И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии.|Быт|21:23|-32}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Жертвоприношение Исаака ({{Библия|Быт|22:1|-19}}) ====
| + | |
- | {{main|Жертвоприношение Исаака}}
| + | |
- | После всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на [[жертвенник]]е и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба:
| + | |
- | {{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
| + | |
- | Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
| + | |
- | {{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}}
| + | |
- | | + | |
- | После этих событий Авраам вернулся в [[Беер-Шева|Беэр-Шеву]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела ({{Библия|Быт|23}}) ====
| + | |
- | Сарра умерла в возрасте 127 лет в [[Кирьят-Арба|Кириаф-Арбе]] (Кирьят-Арбе), возле [[Хеврон]]а и была похороненна Авраамом в купленной у хеттийца [[Ефрон]]а (Эфрона) [[пещера Махпела|пещере Махпела]] («двойная пещера») в Хевроне.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Женитьба Исаака на Ревекке ({{Библия|Быт|24}}) ====
| + | |
- | Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с [[ханаан]]еями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась [[Ревекка]] (Ривка), дочь племянника Авраама, [[Вафуил]]а (Бетуэля).
| + | |
- | | + | |
- | После переговоров с отцом Ревекки и её братом [[Лаван]]ом, караван вместе с Ревеккой отправился в обратный путь.
| + | |
- | {{ВЗ|И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.|Быт|24:67}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Последние годы жизни и погребение Авраама ({{Библия|Быт|25:1|-11}}) ====
| + | |
- | В глубокой старости Авраам женился на [[Кетура|Кетуре]], родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его [[Измаил (в Библии)|Измаил]], сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» ({{Библия|Быт|17:5}}).
| + | |
- | | + | |
- | Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в [[Пещера Махпела|пещере Махпела]] в [[Хеврон]]е.
| + | |
- | === Жизнь Авраама в еврейской традиции ===
| + | |
- | | + | |
- | В еврейских преданиях ([[мидраш]]ах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «''Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои''». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца [[Фарра|Фарры]] (Тераха).
| + | |
- | | + | |
- | «Земля Мория», упоминаемая в истории [[жертвоприношение Исаака|жертвоприношения Исаака]], отождествляется в еврейской традиции с [[Храмовая гора|горой Мория]] в [[Иерусалим]]е, на которой [[Соломон]] построил [[Иерусалимский храм|Храм]].<ref>{{Библия|2Пар|3:1}}</ref> Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские источники<ref>«[[Кузари]]», р. [[Иегуда Галеви]], 4, 25</ref> приписывают авторству Авраама книгу «[[Сефер Йецира]]» ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником [[Каббала|Каббалы]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | По преданиям, Авраам занимался естественными науками, знал [[астрономия|астрономию]], [[химия|химию]] и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди [[финикия]]н и даже [[Древний Египет|египтян]].<ref>[[Филон Александрийский]], opp. II, 13; [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские Древности]]» I, 8:2</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Образ Авраама в еврейской традиции ===
| + | |
- | | + | |
- | Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник [[евреи|еврейского народа]], но и как провозвестник [[монотеизм]]а, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. [[Авраамические религии]], а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна [[Адам]]у, Ноаху ([[Ной|Ною]]) и его потомкам Шему ([[Сим]]у) и Эверу ([[Евер]]у). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с [[Мелхиседек]]ом, царём Салима, {{ВЗ2|священником Бога Всевышнего|Быт|14:18}}. Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по [[Ханаан]]у, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.
| + | |
- | | + | |
- | В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является [[жертвоприношение Исаака]]. [[иудаизм|Еврейская традиция]] рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мишна]]<ref>[[Мишна]], Таанит 2:4</ref> свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. [[Талмуд]]<ref>[[Талмуд]], Мегила 31а</ref> предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день [[Рош hа-Шана]] и объясняет обычай трубить в [[шофар]] (изготовляемый из рога барана) в Рош hа-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.<ref>[[Талмуд]], Рош hа-Шана 16а)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. ''брит''), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:
| + | |
- | # избранность потомков Авраама по линии его сына [[Исаак]]а; | + | |
- | # обещание дать землю [[Ханаан]]скую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
| + | |
- | # повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.
| + | |
- | | + | |
- | Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным ({{Библия|Быт|17:1}}), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей [[Содом]]а, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить [[Пещера Патриархов|пещеру Махпела]] в подарок.
| + | |
- | | + | |
- | == В апокрифах ==
| + | |
- | Предания об Аврааме нашли своё отражение в двух [[апокриф]]ах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.
| + | |
- | | + | |
- | * [[Откровение Авраама]] — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии [[идол]]ов, которых делает его отец [[Фарра]] и приходит к мысли о [[Бог]]е, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного [[пост]]а, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму [[ангел]] Иоиль ведет его на гору [[Хорив]]. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению [[дьявол]]а Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и [[Эдем]], в котором находятся [[Адам]], [[Ева]] и [[Азазель|Азазил]].
| + | |
- | | + | |
- | * [[Смерть Авраама]] (''Завещание Авраама'') — [[архангел Михаил]] является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон [[Исаак]]а. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и [[архангел]] вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел [[Адам]], плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где [[Авель]] совершает суд, а [[Енох]] по книгам отыскивает [[грех]]и, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что [[Бог]], до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти [[Сарра|Сарры]], о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с [[Библия|Библией]].
| + | |
- | В русском переводе данные апокрифы известны с [[XIV век]]а (''Сильвестровский сборник''), а также были включены в состав [[Палея|Палеи]].<ref>[http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3686 Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Исторический анализ ==
| + | |
- | | + | |
- | Мир, в котором жил Авраам, был относительно просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве.
| + | |
- | | + | |
- | === Переселение в Ханаан ===
| + | |
- | По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в [[XIX век до н. э.|XIX]]—[[XVIII век до н. э.|XVIII]] веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых [[амореи|амореями]] или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама ([[Фарра]] (Терах), [[Нахор]], [[Серух]]), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка [[Евер]] (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом ''иври'' — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму ({{Библия|Быт|14:13}}), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через [[Евфрат]] на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом ''иври'' и наименованием ''хабиру'', ''хапиру'' или ''апиру'', которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.<ref name="ЭЕЭ" /><ref>Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам [[Дьяконов, Игорь Михайлович|И. М. Дьяконова]], ''иврим'' и ''хапиру'' «''не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.''» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово ''иври'' также никак не связано с ''хапиру'', восходящим к аккадскому глаголу habaru («''быть изгнанным''»).</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ''Иврим'' были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи [[Исаак]] и [[Иаков]] — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на [[XXI век до н. э.|XXI]]—[[XX век до н. э.|XX]] века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении [[3Цар.|Третьей книги Царств]] ({{Библия|3Цар|6:1}}), согласно которому между [[Исход]]ом из Египта и началом постройки [[Соломон]]ом Храма прошло 480 лет. Опираясь на [[библейская хронология|внутрибиблейскую хронологию]], можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около [[2091 год до н. э.|2091 года до н. э.]] Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, [[археология|археологи]] не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.
| + | |
- | | + | |
- | Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около [[1740 год до н. э.|1740 года до н. э.]], в период подавления [[Самсуилуна#Восстание на юге|восстания]] против вавилонского правителя [[Самсуилуна|Самсу-илуны]], в котором участвовал и Ур. В [[1739 год до н. э.|1739 году до н. э.]] город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «''Уром Халдейским''» ({{Библия|Быт|11:31}}) является анахронизмом, так как [[халдеи]] появились в [[Вавилония|Вавилонии]] лишь в [[1100 год до н. э.|1100]]—[[1000 год до н. э.|1000]] гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии [[Набонид]]а ([[556 год до н. э.|556]]—[[539 год до н. э.|539]] гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
| + | |
- | | + | |
- | === Союз «''меж рассечённых частей''» ===
| + | |
- | В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом ({{Библия|Быт|15:9|—18}}) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается [[идиома|идиомой]] «''разрубить Завет''». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской [[Катна|Катны]] ([[XV век до н. э.]]), а также в аморейских текстах из [[Мари]], где заключение союза описывается выражением «''убить ослёнка''».
| + | |
- | | + | |
- | === Датировка времени написания ===
| + | |
- | Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после [[X век до н. э.|X в. до н. э.]]).<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|10045|Авраам}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Имена ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Имя личное|Личные имена]] ''Аврам'' и ''[[Авраам (имя)|Авраам]]'' впервые встречаются в датируемых [[3 тысячелетие до н. э.|3]]—[[2 тысячелетие до н. э.|2]] тысячелетиями до н. э. месопотамских [[клинопись|клинописных]] табличках, [[Древний Египет|египетских]] текстах, а также в текстах, найденных в [[Сирия|сирийской]] [[Эбла|Эбле]]. [[Этимология]] имени ''Аврам'' точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени ''Ав(и)рам''. Полученное Аврамом после заключения завета ({{Библия|Быт|17:5}}) имя ''Авраам'' означает «отец множества» (народов). В отличие от имён [[Исаак]]а, [[Иаков]]а-Израиля и его [[Двенадцать колен Израилевых|сыновей]], имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.
| + | |
- | | + | |
- | Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским ([[Талмуд]], Бава-Батра 91а) — [[Аматлея]], вероятно [[Аматсула]] — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | == В философии ==
| + | |
- | | + | |
- | История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения [[мораль]]ных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов [[новое время|нового]] и [[новейшее время|новейшего времени]], так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. [[Иммануил Кант]], чья [[этика]] декларирует полную автономность морали «''в силу чистого практического разума''» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам ''должен'' был дать на приказ принести в жертву своего сына:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.<ref>Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» [[Паскаль, Блез|Паскаля]]: «''Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых''» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).</ref>
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
| + | |
- | | + | |
- | [[Кьеркегор, Сёрен Аби|Сёрен Кьеркегор]], посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»<ref name=autogenerated1>[http://psylib.org.ua/books/kerks01/index.htm «Страх и трепет»]. Как и большинство других произведений сторонника [[ирония|иронического]] метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «''диалектическая лирика''».</ref>, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «''перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое''». Кьеркегор говорит о «''[[телеология|телеологическом]] упразднении этического''», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «''Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее''» (т.е. всеобщие моральные нормы); «''существует абсолютный долг перед Богом''», по сравнению с которым «''этическое оказывается сведенным к относительному''». Авраам — «''рыцарь веры''», верующий «''силой абсурда''». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «''верил в противоречие''» — в то, что он «''состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни''».
| + | |
- | | + | |
- | Развивая идеи Кьеркегора, [[Жан-Поль Сартр]] в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к [[квиетизм]]у, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.<ref name="sartre">[http://scepsis.ru/library/id_545.html «Экзистенциализм — это гуманизм»].</ref>
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/ЭСБЕбк}}
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= И. Р. Тантлевский
| + | |
- | |заглавие = История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2005
| + | |
- | |издательство = Издательство С.-Петербургского Университета
| + | |
- | |isbn = 5-288-03735-3
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * {{ЭЕЭ|10045|Авраам}}
| + | |
- | * [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Смерть Авраама (Завещание Авраама)] — ветхозаветный апокриф об Аврааме
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm «Две истории сотворения мира»], П.Полонский
| + | |
- | * Глава [http://www.judaicaru.org/limudim/limudim_2_2.html Авраам] из книги р. А. Штейнзальца «Библейские образы»
| + | |
- | * Тема [http://www.judaicaru.org/limudim/avraam.html Авраам] для самостоятельного изучения по программе «Лимудим»
| + | |
- | | + | |
- | {{Авраам}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Род от Адама}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейские пророки|Пятикнижие}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Праотцы]]
| + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |