Авраhам (праотец)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Завет обрезания ({{Библия|Быт|17}}): дополнение)
(Перенаправление на ej:Авраhам (праотец))
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Авраhам (праотец)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=29/11/2010
+
-
}}
+
-
{{Библейский персонаж
+
-
| Имя =Авраам
+
-
| Оригинальное написание =אַבְרָהָם
+
-
| Толкование имени = «отец множества племён»
+
-
| Тип = Пятикнижие
+
-
| Пол = муж.
+
-
| Период жизни =
+
-
| Портрет =
+
-
| Размер изображения =
+
-
| Подпись =
+
-
| Описание =
+
-
| Имя на других языках=  
+
-
| Греческое написание =Ἀβραάμ
+
-
| Латинское написание =Abraham
+
-
| В иных культурах = {{lang-ar|ابراهيم‎}} ([[Ибрахим|Ибрахи́м]])
+
-
| Местность = [[Месопотамия]], [[Ханаан]]
+
-
| Занятие =
+
-
| Происхождение =
+
-
| Упоминания =
+
-
| Отец = [[Фарра]] (''Терах'')
+
-
| Мать =
+
-
| Супруг =[[Сарра]], [[Агарь]] (''Хагар''), [[Кетура]]
+
-
| Дети =[[Измаил (в Библии)|Измаил]]  (''Ишмаэль''), [[Исаак]] (''Ицхак'')
+
-
| Место погребения = [[Пещера Махпела]], [[Хеврон]]
+
-
| Связанные понятия = [[Еврей]], [[Авраамические религии]], [[Авраамов завет]]
+
-
| Связанные события = [[Обрезание]], [[Жертвоприношение Исаака]]
+
-
| Характерные черты = милосердие, гостеприимство
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Авраа́м''' ({{lang-he|אַבְרָהָם}}, ''Авраhа́м'', {{lang-grc|Ἀβραάμ}}, {{lang-lat|Abraham}}, {{lang-ar|ابراهيم‎}}, ''[[Ибрахим|Ибрахи́м]]'') — библейский персонаж, родоначальник многих народов ({{Библия|Быт|17:4}}). Является  первым из трёх Библейских [[Праотец|патриархов]] эпохи после Потопа. Согласно книге [[Книга Бытие|Бытие]], первый [[еврей]] <ref>{{Библия|Быт|14:13}}</ref> и родоначальник всего еврейского народа. Потомок [[Евер]]а (Эвера), правнука [[Шем]]а, первого сына [[Ноах]]а.
+
-
 
+
-
== В ТаНаХе ==
+
-
 
+
-
Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в [[Быт.|книге Бытие]] ({{Библия2|Быт|11:26}}-{{Библия2|Быт|25:10}}).
+
-
 
+
-
==== В Месопотамии ====
+
-
Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии. Там он женился на [[Сара|Саре]] (Сарай), которой позже Бог дал имя [[Сарра]] (Сара). Отец Авраама [[Фарра]] (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника [[Лот (в Библии)|Лота]], направился в [[Ханаан]], но умер в городе [[Харран]]е (Северная [[Месопотамия]]).
+
-
 
+
-
Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в [[Монотеизм|Единого Бога]].
+
-
 
+
-
==== Переселение в Ханаан ({{Библия|Быт|12:1|-9}}) ====
+
-
Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом. Т.о. на 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника [[Лот (Библия)|Лота]], переправился через [[Евфрат]] на территорию Ханаана. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«''hа-иври''» ([[еврей]]) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».
+
-
 
+
-
Неподалёку от [[Шхем]]а (Сихема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.<ref>{{Библия|Быт|12:7}}</ref>
+
-
 
+
-
==== Голод в Ханаане. Спуск в Египет ({{Библия|Быт|12:10|-20}}) ====
+
-
Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдал Сару за свою сестру, и в результате, фараон взял Сару в свой дворец. {{ВЗ2|И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошади и верблюды|Быт|12:16}}.
+
-
 
+
-
{{ВЗ|Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было её себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.|Быт|12:17|-20}}
+
-
 
+
-
==== Возвращение в Ханаан и отделение Лота ({{Библия|Быт|13}}) ====
+
-
Вернувшись в Ханаан, Аврам и [[Лот]] со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, {{ВЗ2|непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе|Быт|13:6}} Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в [[Хеврон]]е, а Лот в [[Иордан|прииорданской]] области, в городе [[Содом]]е.
+
-
 
+
-
После этих событий Бог явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной».<ref>{{Библия|Быт|13:14|-17}}</ref> Аврам поселился в дубраве [[аморреи|аморрея]] Мамре в Хевроне.
+
-
 
+
-
==== Пленение Лота и его освобождение Аврамом ({{Библия|Быт|14}}) ====
+
-
Авраму сообщили, что на Содом напало объединённое войско [[Кедорлаомер]]а, царя [[Элам]]ского, и союзных с ним царей, которые разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей, числом 318 человек ({{Библия|Быт|14:14}}), погнался за грабителями, разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром.
+
-
 
+
-
Возвратившись из похода, Аврам получил благословение [[Малки-Цедека|Мелхиседек]]а, царя Салима (Шалема - по-видимому, древнейшее название [[Иерусалим]]а) и «священника Бога Всевышнего».
+
-
 
+
-
Когда царь Содома предложил ему забрать всю добычу себе, Аврам отказался взять «''даже нитки и ремня от обуви…''» чтобы никто не мог сказать: «''я обогатил Аврама''» ({{Библия|Быт|14:22|-24}}).
+
-
 
+
-
==== Союз с Богом, заключённый «меж рассечённых частей» ({{Библия|Быт|15}}) ====
+
-
После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля {{ВЗ2|от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата|Быт|15:18}}, причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.
+
-
 
+
-
Тогда же Бог возвестил Авраму пророчество о предстоящем египетском рабстве:
+
-
{{ВЗ|И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом <...> в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.|Быт|15:13|-16}}
+
-
 
+
-
==== Агарь. Рождение Измаила ({{Библия|Быт|16}}) ====
+
-
 
+
-
Брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку [[Агарь]] (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец [[Измаил (в Библии)|Измаил]] (Ишмаэль) — родоначальник арабских племён ({{Библия|Быт|16}}).
+
-
 
+
-
После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего:
+
-
{{ВЗ|И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. …вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил …он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.|Быт|16:10|-12}}
+
-
 
+
-
==== Завет обрезания ({{Библия|Быт|17}}) ====
+
-
{{main|Обрезание}}
+
-
Когда Авраму было 99 лет, Бог снова явился ему, возвестив, что отныне его имя Авраhам<ref>(возведение этого имени в Торе к ав hамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии)</ref> (Абрахам) и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание крайней плоти. Также Бог возвестил, что имя Сары (Сарай) отныне станет Сарра и пообещал, что через год у неё родится сын, [[Исаак]] (Ицхак), которому суждено великое будущее:
+
-
{{ВЗ|Сару, жену твою, не называй ''Сарою'', но да будет имя ей: ''Сарра''; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. <...> именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.|Быт|17:15|-21}}
+
-
 
+
-
Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа:
+
-
{{ВЗ|И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет|Быт|17:23|-25}}
+
-
 
+
-
==== Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры ({{Библия|Быт|18}}, {{Библия2|Быт|19}}) ====
+
-
Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении [[Исаак]]а. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить [[Содом и Гоморра|Содом и Гоморру]] за преступления их жителей.
+
-
 
+
-
==== Авраам и Сарра в Граре ({{Библия|Быт|20}}) ====
+
-
После повествования о разрушении [[Содом и Гоморра|Содома и Гоморры]] Библия сообщает о том, что Авраам направился к [[филистимляне|филистимской]] границе, где Сарра была взята царём города Грар [[Авимелех]]ом в свой гарем. Вскоре, однако, Авимелех был вынужден отпустить Сарру по велению Бога.
+
-
 
+
-
==== Рождение Ицхака ({{Библия|Быт|21:1|-8}}) ====
+
-
Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, [[Ицхак]] (Исаак), который был предназначен Богом продолжать род Авраама.
+
-
 
+
-
==== Изгнание Измаила ({{Библия|Быт|21:9|-21}}) ====
+
-
Авраам поселился в [[Беер-Шева|Беэр-Шеве]]. Спустя 13 лет после рождения Ицхака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню. После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.
+
-
 
+
-
Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «''подняла вопль, и заплакала''» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. {{ВЗ2|и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.|Быт|21:20|-21}}
+
-
 
+
-
==== Союз Авраама с Авимелехом ({{Библия|Быт|21:22|-34}}) ====
+
-
Некоторое время спустя, правитель той земли Авимелех предложил Аврааму союз:
+
-
{{ВЗ|поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землёю, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь. <...> И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии.|Быт|21:23|-32}}
+
-
 
+
-
==== Жертвоприношение Ицхака ({{Библия|Быт|22:1|-19}}) ====
+
-
{{main|Акеда}}
+
-
После всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Ицхаком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Ицхак лежал связанный на [[жертвенник]]е и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба:
+
-
{{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
+
-
Вместо Ицхака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
+
-
{{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}}
+
-
 
+
-
После этих событий Авраам вернулся в [[Беер-Шева|Беэр-Шеву]].
+
-
 
+
-
==== Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела ({{Библия|Быт|23}}) ====
+
-
Сарра умерла в возрасте 127 лет в [[Кирьят-Арба|Кирьят-Арбе]], возле [[Хеврон]]а и была похороненна там Авраамом в купленной у [[Хетты|хеттийца]] [[Ефрон]]а (Эфрона) [[пещера Махпела|пещере Махпела]] («двойная пещера»).
+
-
 
+
-
==== Женитьба Ицхака на Ревекке ({{Библия|Быт|24}}) ====
+
-
{{main|Ицхак#Семейная жизнь}}
+
-
 
+
-
==== Последние годы жизни и погребение Авраама ({{Библия|Быт|25:1|-11}}) ====
+
-
В глубокой старости Авраам женился на [[Кетура|Кетуре]], родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» ({{Библия|Быт|17:5}}).
+
-
 
+
-
Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в [[Пещера Махпела|пещере Махпела]] в [[Хеврон]]е.
+
-
=== Жизнь Авраама в еврейской традиции ===
+
-
 
+
-
В еврейских преданиях ([[мидраш]]ах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «''Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои''». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца [[Фарра|Фарры]] (Тераха).
+
-
 
+
-
«Земля Мория», упоминаемая в истории [[жертвоприношение Исаака|жертвоприношения Исаака]], отождествляется в еврейской традиции с [[Храмовая гора|горой Мория]] в [[Иерусалим]]е, на которой [[Соломон]] построил [[Иерусалимский храм|Храм]].<ref>{{Библия|2Пар|3:1}}</ref> Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
+
-
 
+
-
Еврейские источники<ref>«[[Кузари]]», р. [[Иегуда Галеви]], 4, 25</ref> приписывают авторству Авраама книгу «[[Сефер Йецира]]» ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником [[Каббала|Каббалы]].
+
-
 
+
-
 
+
-
По преданиям, Авраам занимался естественными науками, знал [[астрономия|астрономию]], [[химия|химию]] и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди [[финикия]]н и даже [[Древний Египет|египтян]].<ref>[[Филон Александрийский]], opp. II, 13; [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские Древности]]» I, 8:2</ref>
+
-
 
+
-
=== Образ Авраама в еврейской традиции ===
+
-
 
+
-
Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.
+
-
 
+
-
Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник [[евреи|еврейского народа]], но и как провозвестник [[монотеизм]]а, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. [[Авраамические религии]], а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна [[Адам]]у, Ноаху ([[Ной|Ною]]) и его потомкам Шему ([[Сим]]у) и Эверу ([[Евер]]у). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с [[Мелхиседек]]ом, царём Салима, {{ВЗ2|священником Бога Всевышнего|Быт|14:18}}. Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.
+
-
 
+
-
Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по [[Ханаан]]у, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.
+
-
 
+
-
В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является [[Акеда|жертвоприношение Ицхака]] как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.
+
-
 
+
-
В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. ''брит''), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:
+
-
# избранность потомков Авраама по линии его сына [[Исаак]]а;
+
-
# обещание дать землю [[Ханаан]]скую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
+
-
# повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.
+
-
 
+
-
Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным ({{Библия|Быт|17:1}}), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей [[Содом]]а, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить [[Пещера Патриархов|пещеру Махпела]] в подарок.
+
-
 
+
-
== В Устной Торе ==
+
-
Согласно [[мидраш]]у, Авраам разбивает идолов своего отца. Еще трехлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он, в отличие от месопотамских жрецов, осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Уже в библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака.
+
-
== В апокрифах ==
+
-
Предания об Аврааме нашли своё отражение в двух [[апокриф]]ах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.
+
-
 
+
-
* [[Откровение Авраама]] — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии [[идол]]ов, которых делает его отец [[Фарра]] и приходит к мысли о [[Бог]]е, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного [[пост]]а, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму [[ангел]] Иоиль ведет его на гору [[Хорив]]. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению [[дьявол]]а Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и [[Эдем]], в котором находятся [[Адам]], [[Ева]] и [[Азазель]].
+
-
 
+
-
* [[Смерть Авраама]] (''Завещание Авраама'') — [[архангел Михаил]] является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон [[Исаак]]а. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и [[архангел]] вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел [[Адам]], плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где [[Авель]] совершает суд, а [[Енох]] по книгам отыскивает [[грех]]и, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что [[Бог]], до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти [[Сарра|Сарры]], о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с [[Библия|Библией]].
+
-
В русском переводе данные апокрифы известны с [[XIV век]]а (''Сильвестровский сборник''), а также были включены в состав [[Палея|Палеи]].<ref>[http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3686 Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref>
+
-
 
+
-
== Исторический анализ ==
+
-
 
+
-
Мир, в котором жил Авраам, был относительно просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве.
+
-
 
+
-
=== Переселение в Ханаан ===
+
-
По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в [[XIX век до н. э.|XIX]]—[[XVIII век до н. э.|XVIII]] веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых [[амореи|амореями]] или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама ([[Фарра]] (Терах), [[Нахор]], [[Серух]]), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка [[Евер]] (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом ''иври'' — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму ({{Библия|Быт|14:13}}), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через [[Евфрат]] на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом ''иври'' и наименованием ''хабиру'', ''хапиру'' или ''апиру'', которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.<ref name="ЭЕЭ" /><ref>Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам [[Дьяконов, Игорь Михайлович|И. М. Дьяконова]], ''иврим'' и ''хапиру'' «''не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.''» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово ''иври'' также никак не связано с ''хапиру'', восходящим к аккадскому глаголу habaru («''быть изгнанным''»).</ref>
+
-
 
+
-
''Иврим'' были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи [[Исаак]] и [[Иаков]] — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.
+
-
 
+
-
Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на [[XXI век до н. э.|XXI]]—[[XX век до н. э.|XX]] века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении [[3Цар.|Третьей книги Царств]] ({{Библия|3Цар|6:1}}), согласно которому между [[Исход]]ом из Египта и началом постройки [[Соломон]]ом Храма прошло 480 лет. Опираясь на [[библейская хронология|внутрибиблейскую хронологию]], можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около [[2091 год до н. э.|2091 года до н. э.]] Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, [[археология|археологи]] не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.
+
-
 
+
-
Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около [[1740 год до н. э.|1740 года до н. э.]], в период подавления [[Самсуилуна#Восстание на юге|восстания]] против вавилонского правителя [[Самсуилуна|Самсу-илуны]], в котором участвовал и Ур. В [[1739 год до н. э.|1739 году до н. э.]] город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «''Уром Халдейским''» ({{Библия|Быт|11:31}}) является анахронизмом, так как [[халдеи]] появились в [[Вавилония|Вавилонии]] лишь в [[1100 год до н. э.|1100]]—[[1000 год до н. э.|1000]] гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии [[Набонид]]а ([[556 год до н. э.|556]]—[[539 год до н. э.|539]] гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
+
-
 
+
-
=== Союз «''меж рассечённых частей''» ===
+
-
В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом ({{Библия|Быт|15:9|—18}}) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается [[идиома|идиомой]] «''разрубить Завет''». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской [[Катна|Катны]] ([[XV век до н. э.]]), а также в аморейских текстах из [[Мари]], где заключение союза описывается выражением «''убить ослёнка''».
+
-
 
+
-
=== Датировка времени написания ===
+
-
Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после [[X век до н. э.|X в. до н. э.]]).
+
-
 
+
-
=== Имена ===
+
-
 
+
-
[[Имя личное|Личные имена]] ''Аврам'' и ''[[Авраам (имя)|Авраам]]'' впервые встречаются в датируемых [[3 тысячелетие до н. э.|3]]—[[2 тысячелетие до н. э.|2]] тысячелетиями до н. э. месопотамских [[клинопись|клинописных]] табличках, [[Древний Египет|египетских]] текстах, а также в текстах, найденных в [[Сирия|сирийской]] [[Эбла|Эбле]]. [[Этимология]] имени ''Аврам'' точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени ''Ав(и)рам''. Полученное Аврамом после заключения завета ({{Библия|Быт|17:5}}) имя ''Авраам'' означает «отец множества» (народов). В отличие от имён [[Исаак]]а, [[Иаков]]а-Израиля и его [[Двенадцать колен Израилевых|сыновей]], имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.
+
-
 
+
-
Имя матери Авраама в Торе не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским ([[Талмуд]], Бава-Батра 91а) — [[Аматлея]], вероятно [[Аматсула]] — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Сноски и источники ==
+
-
{{reflist|2}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{источник/ЭСБЕбк}}
+
-
* {{источник/КЕЭ}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор= И. Р. Тантлевский
+
-
|заглавие = История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма
+
-
|оригинал =
+
-
|место = СПб.
+
-
|год = 2005
+
-
|издательство = Издательство С.-Петербургского Университета
+
-
|isbn = 5-288-03735-3
+
-
}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
* {{ElevenCopyRight|10045|Авраам}}
+
-
* [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Смерть Авраама (Завещание Авраама)] — ветхозаветный апокриф об Аврааме
+
-
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm «Две истории сотворения мира»], П.Полонский
+
-
* Глава [http://www.judaicaru.org/limudim/limudim_2_2.html Авраам] из книги р. А. Штейнзальца «Библейские образы»
+
-
* Тема [http://www.judaicaru.org/limudim/avraam.html Авраам] для самостоятельного изучения по программе «Лимудим»
+
-
 
+
-
{{Авраам}}
+
-
{{Род от Адама}}
+
-
{{Библейские пророки|Пятикнижие}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Праотцы]]
+
-
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
+
-
[[Категория:Библейские персонажи]]
+

Текущая версия на 21:52, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Авраhам (праотец)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация