м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Авот (Пиркей Авот), трактат Талмуда]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ= 21.05.2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Пиркей Авот''' (פִּרְקֵי אָבוֹת) или просто '''Аво́т''' (אָבוֹת), последний трактат четвертого раздела [[Мишна|Мишны]] — [[Незикин]].
| + | |
- | | + | |
- | Пиркей авот — наиболее распространенный трактат Мишны, сохранившийся в сотнях списков и многочисленных рукописных фрагментах различных периодов, что облегчает исследование истории его текста.
| + | |
- | == Название ==
| + | |
- | Некоторые интерпретируют название как «поучения отцов», понимая под «отцами» великих законоучителей древности (в [[ТаНаХ]]е ав встречается в смысле не только «отец», но также «великий, уважаемый человек»).
| + | |
- | | + | |
- | [[Меири, МенахемМенахем бен Шломо Меири]] в своем введении к трактату Пиркей авот объясняет его название тем, что здесь содержатся ''авот иесод'' (буквально `отцы основ`), то есть основоположения всей существующей мудрости.
| + | |
- | | + | |
- | == Место Пиркей Авот в Талмуде ==
| + | |
- | Почему трактат Пиркей авот был включен в раздел Незикин, где обсуждаются вопросы, связанные с процедурой судопроизводства, неясно. Некоторые исследователи допускают, что трактат служит своего рода введением к Мишне, однако его местоположение не дает оснований для такого утверждения. Согласно взгляду [[Маймонид]]а, цель Пиркей авот — наставление судей в морали, чтобы они вершили праведный и справедливый суд. В пользу такой точки зрения говорят некоторые мишнайот Пиркей авот (1:1,8; 3:8 и другие).
| + | |
- | | + | |
- | К Пиркей авот нет [[Гемара|Гемары]], но [[Тосефта|Тосефтой]] к нему можно считать Авот де-рабби Натан (подлинный составитель неизвестен). Наиболее значительные комментарии к Пиркей авот — [[Махзор]] Витри и комментарий Маймонида.
| + | |
- | == Состав и краткое содержание ==
| + | |
- | Пиркей авот состоит из шести глав.
| + | |
- | | + | |
- | Первые четыре главы построены по хронологическому принципу, следуя порядку поколений законоучителей. В Пиркей авот приводятся высказывания 63 мудрецов Мишны — больше, чем в каком-либо другом мишнаитском трактате, первая глава рассматривает непрерывную передачу Устного закона от [[Моше]] до [[Гиллель|Гиллеля]] и [[Шамай|Шамая]], то есть до начала эпохи Второго Храма.
| + | |
- | | + | |
- | В конце первой и в начале второй главы вводится группа мишнайот, содержащих высказывания [[Наси|несиим]], потомков [[Гиллель|Гиллеля]] — вплоть до рабби [[Йеhуда hа-Наси|Иеhуды ха-Наси]] (1:18–2:7). С середины второй главы хронологический подход восстанавливается — здесь говорится о рабби [[Иоханан Бен Заккай|Иоханане бен Заккае]] и его учениках, которые принадлежат к первому и второму поколениям мишнаитского периода (1–2 вв. н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Десять первых мишнайот третьей главы принадлежат законоучителям, в своем большинстве действовавшим в конце эпохи Второго храма, однако в продолжении этой главы и вплоть до конца четвертой главы вновь устанавливается хронологический подход — вплоть до учеников Иехуды ха-Наси и конца периода Мишны.
| + | |
- | | + | |
- | Пятая глава содержит анонимные изречения, сгруппированные по упоминаемым в них числам (десять, семь, четыре), например, «Семь качеств у неуча и семь — у ученого...» (5:7). Шестая глава — под называнием Киньян Тора («Обретение Торы») — представляет собой [[Барайта|барайту]], содержащую высказывания, в которых восхваляется Тора и законоучители.
| + | |
- | | + | |
- | Конец пятой главы и вся шестая глава ("Киньян Тора" - "Обретение Торы") относятся к периоду, когда редакция Мишны была уже завершена.
| + | |
- | | + | |
- | Видимо, Киньян Тора первоначально была отдельным сочинением и в качестве шестой главы добавлена в Пиркей авот в связи с обычаем (известным с эпохи [[гаон]]ов) читать трактат в течение шести [[Шабат]]ов между праздниками [[Песах]] и [[Шавуот]]. Возникновение этого обычая, возможно, объясняется тем, что Пиркей авот, в котором упор делается на непрерывность традиции Устного закона со времени [[Моше]], был своего рода полемическим ответом [[караим]]ам, отвергавшим Устный закон. Во многих общинах стало принято читать и изучать Пиркей авот и в другие субботы, так что трактат стал неотъемлемой частью ритуала и включен во все [[Сиддур|молитвенники]] после субботней [[Минха|Минхи]].
| + | |
- | == Особенности Пиркей авот ==
| + | |
- | В отличие от других трактатов Мишны, Пиркей авот — чисто [[Аггада|аггадический]] и не содержит в себе [[Галаха|галахических]] материалов. Во-вторых, первые две главы трактата прослеживают непрерывность передачи традиций от откровения на горе Синай вплоть до эпохи таннаев и таким образом обосновывают авторитет Мишны. В-третьих, в нем не просто перечисляются в хронологическом порядке законоучители (начиная с членов Великого собора), сохранившие и передавшие далее эту традицию, но и приводятся их галахические взгляды. Наряду с указанием, чьим учеником был данный законоучитель, в трактате приводится его программное высказывание, формулирующее основополагающий принцип или идею, с которой он обратился к своему поколению. В совокупности эти принципы легли в основу [[Фарисеи|фарисейских]] и таннайских школ и таким образом стали ядром мировоззрения и этики иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | В известной мере Пиркей авот представляет собой продолжение литературы мудрости (см. также [[Притчи Соломоновы]] и [[Бен-Сиры Премудрости]]), однако резко отличается от них своим религиозным характером и духовным осмыслением действительности. В Пиркей авот в удивительно лапидарной форме изложены глубочайшие положения иудаизма, например: «Все предопределено, но дан и выбор; суд над лицом благосклонен, но все решается в соответствии с большинством наших поступков» (3:15); «''Не будьте словно рабы, работающие на господина ради награды, но будьте словно рабы, служащие господину без корысти, и да будет страх небесный с вами''» (1:3).
| + | |
- | | + | |
- | В Пиркей авот широко используются аналогии и метафизические уподобления; большей частью это уподобление изучения Торы и исполнения [[мицвот]] работе, изучающих закон — работникам, а Бога — хозяину. Так, «''[[Рабби Тарфон]] говорит: день короток, работы много, работники ленивы, плата велика, а Хозяин торопит''» (2:15). [[Акива]] уподобляет посмертное воздаяние за человеческие поступки оплате долгов: «''Все дано под залог и над всем живущим распростерта сеть. Лавка открыта, и продавец дает в долг, счета открыты и рука записывает, и всякий, кто пожелает, может взять в долг; но ежедневно приходят взимать долги, и взимают их с ведома ли или без ведома человека, и взимают с полным на то основанием, и суд — суд праведный, и яства на столе''» (3:16).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | === Тексты ===
| + | |
- | * [http://www.moshiach.ru/study/enciclopedia/pirkei_abot.html Текст Пиркей Авот с предисловием]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/ustntora/in_pirkav.htm Пиркей Авот (пока гл.1)], перевод и комментарии Моше Дерунов
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/library/avot/1.htm Текст с комментариями на http://www.chassidus.ru]
| + | |
- | * [http://www.mechon-mamre.org/b/h/h49.htm Текст Авот на '''иврите''']
| + | |
- | | + | |
- | === Аудиоуроки ===
| + | |
- | * [http://toldot.ru/audio/lessons/avot/ Цикл рава Игаля Полищука]
| + | |
- | * [http://iudaizm.com/?cat=13&paged=4 Рав Цви Патлас]
| + | |
- | * [http://www.jewradio.net/talmud/mishnah/avot Рав Моше Финкель]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|13225|Пиркей Авот}}
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Мишна]]
| + | |