Kofman (Обсуждение | вклад) |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Абба Мари]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=10/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Абба Мари бен Моше бен Йосеф''' - провансальский раввин. Родился в Люнеле недалеко от Монпелье в середине 13 века. Известен под прозвищем Ярхи от места его рождения (на ивр. яреах - луна), позднее взял имя Астрюк, дон Астрюк или Астрюк из Люнеля. Активный противник распространения рационалистической философии и аллегорического толкования Торы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Борьба с аристотелизмом и аллегорическим толкованием Торы ==
| + | |
- | | + | |
- | Абба Мари бен Моше бен Йосеф родился в семье ученых Торы. Он - потомок [[Мешулам бен Яков|Мешулама бен Якова ]] из Люниля (один из его пяти сыновей, Йосеф, – был дедом Абба Мари). Абба Мари изучал талмуд, науки и философию, изучал труды [[Маймонид|Маймонида]] и почитал его, но в большей степени склонялся к учению [[Рамбан|Рамбана]].
| + | |
- | | + | |
- | Поселившись в Монпелье, Абба Мари обнаружил, что немало ученых Торы увлечены аристотелизмом, толкуют писание исключительно аллегорически, отрицают чудеса и сотворение мира. В серии посланий (позднее они были объединены под называнием «Минхат Кинаот» – «ревностная жертва») он обратился к рабби [[Шломо бен Адерет|Шломо бен Адерету ]] из Барселоны (Рашба), самому влиятельному раввину того времени, с призывом уничтожить источник зла, издав запрет на изучение философии и на аллегорическое толкование Торы. Рашба, несмотря на нежелание вмешиваться в дела не своей общины, был согласен с Аббой Мари в том, что касалось опасности новых рационалистических систем. С помощью Бен Адерета Аба Мари обрел союзников готовых помочь ему в его деле, среди них дон Бонафу Видаль из Барселоны и его брат дон Крескас Видаль. Предложение последнего запретить под страхом экскомунникации изучение философии и любых наук кроме медицины теми, кому не исполнилось тридцати лет, получило одобрение Рашбы. Рашба отправляет общине в Монпелье письмо, подписанное пятнадцатью другими раввинами, предлагая отлучить от общины тех, кто будет заниматься философией и наукой «физикой и метафизикой» не достигнув зрелости и не имея достаточных познаний в Торе. Кроме того было постановлено сжечь книги, истолковывающие Тору не по простому смыслу (пшату).
| + | |
- | | + | |
- | В шабат в сентябре 1304 года, когда письмо собирались обнародовать письмо, [[Якоб Махир ибн Тиббон|Якоб Махир ибн Тиббон]], известный астороном и математик, высказал протест против незаконного вмешательства Рашбы, рава из Барселоны, в дела общины. Возник раскол. Двадцать восемь членов общины подписали письмо Аббы Мари, одобряющее херем, остальные, под руководством Тиббона, отправили еще одно письмо бен Адрету, укоряя его и его коллег за то, что те подвергли осуждению целую общину, не разбираясь в местных обстоятельствах. В конце концов, борьба против философии и за нее привела к расколу все еврейство южной Франции и Испании.
| + | |
- | | + | |
- | Получив поддержку равов Аржантьера и Люнеля и в особенности поддержку [[Калонимус бен Тодрос|Калонимуса бен Тодроса]], прозванного «наси Нарбонны», и выдающегося талмудиста [[Ашер бен Иехиэль|РоШа]], который находился тогда в Барселоне. Бен Адерет издает указ, подписанный тридцатью тремя раввинами из Барселоны, объявляющий херем тем, кто будет в течении следующих пятидесяти лет изучать философию и науки не достигнув тридцатилетия (постановление основывается на принципе Маймонида высказанном в «Путеводителе рассеянных», первая часть, глава 34). Приказ был обнародован в синагоге в шабат 26 июля 1305 года.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, когда этот указ был перенаправлен в другие общины для одобрения, сторонники рационалистической философии под руководством Тиббонида издали встречный указ о хереме. Сторонники философии обратились к властям с просьбой вмешаться, конфликт стал приобретать угрожающий характер. Но неожиданное бедствие, постигшее евреев Франции, остановило конфликт. Изгнание евреев из Франции Филлипом 4 привело к тому, что евреи Монпелье вынуждены были искать убежище в Провансе, в Периньяне и частично на Майорке. Абба Мари переехал в Арль, и позднее в том же году в Периньян. Там он опубликовал свою переписку с Бен Адеретом и его коллегами в книге «Минхат кинаот» . Книга известна, в основном, этой перепиской, хотя Абба Мари опубликовал в ней еще и свой пиют и другие сочинения.
| + | |
- | | + | |
- | == Труды. «Минхат Кинаот» ==
| + | |
- | | + | |
- | Абба Мари собрал свою переписку и сопроводил каждое письмо несколькими поясняющими замечаниями. Сохранилось несколько рукописных копий "Минхат Кинаот". Печатное издание Пресбург 1838 год, подготовленное М. Л. Бисличисом содержит: предисловие, трактат из восемнадцати глав о бестелесности Бога, переписку, трактат «Сефер hа ярхи», включенный также в 58 письмо, а также письмо [[Шем Тов ибн Фалакьера|Шем Това ибн Фалакьеры ]] в защиту «Путеводителя рассеянных».
| + | |
- |
| + | |
- | Абба Мари выделяет три основные доктрины иудаизма: (1)признание существования Бога и Его абсолютной власти, вечности, единства и нетелесности, (2) сотворение мира из ничего, (3)особое провидение Бога. В трактате, включенном в книгу он показывает, что изучение философии, самом по себе полезное, как средство обретения знания Бога, требует большой осторожности, чтобы не быть введенным в заблуждение аристотелевой философией или ее неправильной интерпретацией, в том, что касается принципов творения из ничего или божественного провидения. Рукопись включает еще 12 писем, не вошедших в печатное издание «Мишнат Кинаот».
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | [http://en.wikipedia.org/wiki/Abba_Mari/ Статья в англоязычной Википедии]
| + | |