Яэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (консолидация-1) |
(консолидация) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | [[Файл:Palma il Giovane Giaele uccide Sisara.jpg|thumb]] | + | [[Файл:Palma il Giovane Giaele uccide Sisara.jpg|thumb|Пальма Джовани, "Яэль убивает Сисру"]] |
- | '''Яэль''' ({{lang-he|יָעֵל}} — | + | '''Яэль''' ({{lang-he|יָעֵל}} — "газель", в русской традиции '''''Иаиль''''') — героиня [[Судей Израилевых Книга|книги Судей]], женщина из родственного [[евреи|евреям]] племени [[Кениты|кенитов]]. |
+ | |||
+ | == Яэль в [[ТаНаХ]]е == | ||
+ | Согласно книге Судей<ref>Суд. 4:17–22</ref>, после того, как израильтяне, восставшие под предводительством [[Дебора|Деборы]] и Барака (в русской традиции Варак) против владычества Явина, царя [[Хацор]]а, разгромили войско его военачальника [[Сисра|Сисры]] (в русской традиции Сисара), последний укрылся в шатре Яэль, жены кенита Хевера, чей род находился в дружественных отношениях с Явином. Яэль приняла его, напоила молоком, а когда Сисра уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисре и одним ударом вогнала кол ему в висок — да с такой силой, что кол пробил череп Сисры и пригвоздил его к земле. Книга Судей восхваляет Яэль: «Да будет благословенна между женами Яэль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!»<ref>5:25–27- Песнь Деборы</ref>. | ||
- | + | == Анализ истории Яэль == | |
- | + | [[Файл: 15257_L.jpg|thumb|210px|left|«Яэль убивает Сисру». Г. Доре]] | |
- | + | Многие исследователи рассматривают историю Яэль<ref>Суд. 4:17–22</ref> как свидетельство становления древнеизраильской общности: по мере укрепления союза [[Колена Израилевы|колен Израиля]] кениты и другие кочевые и полукочевые кланы, находившиеся в зависимости от [[Хацор]]а и других [[ханаан]]ских городов-государств, переходили на сторону иудеев и со временем включались в их общность. Другие ученые считают, что образ Яэль — это типичный образ «мудрой женщины», которая, перейдя на сторону победителя, спасает свою семью или свой город<ref>ср. ИбН. 2:1–21, I Сам. 25 и в особенности II Сам. 20:14–22</ref>. | |
- | + | == Сноски == | |
- | + | <references/> | |
- | + | {{ElevenCopyRight|15257|Яэль}} | |
- | Многие исследователи рассматривают историю Яэль | + | |
- | + | ||
- | {{ElevenCopyRight|15257| | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{Эпоха Судей|Герои}} | {{Эпоха Судей|Герои}} | ||
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
[[Категория:Женщины в ТаНаХе]] | [[Категория:Женщины в ТаНаХе]] | ||
[[Категория:Библейские персонажи]] | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Эпоха Судей]] | [[Категория:Эпоха Судей]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 10:41, 6 мая 2013
Источник: | |||||||||||
|
Яэль (ивр. יָעֵל — "газель", в русской традиции Иаиль) — героиня книги Судей, женщина из родственного евреям племени кенитов.
Яэль в ТаНаХе
Согласно книге Судей[1], после того, как израильтяне, восставшие под предводительством Деборы и Барака (в русской традиции Варак) против владычества Явина, царя Хацора, разгромили войско его военачальника Сисры (в русской традиции Сисара), последний укрылся в шатре Яэль, жены кенита Хевера, чей род находился в дружественных отношениях с Явином. Яэль приняла его, напоила молоком, а когда Сисра уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисре и одним ударом вогнала кол ему в висок — да с такой силой, что кол пробил череп Сисры и пригвоздил его к земле. Книга Судей восхваляет Яэль: «Да будет благословенна между женами Яэль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!»[2].
Анализ истории Яэль
Многие исследователи рассматривают историю Яэль[3] как свидетельство становления древнеизраильской общности: по мере укрепления союза колен Израиля кениты и другие кочевые и полукочевые кланы, находившиеся в зависимости от Хацора и других ханаанских городов-государств, переходили на сторону иудеев и со временем включались в их общность. Другие ученые считают, что образ Яэль — это типичный образ «мудрой женщины», которая, перейдя на сторону победителя, спасает свою семью или свой город[4].
Сноски
- ↑ Суд. 4:17–22
- ↑ 5:25–27- Песнь Деборы
- ↑ Суд. 4:17–22
- ↑ ср. ИбН. 2:1–21, I Сам. 25 и в особенности II Сам. 20:14–22
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|