Бецалель (русск. "Веселеил") - персонаж Торы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gary (Обсуждение | вклад) м |
(оформление) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
+ | {{не_путать|Бецалель (академия)}} | ||
+ | '''Бецале́ль''' ({{lang-he|בְּצַלְאֵל}} — "под сенью Господа", в русской традиции ''Веселеи́л'') - сын Ури, сына [[Ор]]а (Хура) из [[колено Иуды|колена Иуды]] — искусный резчик по металлу, камню и дереву, а также мастер в лепке различных фигур и в отделке и оправке драгоценных камней. Согласно книге [[Шмот]] (Исход), главный строитель [[Мишкан]]а (Скинии). | ||
- | + | == В Торе == | |
- | + | Во время скитаний израильтян в пустыне после [[Исход]]а из Египта [[Моше]] (Моисей) назначил Бецалеля главой мастеров, создавших [[Мишкан]], [[Ковчег Завета]], [[Менора|Менору]], священную утварь и изготовлявших одежды для священников<ref>{{Библия|Исх|31:1|-11}}; {{Библия2|Исх|36|36–39}}</ref>. Помощником он должен был взять [[Аголиава]] (Оголиава), сына Ахисамахова, из [[колено Дана|колена Дана]]. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резка по дереву, художественное ткачество — было выполнено Бецалелем<ref>{{ЭЕЭ|10617|Бецалель}}</ref>. | |
- | + | == В устной традиции == | |
- | + | По [[Агада|Агаде]] Бог, назначив Бецалеля строителем Скинии, спросил Моше, приятен ли ему этот выбор, на что Моше ответил: «Господи, если он угоден Тебе, то он будет приятен и мне». По повелению Бога, Моше должен был, однако, представить этот выбор на одобрение народа, и народ ответил Моше то же. | |
- | + | Приказывая Бецалелю приступить к работе над Мишкан, Ковчегом и священной утварью, Моше перечислил их в обратном порядке, поставив Мишкан на последнем месте.<ref>ср. Исх. 25:10—40; 26:1 и сл. с Исх. 31:1—10</ref> Бецалель мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моше приказывает строить Мишкан последней, то тут, вероятно недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моше очень понравилась проявленная Бецалелем проницательность, и он заметил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намёк на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно так повелел». | |
- | + | Бецалель обладал умением составлять комбинацию тех букв, посредством которых были сотворены небо и земля<ref>[[Талмуд]], Берахот 55а</ref> | |
- | + | Устройство [[Менора|Меноры]] было так сложно, что сам Моше затруднялся в его исполнении, несмотря на то, что Бог ему дважды показал небесную модель светильника. Но когда Моше описал его Бецалелю, тот сейчас же понял и сразу изготовил его. Моше снова выразил удивление перед глубокой мудростью Бецалеля, сказав снова, что «он, должно быть, пребывал в сени Господней».<ref>[[Мидраш]] Бемидбар Раба ХV, 7</ref> | |
- | + | Бецалелю, согласно [[Агада|агаде]], было только двенадцать лет, когда он был избран Богом для работы над Скинией.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 69б</ref> | |
- | + | Мудростью Бецалель был обязан заслугам своих святых предков; дедом его был Хур, а бабкой — [[Мириам]]; он приходился, таким образом, внучатным племянником Моше<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XLVIII, 3, 4</ref>. | |
- | + | ||
- | Мудростью | + | |
== Современное значение == | == Современное значение == | ||
- | В начале [[XX век]]а имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства | + | В начале [[XX век]]а имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства: его именем была названа [[Бецалель (академия)|Академия искусств «Бецалель»]] в [[Иерусалим]]е. |
== См. также == | == См. также == | ||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 20:35, 4 мая 2013
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Бецале́ль (ивр. בְּצַלְאֵל — "под сенью Господа", в русской традиции Веселеи́л) - сын Ури, сына Ора (Хура) из колена Иуды — искусный резчик по металлу, камню и дереву, а также мастер в лепке различных фигур и в отделке и оправке драгоценных камней. Согласно книге Шмот (Исход), главный строитель Мишкана (Скинии).
Содержание |
В Торе
Во время скитаний израильтян в пустыне после Исхода из Египта Моше (Моисей) назначил Бецалеля главой мастеров, создавших Мишкан, Ковчег Завета, Менору, священную утварь и изготовлявших одежды для священников[1]. Помощником он должен был взять Аголиава (Оголиава), сына Ахисамахова, из колена Дана. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резка по дереву, художественное ткачество — было выполнено Бецалелем[2].
В устной традиции
По Агаде Бог, назначив Бецалеля строителем Скинии, спросил Моше, приятен ли ему этот выбор, на что Моше ответил: «Господи, если он угоден Тебе, то он будет приятен и мне». По повелению Бога, Моше должен был, однако, представить этот выбор на одобрение народа, и народ ответил Моше то же.
Приказывая Бецалелю приступить к работе над Мишкан, Ковчегом и священной утварью, Моше перечислил их в обратном порядке, поставив Мишкан на последнем месте.[3] Бецалель мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моше приказывает строить Мишкан последней, то тут, вероятно недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моше очень понравилась проявленная Бецалелем проницательность, и он заметил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намёк на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно так повелел».
Бецалель обладал умением составлять комбинацию тех букв, посредством которых были сотворены небо и земля[4]
Устройство Меноры было так сложно, что сам Моше затруднялся в его исполнении, несмотря на то, что Бог ему дважды показал небесную модель светильника. Но когда Моше описал его Бецалелю, тот сейчас же понял и сразу изготовил его. Моше снова выразил удивление перед глубокой мудростью Бецалеля, сказав снова, что «он, должно быть, пребывал в сени Господней».[5]
Бецалелю, согласно агаде, было только двенадцать лет, когда он был избран Богом для работы над Скинией.[6]
Мудростью Бецалель был обязан заслугам своих святых предков; дедом его был Хур, а бабкой — Мириам; он приходился, таким образом, внучатным племянником Моше[7].
Современное значение
В начале XX века имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства: его именем была названа Академия искусств «Бецалель» в Иерусалиме.
См. также
Примечания
- ↑ Исх.31:1-11; 36–39
- ↑ Статья «Бецалель» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ ср. Исх. 25:10—40; 26:1 и сл. с Исх. 31:1—10
- ↑ Талмуд, Берахот 55а
- ↑ Мидраш Бемидбар Раба ХV, 7
- ↑ Талмуд, Санхедрин 69б
- ↑ Мидраш Шемот Раба XLVIII, 3, 4
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.