Стрый (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Антисемитизм» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по городам» с помощью HotCat)
 
(15 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье
{{О_статье
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
|ТИП СТАТЬИ= 1
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|УРОВЕНЬ=1
|УРОВЕНЬ=1
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
{{другие значения|Стрый (значения)}}
+
'''Стрый''' — город в Украине.
-
{{Населённый пункт Украины
+
-
<!-- Основные данные -->
+
-
|Тип = город
+
-
|Русское название = Стрый
+
-
|Украинское название = Стрий
+
-
|Название 1 =
+
-
|Язык названия 1 =
+
-
|Название 2 =
+
-
|Язык названия 2 =
+
-
|Флаг = Flag of Stryi.gif
+
-
|Описание флага =
+
-
|Герб = Stryi_Gerb.png
+
-
|Описание герба =
+
-
|Гимн =
+
-
|Девиз =
+
-
|Статус = город областного значения, районный центр
+
-
|Область = [[Львовская область]]
+
-
|Район = [[Стрыйский район]]
+
-
|Прежние названия =
+
-
|Состоит из =
+
-
<!-- Даты -->
+
-
|Дата основания = [[1385]]
+
-
|Первое упоминание =
+
-
|ПГТ с =
+
-
|Город с =
+
-
|Магдебургское право = [[1431]]
+
-
|День основания =
+
-
|День освобождения =
+
-
|Год освобождения =
+
-
<!-- География -->
+
-
|Площадь = 17,0
+
-
|Минимальная высота =
+
-
|Средняя высота =
+
-
|Максимальная высота =
+
-
|Климат =
+
-
|Координаты = {{coord|49|15|N|23|51|E|type:city(62051)_region:UA}}
+
-
|Карта страны =
+
-
|Карта области =
+
-
|Карта района =
+
-
|Карта населённого пункта =
+
-
<!-- Население -->
+
-
|Этнохороним =
+
-
|Языки =
+
-
|Население = 61 000
+
-
  |Население за дату = 2005
+
-
  |Место по населению в районе =
+
-
  |Место по населению в области =
+
-
  |Место по населению в стране =
+
-
  |Плотность =
+
-
  |Национальный состав =
+
-
  |Конфессиональный состав =
+
-
|Агломерация = [[Дрогобычская агломерация]]
+
-
  |Агломерация за дату =
+
-
  |Площадь агломерации =
+
-
  |Состав агломерации =
+
-
<!-- Прочие параметры -->
+
-
|Телефонный код = 3245
+
-
|Почтовый индекс =
+
-
|Почтовые индексы = 82400—82419
+
-
|Автомобильный код =
+
-
|Города-побратимы =
+
-
<!-- Расстояния -->
+
-
<!-- до районного центра -->
+
-
|Название райцентра =
+
-
|Райцентр Физическое =
+
-
|Райцентр По жд =
+
-
|Райцентр По автодорогам =
+
-
<!-- до областного центра -->
+
-
|Название облцентра = Львов
+
-
|Облцентр Физическое =
+
-
|Облцентр По жд = 78
+
-
|Облцентр По автодорогам = 72
+
-
<!-- до Киева -->
+
-
|Киев Физическое =
+
-
|Киев По жд =
+
-
|Киев По автодорогам =
+
-
<!-- Власть -->
+
-
|Должность главы =
+
-
|Глава =
+
-
|Местное самоуправление =
+
-
|Адрес =
+
-
|Сайт =
+
-
|Электронная почта = vykonkom@striy.lv.ukrtel.net
+
-
|Категория в Commons =
+
-
}}
+
-
'''Стрый''' ({{lang-uk|Стрий}}) — город областного значения во [[Львовская область|Львовской области]] [[Украина|Украины]], административный центр [[Стрыйский район|Стрыйского района]].
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
 
+
-
Стрый впервые упоминается в [[1385 год]]у. В [[1431 год]]у получил [[магдебургское право]]. На его развитие полезно повлияло географическое расположение на перекрёстке важнейшего пути через [[Карпаты]] ([[Львов]]-[[Мукачево]]) и широтного — на Предкарпатье. В городе был большой оборонительный замок (разобран в австрийский период).
+
-
 
+
-
Во второй половине XVII столетия находился в периоде наибольшего расцвета (его развитию оказывал содействие король [[Ян Собеский]]), в XVIII столетии пришёл в упадок.
+
== До XVIII в. ==
== До XVIII в. ==
-
Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов (украинцев), некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения синагоги и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того — фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения).  
+
Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов (украинцев), некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения [[Синагога|синагоги]] и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того — фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения).  
-
В 1652–70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей кагала. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения.
+
В 1652–70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей [[Кагал|кагала]]. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения.
== XVIII-XIX вв. ==
== XVIII-XIX вв. ==
Строка 118: Строка 26:
В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17–18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701–1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом.
В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17–18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701–1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом.
-
В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием хасидизма (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф ха-Кохен Хеллер /1745–1813?/, бывший в 1788–1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную иешиву, решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников — портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 – первый еврейский профсоюз.  
+
В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием [[Хасидизм|хасидизма]] (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф -Коhен Хеллер /1745–1813?/, бывший в 1788–1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную [[Иешива|иешиву]], решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников — портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 – первый еврейский профсоюз.  
Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек — писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879–1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884–1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903–?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905–96).
Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек — писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879–1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884–1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903–?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905–96).
Строка 128: Строка 36:
В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914–15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918–19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881–1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция.
В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914–15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918–19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881–1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция.
-
В 1919–39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. — 10 869, в 1939 г. — около 12 тысяч. В 1920–30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся Джойнтом, и две еврейских школы (одна из них — под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения.
+
В 1919–39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. — 10 869, в 1939 г. — около 12 тысяч. В 1920–30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся [[Джойнт|Джойнтом]], и две еврейских школы (одна из них — под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения.
== Холокост ==
== Холокост ==
-
2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые юденрат. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй — в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941–42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец несколько тысяч человек, 17–18 октября того же года — еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в гетто (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище — около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый юденрайн, однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска.  
+
2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые [[Юденрат|юденрат]]. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй — в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941–42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти [[Белжец]] несколько тысяч человек, 17–18 октября того же года — еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в [[Гетто|гетто]] (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище — около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый [[Юденрайн|юденрайн]], однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска.  
== Послевоенный период ==
== Послевоенный период ==
-
После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.  
+
После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.
-
{|class="graytable"
 
-
|+
 
-
| width="29%"|[[Файл:ВП Стрый костел Девы Марии.jpg|center|116px]]
 
-
| width="5%"|
 
-
| width="32%"|[[Файл:ВП Стрый горсовет.jpg|center|216px]]
 
-
| width="5%"|
 
-
| [[Файл:ВП Стрый площадь.jpg|center|256px]]
 
-
|-
 
-
| align="center"|Католический костёл Святой Девы Марии
 
-
|
 
-
| align="center"|Городской совет
 
-
|
 
-
| align="center"|Центральная площадь
 
-
|}
 
-
 
-
 
-
== Примечания ==
 
-
 
-
{{примечания}}
 
-
 
-
== Ссылки ==
 
-
* [http://www.eleven.co.il/article/13958 Стрый. Электронная еврейская энциклопедия]
 
-
* [http://stryi.com.ua/gallery Фотогалерея города (в том числе начала XX века)]
 
-
* [http://stryi.com.ua/index.php?option=com_phonebook&Itemid=127 Телефонный справочник города]
 
-
* [http://stryi.com.ua/information/map/sketch Карта города]
 
-
* [http://stryi.com.ua/information/zip-codes Почтовые индексы населённых пунктов района]
 
-
* [http://test.auc.org.ua/city/?sid=159 Информация на сайте АГУ (Ассоциация городов Украины)]
 
-
* [http://stryi.com.ua Stryi.com.ua — неофициальная веб-страница]
 
[[Категория:История евреев Украины]]
[[Категория:История евреев Украины]]
Строка 172: Строка 52:
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
[[Категория:Антисемитизм]]
[[Категория:Антисемитизм]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
 +
 +
{{ElevenCopyRight|13958|СТРЫЙ}}

Текущая версия на 16:09, 3 мая 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Стрый — город в Украине.

Содержание

До XVIII в.

Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов (украинцев), некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения синагоги и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того — фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения).

В 1652–70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей кагала. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения.

XVIII-XIX вв.

В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17–18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701–1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом.

В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием хасидизма (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф hа-Коhен Хеллер /1745–1813?/, бывший в 1788–1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную иешиву, решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников — портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 – первый еврейский профсоюз.

Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек — писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879–1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884–1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903–?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905–96).

ХХ в.

К 1910 г. численность еврейского населения Стрыя достигла 12 023 человек. Несмотря на то, что среди евреев преобладали религиозные ортодоксы, в двух городских гимназиях учились 447 еврейских детей (37,8% учащихся) и работали около 10 преподавателей-евреев; в том же году была организована школа-интернат, в которую поступили 30 еврейских подростков из окрестностей города. В начале 20 в. пост бургомистра Стрыя несколько лет занимали евреи.

В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914–15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918–19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881–1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция.

В 1919–39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. — 10 869, в 1939 г. — около 12 тысяч. В 1920–30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся Джойнтом, и две еврейских школы (одна из них — под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения.

Холокост

2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые юденрат. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй — в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941–42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец несколько тысяч человек, 17–18 октября того же года — еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в гетто (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище — около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый юденрайн, однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска.

Послевоенный период

После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СТРЫЙ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация