Оксиринх (Еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 25: Строка 25:
-
'''Оксиринх''' (по-гречески, по названию рыбы, а также полудрагоценного камня, древнеегипское название п-р-м-д, коптское — Пемдже, современное — деревня Ал-Бахнаса), город в Среднем [[Египет|Египте]], в 400 км южнее [[Александрия|Александрии]], между Нилом и Ливийской пустыней, на левом берегу канала Бахр-Юсуф.  
+
'''Оксиринх''' - город в Египте.
-
== Город папирусов ==
+
-
Известен как «город [[Папирусы|папирусов]]» — место, где были найдены (главным образом в результате раскопок английских и итальянских ученых в конце 19 в. – начале 20 в.) многие тысячи документов и литературных памятников (в основном на греческом языке) римского и византийского периодов. Большинство папирусов эллинистической эпохи погибло под воздействием влаги.
 
-
== Экономический, административный и культурный центр ==
 
-
 
-
Оксиринх был крупным экономическим, транзитным, административным и культурным центром, в римское время сильно эллинизированным, интеллектуально тесно связанным с Александрией, в византийский период — важным центром христианской культуры и монашества.
 
-
 
-
Его разнородное, в большинстве египетско-греческое население насчитывало около 30 тыс. жителей в римский период и 15–20 тыс. человек в византийский период.
 
== Еврейская община ==
== Еврейская община ==
=== Первое упоминание ===
=== Первое упоминание ===
 +
Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города.  
Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города.  
 +
=== Первый – второй век ===
Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать [[Гетто|гетто]].  
Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать [[Гетто|гетто]].  
Строка 43: Строка 38:
Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.
Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.
 +
=== Третий век ===
 +
 +
Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы.
 +
 +
Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. [[Кирьят-Оно]], [[Ор-Иехуда]]) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату.
 +
 +
Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.
 +
=== Четвертый - пятый век ===
 +
 +
Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка [[Иврит Язык|иврит]]: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`).
 +
 +
Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы.
-
Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы. Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. [[Кирьят-Оно]], [[Ор-Иехуда]]) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату. Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.
+
Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось.  
-
Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка [[Иврит Язык|иврит]]: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`). Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы. Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось. Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для [[Синагога|синагоги]]. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.
+
Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для [[Синагога|синагоги]]. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.
{{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}}
{{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}}
Строка 52: Строка 59:
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
 +
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи в Африке]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]

Текущая версия на 09:49, 3 мая 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Оксиринх - город в Египте.

Содержание

Еврейская община

Первое упоминание

Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города.

Первый – второй век

Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать гетто.

Евреи Оксиринха активно участвовали в кровопролитном восстании 115–117 гг. (см. Египет), закончившемся поражением, разгромом еврейской общины и физическим уничтожением евреев, конфискацией еврейского имущества.

Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.

Третий век

Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы.

Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. Кирьят-Оно, Ор-Иехуда) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату.

Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.

Четвертый - пятый век

Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка иврит: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`).

Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы.

Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось.

Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для синагоги. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОКСИРИНХ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация