Оксиринх (Еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Оксиринх» в «Оксиринх (греческое название древнеегипетского города Пемдже в 160 км от Каира)») |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat) |
||
(13 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Оксиринх''' | + | '''Оксиринх''' - город в Египте. |
- | + | == Еврейская община == | |
+ | === Первое упоминание === | ||
- | + | Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города. | |
+ | === Первый – второй век === | ||
- | Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка [[Иврит Язык|иврит]]: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`). Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы. Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось. Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для [[Синагога|синагоги]]. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют. | + | Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать [[Гетто|гетто]]. |
+ | |||
+ | Евреи Оксиринха активно участвовали в кровопролитном восстании 115–117 гг. (см. [[Египет|Египет]]), закончившемся поражением, разгромом еврейской общины и физическим уничтожением евреев, конфискацией еврейского имущества. | ||
+ | |||
+ | Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними. | ||
+ | === Третий век === | ||
+ | |||
+ | Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы. | ||
+ | |||
+ | Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. [[Кирьят-Оно]], [[Ор-Иехуда]]) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату. | ||
+ | |||
+ | Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами. | ||
+ | === Четвертый - пятый век === | ||
+ | |||
+ | Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка [[Иврит Язык|иврит]]: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`). | ||
+ | |||
+ | Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы. | ||
+ | |||
+ | Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось. | ||
+ | |||
+ | Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для [[Синагога|синагоги]]. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют. | ||
{{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}} | {{ElevenCopyRight|13058|ОКСИРИНХ}} | ||
Строка 37: | Строка 59: | ||
[[Категория:Эпоха Второго Храма]] | [[Категория:Эпоха Второго Храма]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские общины]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Африке]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] |
Текущая версия на 09:49, 3 мая 2013
Источник: | ||||||||
|
Оксиринх - город в Египте.
Содержание |
Еврейская община
Первое упоминание
Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города.
Первый – второй век
Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать гетто.
Евреи Оксиринха активно участвовали в кровопролитном восстании 115–117 гг. (см. Египет), закончившемся поражением, разгромом еврейской общины и физическим уничтожением евреев, конфискацией еврейского имущества.
Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.
Третий век
Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы.
Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. Кирьят-Оно, Ор-Иехуда) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату.
Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.
Четвертый - пятый век
Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка иврит: упоминаются рашей hа-кнесет (главы общины), бней hа-кнесет (члены общины), зикней hа-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`).
Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы.
Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось.
Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для синагоги. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.