Суринам (История евреев Суринама)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→17 в.) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Суринам (еврейская община)» в «Суринам (История евреев Суринама)») |
||
(18 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | + | }} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Файл:Suriname-CIA_WFB_Map_(2004).png|frame|Карта Суринама]] | [[Файл:Suriname-CIA_WFB_Map_(2004).png|frame|Карта Суринама]] | ||
- | '''Сурина́м''' | + | '''Сурина́м''' - государство в Южной Америке. |
Строка 59: | Строка 22: | ||
=== 17 в. === | === 17 в. === | ||
- | Евреи, в основном из [[Нидерланды|Нидерландов]] и их колоний в [[Бразилия|Бразилии]], стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением [[Великобритания|Великобритании]]) | + | Евреи, в основном из [[Нидерланды|Нидерландов]] и их колоний в [[Бразилия|Бразилии]], стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением [[Великобритания|Великобритании]]). |
- | + | Сохранилась [[Ктубба|ктубба]], составленная в Суринаме в 1643 г. и подписанная раввином. | |
- | + | В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей. | |
- | + | После 1654 г. в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата [[Португалия|Португалией]]. | |
- | + | Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 г. на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома. | |
- | В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной [[Франция|Франции]] (см. [[Эльзас]]). Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы. К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи [[Сефарды|сефардов]] и 12 семей [[Ашкеназы|ашкеназов]] — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов. В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать [[Синагога|синагога]] и было открыто еврейское [[Кладбище|кладбище]]. В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи. В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать [[Бет-Дин|бет-дин]]. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной [[Амстердам|Амстердама]]. | + | В 1664 г. в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из [[Ливорно]], живших там с 1660 г. |
+ | |||
+ | Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины. | ||
+ | |||
+ | === Роль евреев в развитии экономики Суринама === | ||
+ | |||
+ | Евреи, в особенности переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, высоко ценившимся в те времена, внесли в 1650–60-х гг. весомый вклад в становление хозяйства Суринама. | ||
+ | |||
+ | Учитывая это, британские власти в августе 1665 г. предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную [[Автономия|автономию]]. | ||
+ | |||
+ | В начале 1667 г. эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны. | ||
+ | |||
+ | === Суринам под властью Нидерландов === | ||
+ | |||
+ | В феврале 1667 г. Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах; согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 г. и подтвержденному в апреле 1668 г. парламентом провинции Зеландия (ей формально принадлежал Суринам), все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов. | ||
+ | |||
+ | Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли ее осенью 1667 г. | ||
+ | |||
+ | Еще десять еврейских семей уехали из Суринама в 1677 г., воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674 г. | ||
+ | |||
+ | Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на [[Ямайка|Ямайку]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 1682 г. Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 г. запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией. | ||
+ | |||
+ | Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 г. и 1686 г., отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе. | ||
+ | |||
+ | В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной [[Франция|Франции]] (см. [[Эльзас]]). Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы. | ||
+ | |||
+ | К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи [[Сефарды|сефардов]] и 12 семей [[Ашкеназы|ашкеназов]] — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов. | ||
+ | |||
+ | В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать [[Синагога|синагога]] и было открыто еврейское [[Кладбище|кладбище]]. | ||
+ | |||
+ | В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи. | ||
+ | |||
+ | В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать [[Бет-Дин|бет-дин]]. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной [[Амстердам|Амстердама]]. | ||
=== 18 в. === | === 18 в. === | ||
Строка 75: | Строка 73: | ||
- | В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико | + | В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико. |
+ | Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции. | ||
+ | |||
+ | Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 г. им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. — 1,5–2 тыс. человек (37,5%—50% всего населения). | ||
+ | |||
+ | Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей (в том числе вразнос; см. [[Коробейничество]]), среди них были также распространены свободные профессии. | ||
+ | |||
+ | В 1734 г. еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской [[Литургия|литургии]], раскололась на сефардскую и ашкеназскую. Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в иудаизм мулаты — незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок. | ||
+ | |||
+ | При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 г. в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Д. Наси — Давид де Исаак Кохен Наси, один из руководителей («регентов») сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение («лицей»), где читались курсы лекций на различные темы. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
=== 19-20 вв. === | === 19-20 вв. === | ||
- | В 19 в. – начале 20 в. в результате запрещения работорговли (1819), отмены рабства (1863) и падения мировых цен на сахар экономическое положение Суринама постепенно ухудшалось | + | В 19 в. – начале 20 в. в результате запрещения работорговли (1819), отмены рабства (1863) и падения мировых цен на сахар экономическое положение Суринама постепенно ухудшалось. |
+ | Евреи начали покидать колонию; среди тех, кто уезжал из Суринама, первоначально преобладали сефарды, так что к 1836 г. ашкеназская община впервые превысила по численности сефардскую. | ||
- | + | Голландский язык вытеснил португальский в качестве разговорного языка евреев Суринама. | |
- | + | К началу 20 в. в колонии оставалось примерно 1500 евреев, к 1923 г. — 818. | |
+ | В 1930-х гг. территориалистская (см. [[Территориализм]]) Лига свободной земли, основанная [[Штейнберг, Ицхак Нахман|И. Н. Штейнбергом]], выдвинула проект создания в Суринаме еврейских колоний, однако он не был реализован. | ||
- | В | + | В годы Второй мировой войны в Суринам из Нидерландов и некоторых других европейских стран, оккупированных гитлеровской Германией, прибыли еврейские беженцы, однако впоследствии все они покинули колонию. |
+ | В начале 1970-х гг. в Суринаме жили примерно 500 евреев. Функционировали две синагоги — сефардская и ашкеназская; богослужения проводились в них попеременно. | ||
- | + | В первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения Суринама (с ноября 1975 г. — независимая республика) составляла, по приблизительной оценке, примерно 200 человек. | |
- | + | ||
+ | == Отношения с Израилем == | ||
+ | Дипломатические отношения между Государством Израиль и Республикой Суринам были установлены вскоре после ее провозглашения. Интересы Израиля в Суринаме представляет посол в [[Венесуэла|Венесуэле]]. | ||
- | + | В 2003 г. численность еврейского населения Суринама, по оценочным данным израильских демографов, составляла около 200 человек. | |
- | + | ||
- | + | В середине 2000-х гг. в Суринаме функционировали две еврейские общины: ашкеназская — Неве-Шалом и сефардская — Цедек ве-Шалом. В начале 2000-х гг. из-за финансовых трудностей, вызванных, в первую очередь, переездом нескольких состоятельных еврейских семей из Суринама в Нидерланды, США и Израиль, община была вынуждена сдать здание синагоги Цедек ве-Шалом. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Все ритуальные предметы были переданы в [[Бет hа-Тфуцот|Бет hа-тфуцот]]. | |
- | + | ||
- | + | В оставшейся конгрегации Неве-Шалом в 2004 г. насчитывалось 125 человек. | |
- | + | ||
- | + | В конце 1990-х гг. конгрегация окончательно перешла на позиции либерального иудаизма (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). С этого времени в конгрегацию могут входить и члены смешанных семей — неевреи. Конгрегацию возглавляет Лилли Дуюм | |
- | + | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | [[ | + | [[Категория:Евреи в Латинской Америке]] |
- | [[ | + | [[Категория:Еврейские общины]] |
- | + | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 20:08, 30 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Сурина́м - государство в Южной Америке.
Содержание |
История еврейской общины
17 в.
Евреи, в основном из Нидерландов и их колоний в Бразилии, стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением Великобритании).
Сохранилась ктубба, составленная в Суринаме в 1643 г. и подписанная раввином.
В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей.
После 1654 г. в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата Португалией.
Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 г. на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома.
В 1664 г. в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из Ливорно, живших там с 1660 г.
Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины.
Роль евреев в развитии экономики Суринама
Евреи, в особенности переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, высоко ценившимся в те времена, внесли в 1650–60-х гг. весомый вклад в становление хозяйства Суринама.
Учитывая это, британские власти в августе 1665 г. предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную автономию.
В начале 1667 г. эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны.
Суринам под властью Нидерландов
В феврале 1667 г. Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах; согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 г. и подтвержденному в апреле 1668 г. парламентом провинции Зеландия (ей формально принадлежал Суринам), все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов.
Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли ее осенью 1667 г.
Еще десять еврейских семей уехали из Суринама в 1677 г., воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674 г.
Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на Ямайку.
В 1682 г. Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 г. запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией.
Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 г. и 1686 г., отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе.
В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной Франции (см. Эльзас). Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы.
К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи сефардов и 12 семей ашкеназов — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов.
В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать синагога и было открыто еврейское кладбище.
В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи.
В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать бет-дин. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной Амстердама.
18 в.
В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико.
Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции.
Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 г. им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. — 1,5–2 тыс. человек (37,5%—50% всего населения).
Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей (в том числе вразнос; см. Коробейничество), среди них были также распространены свободные профессии.
В 1734 г. еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской литургии, раскололась на сефардскую и ашкеназскую. Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в иудаизм мулаты — незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок.
При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 г. в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Д. Наси — Давид де Исаак Кохен Наси, один из руководителей («регентов») сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение («лицей»), где читались курсы лекций на различные темы.
19-20 вв.
В 19 в. – начале 20 в. в результате запрещения работорговли (1819), отмены рабства (1863) и падения мировых цен на сахар экономическое положение Суринама постепенно ухудшалось.
Евреи начали покидать колонию; среди тех, кто уезжал из Суринама, первоначально преобладали сефарды, так что к 1836 г. ашкеназская община впервые превысила по численности сефардскую.
Голландский язык вытеснил португальский в качестве разговорного языка евреев Суринама.
К началу 20 в. в колонии оставалось примерно 1500 евреев, к 1923 г. — 818.
В 1930-х гг. территориалистская (см. Территориализм) Лига свободной земли, основанная И. Н. Штейнбергом, выдвинула проект создания в Суринаме еврейских колоний, однако он не был реализован.
В годы Второй мировой войны в Суринам из Нидерландов и некоторых других европейских стран, оккупированных гитлеровской Германией, прибыли еврейские беженцы, однако впоследствии все они покинули колонию.
В начале 1970-х гг. в Суринаме жили примерно 500 евреев. Функционировали две синагоги — сефардская и ашкеназская; богослужения проводились в них попеременно.
В первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения Суринама (с ноября 1975 г. — независимая республика) составляла, по приблизительной оценке, примерно 200 человек.
Отношения с Израилем
Дипломатические отношения между Государством Израиль и Республикой Суринам были установлены вскоре после ее провозглашения. Интересы Израиля в Суринаме представляет посол в Венесуэле.
В 2003 г. численность еврейского населения Суринама, по оценочным данным израильских демографов, составляла около 200 человек.
В середине 2000-х гг. в Суринаме функционировали две еврейские общины: ашкеназская — Неве-Шалом и сефардская — Цедек ве-Шалом. В начале 2000-х гг. из-за финансовых трудностей, вызванных, в первую очередь, переездом нескольких состоятельных еврейских семей из Суринама в Нидерланды, США и Израиль, община была вынуждена сдать здание синагоги Цедек ве-Шалом.
Все ритуальные предметы были переданы в Бет hа-тфуцот.
В оставшейся конгрегации Неве-Шалом в 2004 г. насчитывалось 125 человек.
В конце 1990-х гг. конгрегация окончательно перешла на позиции либерального иудаизма (см. Реформизм в иудаизме). С этого времени в конгрегацию могут входить и члены смешанных семей — неевреи. Конгрегацию возглавляет Лилли Дуюм