Злословие
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}} '''» на «}}'''») |
м (иллюстрация) |
||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ | + | {{О_статье |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=4 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |АВТОР1= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | | + | |АВТОР3= |
- | | | + | |ВИКИПЕДИЯ= |
- | | | + | |ПРОЕКТ= |
- | | | + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
- | | | + | |ПОДТЕМА= |
- | }} | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
+ | }} | ||
+ | [[Файл:Chitón.jpg|250px|right|thumb|Гойа, «Никому ни слова», 1799]] | ||
+ | '''Злословие''' ({{lang-he|לשון הרע}}, ''Лашон hа-ра''), в [[еврей]]ской и [[Библия|библейской]] религиозной традиции — запрет произнесения любых слов, унижающих других: [[сплетни|сплетен]], [[компромат|компрометации]] или [[наговор]]а, даже в случае, если унизительные замечания правдивы ({{Библия|Лев|19:16}}).<ref name="toldot">[http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=587 «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь.]</ref> | ||
{{Начало цитаты}}Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами [[клевета]]. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей [[Тора|Торы]], а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара.{{конец цитаты|источник=[[Раввин]] Зелиг Плискин, [http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=587 «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь]}} | {{Начало цитаты}}Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами [[клевета]]. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей [[Тора|Торы]], а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара.{{конец цитаты|источник=[[Раввин]] Зелиг Плискин, [http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=587 «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь]}} | ||
Строка 18: | Строка 21: | ||
* [[Сара]], говорившая о неспособности [[Авраам]]а зачать ребёнка из-за его преклонного возраста ({{Библия|Быт|18:12|-15}}). | * [[Сара]], говорившая о неспособности [[Авраам]]а зачать ребёнка из-за его преклонного возраста ({{Библия|Быт|18:12|-15}}). | ||
* [[Иосиф Прекрасный|Иосиф]] разносил «худые слухи» о своих братьях и был за это наказан ({{Библия|Быт|37:2}}). | * [[Иосиф Прекрасный|Иосиф]] разносил «худые слухи» о своих братьях и был за это наказан ({{Библия|Быт|37:2}}). | ||
- | * [[ | + | * [[Мириам]] была осуждена Богом за злоречивые слова в адрес своего брата [[Моисей|Моисея]] ({{Библия|Чис|12:1|-15}}). |
* [[Разведчик]]и, посланные Моисеем в [[Земля Израиля|Землю Израиля]] были наказаны за их клеветнические сведения о Святой Земле ({{Библия|Чис|14:36|-37}}). | * [[Разведчик]]и, посланные Моисеем в [[Земля Израиля|Землю Израиля]] были наказаны за их клеветнические сведения о Святой Земле ({{Библия|Чис|14:36|-37}}). | ||
* Царь [[Давид]] прислушивался к клевете, за что, по мнению [[Талмуд]]а, его царство было разделено. ([[Талмуд]], Шаббат 56а-б). | * Царь [[Давид]] прислушивался к клевете, за что, по мнению [[Талмуд]]а, его царство было разделено. ([[Талмуд]], Шаббат 56а-б). | ||
Строка 36: | Строка 39: | ||
Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы [[Шмоне Эсре|Амида]], содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «''Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи''» ([[Талмуд]], Берахот 17а). | Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы [[Шмоне Эсре|Амида]], содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «''Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи''» ([[Талмуд]], Берахот 17а). | ||
- | Рабби [[Исраэль Меир | + | Рабби [[Исраэль Меир hа-Коэн]] ([[Хафец Хаим]]) подчеркивал тяжесть греха лашон-ара и достиг широкого признания. Он стал известен в мире по названию своей самой популярной книги, посвященной законам злословия — «Страждущий жизни», название которой взято из [[Псалмы|Книги Псалмов]] (Тегиллим). |
{{Начало цитаты}}«Какой человек страждет жить, хочет хорошо провести свои годы? Тот который хранит свой язык от зла, а уста свои от обмана» | {{Начало цитаты}}«Какой человек страждет жить, хочет хорошо провести свои годы? Тот который хранит свой язык от зла, а уста свои от обмана» | ||
- | {{oq|he|מי האיש החפץ חיים אוהב ימים לראות טוב- נצור לשונך מרע ושפתיך מדבר מירמה}} | + | {{oq|he|מי האיש החפץ חיים אוהב ימים לראות טוב- נצור לשונך מרע ושפתיך מדבר מירמה}}{{Конец цитаты}} |
Сам Хафец-Хаим прожил около 100 лет.<ref name="toldot"/> | Сам Хафец-Хаим прожил около 100 лет.<ref name="toldot"/> | ||
Строка 45: | Строка 48: | ||
- | {{bible-stub}} | + | <!-- <ref>{{bible-stub}} |
- | {{judaism-stub}} | + | {{judaism-stub}}</ref> --> |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | ||
Строка 52: | Строка 57: | ||
[[en:Lashon hara]] | [[en:Lashon hara]] | ||
[[he:איסור לשון הרע]] | [[he:איסור לשון הרע]] | ||
- | [[yi:לשון הרע]]{{ | + | [[yi:לשון הרע]] |
+ | |||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 18:18, 30 апреля 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Злословие (ивр. לשון הרע, Лашон hа-ра), в еврейской и библейской религиозной традиции — запрет произнесения любых слов, унижающих других: сплетен, компрометации или наговора, даже в случае, если унизительные замечания правдивы (Лев.19:16).[1]
Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара.— Раввин Зелиг Плискин, «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь
В Библии приводятся примеры поступков праведных и нечестивых людей, нарушивших этот запрет:
- Сара, говорившая о неспособности Авраама зачать ребёнка из-за его преклонного возраста (Быт.18:12-15).
- Иосиф разносил «худые слухи» о своих братьях и был за это наказан (Быт.37:2).
- Мириам была осуждена Богом за злоречивые слова в адрес своего брата Моисея (Чис.12:1-15).
- Разведчики, посланные Моисеем в Землю Израиля были наказаны за их клеветнические сведения о Святой Земле (Чис.14:36-37).
- Царь Давид прислушивался к клевете, за что, по мнению Талмуда, его царство было разделено. (Талмуд, Шаббат 56а-б).
- Доик (Доег) (1Цар.22:9) и Ахитофел (2Цар.15) слушали «злословие» и были осуждены.
- Иеровоам I, царь Израиля (3Цар.12:20) не слушал сплетни об Амосе (Амос.7:10-11; Талмуд, Песахим 87б) и был перечислен вместе с достойными царями Иудеи (Ос.1:1).
- Исайя злоречиво отзывался о еврейском народе (Ис.6:5; Талмуд, Йевамот 49б) и был убит иудейским царём Манассией (Менаше), что традиционно рассматривается в качестве Божественного возмездия.
- Злодея Амана считали самым искусным из всех клеветников Персии (Талмуд, Мегилла 13б).
Еврейские законоучители перечисляют суровые наказания, которые заслуживают те, кто принимает участие в «злословии».
- Из-за них перестаёт идти дождь и они караются бедствиями (Талмуд, Таанит 7б);
- В результате сплетен в мир приходят болезни (Талмуд, Шаббат 33а-б);
- Говорящий унизительные слова об умершем мудреце сбрасывается в Гехинном (Талмуд, Берахот 19а);
- Сплетники не смогут насладиться Божественным Присутствием (Шехина) (Талмуд, Сота 42а);
- Распространителя клеветы считают отрицающим Бога (Талмуд, Арахин 15б);
- Рассказывающий или слушающий сплетни заслуживает того, чтобы быть избитым камнями (Талмуд, Арахин 15б) или брошенным собакам (Талмуд, Песахим 118а).
Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы Амида, содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи» (Талмуд, Берахот 17а).
Рабби Исраэль Меир hа-Коэн (Хафец Хаим) подчеркивал тяжесть греха лашон-ара и достиг широкого признания. Он стал известен в мире по названию своей самой популярной книги, посвященной законам злословия — «Страждущий жизни», название которой взято из Книги Псалмов (Тегиллим).
«Какой человек страждет жить, хочет хорошо провести свои годы? Тот который хранит свой язык от зла, а уста свои от обмана»Оригинальный текст (иврит)מי האיש החפץ חיים אוהב ימים לראות טוב- נצור לשונך מרע ושפתיך מדבר מירמה
Сам Хафец-Хаим прожил около 100 лет.[1]
Примечания
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.