Слуцк (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat)
 
(16 промежуточных версий не показаны.)
Строка 3: Строка 3:
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Слуцк''' ({{lang-be|Слуцк, Слуцак}}) — [[город]] в [[Белоруссия|Белоруссии]], административный центр [[Слуцкий район Минской области|Слуцкого района]] [[Минская область|Минской области]].  
+
'''Слуцк''' - город в Белоруссии.
-
Расположен на реке [[Случь (река)|Случь]]<ref>[http://poseidon.by/content/reka-sluch poseidon.by]</ref> в центральной части Беларуси, в 105 км к югу от [[Минск]]а в пределах [[Слуцкая равнина|Слуцкой равнины]].
+
== XVII - ХVIII вв. ==
 +
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г.
-
== История ==
+
В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением [[Ваад Литвы|Литовского ва‘ада]] от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции [[Брест-Литовский кагал|Брест-Литовского]] [[кагала]].
-
Впервые упоминается в [[Повесть временных лет|Повести временных лет]] как город [[Туров|Туровского]] [[Туровское княжество|княжества]] под [[1116 год]]ом.
+
-
В [[XII век|XII]] веке Слуцк становится столицей [[удельное княжество|удельного княжества]] наследников туровского князя [[Юрий Ярославович (князь туровский)|Юрия Ярославовича]]. В первой половине [[XIV век|XIV]] века он входит в состав [[Великое княжество Литовское|Великого княжества Литовского]]. [[XV век|XV]] веком датируется знаменитая [[Слуцкая летопись]].
+
В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы.  
-
В [[1441 год]]у город получает [[Магдебургское право]] на самоуправление. На месте детинца летописного Случеска строится Верхний замок, деревянные стены и вежи которого были защищены рвом и земляным валом.
+
Слуцк стал также одним из центров еврейской учености.  
-
С [[1502]] по [[1521 год]]ы город неоднократно подвергается набегам [[крымские татары|крымских татар]], в [[1506 год]]у оборону Слуцка возглавляла княгиня [[Анастасия Слуцкая]]. В [[1508 год]]у Верхний замок дважды выдерживает осаду войск мятежного князя [[Глинский, Михаил Львович|Михаила Львовича Глинского]]. В этом же году возле Слуцка отряд гетмана Астрожского разбивает крымских конников. А в [[1595 год]]у в город врывается повстанческий отряд [[Наливайко, Северин|Северина Наливайко]].
+
В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров.  
-
В 1582 году город и княжество были разделены между тремя братьями [[Олельковичи|Олельковичами]], а вновь соединила земли Слутчины последняя представительница этого рода - княжна [[София Слуцкая|София Юрьевна]]. После её смерти в [[1612 год]]у все владения перешли к мужу Софии — [[Радзивилл, Януш|Янушу Радзивиллу]].
+
-
Во время [[Северная война|Северной войны]] в Слуцке трижды бывал [[Петр I]].
+
В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.
-
С 1791 г. Слуцк — центр Случарецкого района Новогрудского воеводства. С [[1793]] — часть [[Минская губерния|Минской губернии]] в составе [[Российская империя|Российской империи]].
+
В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии.  
-
В годы [[Отечественная война 1812 года|Отечественной войны]] город был оккупирован войсками [[Наполеон]]а. В 1915 году здесь размещался штаб 2-й армии Западного фронта во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]].
+
К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением.  
-
С августа 1919 по ноябрь 1920 года город неоднократно оккупировался польскими войсками.
+
С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».
-
После [[Советско-польская война (1919—1921)|Советско-польской войны]] остался в [[Белорусская Советская Социалистическая Республика|БССР]]. С 1924 г. — центр Слуцкого района.
+
В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «[[Гавриил Белостокский|младенца Гавриила]]», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
-
+
-
С июня 1941 по июнь 1944 г., во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За время войны был фактически разрушен, поэтому сегодня в городской архитектуре преобладает послевоенная застройка.  
+
-
== Евреи Слуцка до конца ХVIII в. ==
+
== В ХIX в. ==
-
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала (см. Брест).
+
С 1793 г. Слуцк — в составе России.  
-
В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства (см. Православие), различные льготы. Слуцк стал также одним из центров еврейской учености. В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.
+
В 19 в. численность еврейского населения города возрастала:
 +
* в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения),  
 +
* в 1847 г. — 5897 человек,  
 +
* в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения).  
-
В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии. К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением. С середины 18 в. Слуцк оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».
+
Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927).  
-
В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «[[Гавриил Белостокский|младенца Гавриила]]», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
+
Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала
 +
* 18 синагог,  
 +
* школу талмуд-тора и
 +
* несколько хедеров.  
-
== В ХIX в. ==
+
Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали
 +
* два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена.  
-
С 1793 г. Слуцк — в составе России. В 19 в. численность еврейского населения города возрастала: в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. — 5897 человек, в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения). Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927). Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала 18 синагог, школу талмуд-тора и несколько хедеров. Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. Духовные руководители общины — раввин И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.), раввин И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74; см. Соловейчик, семья) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 г. раввин [[Мелцер, Исер Залман|И. З. Мельцер]] (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» (первоначально как филиал Слободской иешивы), которая вскоре приобрела широкую известность; среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и раввин [[Шах, Элиэзер Менахем|Э. Шах]].
+
=== Раввины ===
 +
 
 +
Духовные руководители общины —  
 +
* рав И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.),  
 +
* рав И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74;) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма.  
 +
 
 +
В 1897 г. рав [[Мелцер, Исер Залман|И. З. Мельцер]] (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» , первоначально как филиал Слободской иешивы. Йешива вскоре приобрела широкую известность.
 +
 
 +
Среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и рав [[Шах, Элиэзер Менахем|Э. Шах]].
== В ХХ в. ==
== В ХХ в. ==
Строка 77: Строка 89:
* [[Неймарк, Израиль Исаевич]] ([[1915]]—[[1998]]) — учёный-хирург, [[доктор медицинских наук]], [[Заслуженный деятель науки Российской Федерации|заслуженный деятель науки РСФСР]].
* [[Неймарк, Израиль Исаевич]] ([[1915]]—[[1998]]) — учёный-хирург, [[доктор медицинских наук]], [[Заслуженный деятель науки Российской Федерации|заслуженный деятель науки РСФСР]].
-
 
-
== См. также ==
 
-
 
-
== Примечания ==
 
-
{{примечания}}
 
-
 
-
== Литература ==
 
-
* Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Слуцкага р-на і г. Слуцка: у 2 кн. / уклад. В. С. Відлога; рэдкал.: Г. К. Кісялёў (гал. рэд.) і інш.; маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БЕЛТА, 2000—2001.
 
-
* Ткачев М. А. Укрепления средневекового Слуцка // Ткачев М. А. Замки Беларуси / М. А. Ткачев. — Мн.: Беларусь, 2002. ISBN 985-07-0418-7. — cc. 156—162.
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{ЭЕЭ|13850|Слуцк}}
{{ЭЕЭ|13850|Слуцк}}
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-3/295.htm Статья "Слуцк" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-3/295.htm Статья "Слуцк" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
-
* [http://www.slutsk.minsk-region.by Слуцкий районный исполнительный комитет. Официальный сайт]
+
 
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
[[Категория:Евреи в СССР]]
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
[[Категория:Холокост в СССР]]
 
[[Категория:Иешивы]]
[[Категория:Иешивы]]
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
 +
[[Категория:Холокост в Белоруссии]]
 +
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]

Текущая версия на 11:39, 30 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Слуцк - город в Белоруссии.

Содержание

XVII - ХVIII вв.

Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г.

В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала.

В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы.

Слуцк стал также одним из центров еврейской учености.

В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров.

В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.

В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии.

К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением.

С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».

В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «младенца Гавриила», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.

В ХIX в.

С 1793 г. Слуцк — в составе России.

В 19 в. численность еврейского населения города возрастала:

  • в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения),
  • в 1847 г. — 5897 человек,
  • в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения).

Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927).

Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала

  • 18 синагог,
  • школу талмуд-тора и
  • несколько хедеров.

Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали

  • два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена.

Раввины

Духовные руководители общины —

  • рав И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.),
  • рав И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74;) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма.

В 1897 г. рав И. З. Мельцер (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» , первоначально как филиал Слободской иешивы. Йешива вскоре приобрела широкую известность.

Среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и рав Э. Шах.

В ХХ в.

На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.

В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения).

Холокост и послевоенное время

5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам.

По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.

Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке).


Известные уроженцы - евреи

  • писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие,
  • маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка»,
  • оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943),
  • историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926),
  • Косберг, Семен Ариевич (1903—1965) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
  • Неймарк, Израиль Исаевич (1915—1998) — учёный-хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР.


Ссылки

Статья «Слуцк» в Электронной еврейской энциклопедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация