Слуцк (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{») |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи и иудаизм по странам» с помощью HotCat) |
||
(21 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | '''Слуцк''' - город в Белоруссии. | ||
- | == | + | == XVII - ХVIII вв. == |
- | + | ||
- | + | Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. | |
- | В [[ | + | В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением [[Ваад Литвы|Литовского ва‘ада]] от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции [[Брест-Литовский кагал|Брест-Литовского]] [[кагала]]. |
- | + | В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы. | |
- | + | ||
- | + | Слуцк стал также одним из центров еврейской учености. | |
- | + | В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. | |
- | В | + | В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства. |
- | + | В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии. | |
- | + | К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением. | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул». | ||
+ | В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «[[Гавриил Белостокский|младенца Гавриила]]», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского. | ||
- | == | + | == В ХIX в. == |
- | + | С 1793 г. Слуцк — в составе России. | |
- | + | ||
+ | В 19 в. численность еврейского населения города возрастала: | ||
+ | * в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), | ||
+ | * в 1847 г. — 5897 человек, | ||
+ | * в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения). | ||
- | + | Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала | |
- | + | * 18 синагог, | |
+ | * школу талмуд-тора и | ||
+ | * несколько хедеров. | ||
- | + | Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали | |
- | + | * два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. | |
- | * | + | |
- | == | + | === Раввины === |
- | + | ||
- | + | Духовные руководители общины — | |
+ | * рав И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.), | ||
+ | * рав И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74;) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма. | ||
- | {{ | + | В 1897 г. рав [[Мелцер, Исер Залман|И. З. Мельцер]] (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» , первоначально как филиал Слободской иешивы. Йешива вскоре приобрела широкую известность. |
+ | |||
+ | Среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и рав [[Шах, Элиэзер Менахем|Э. Шах]]. | ||
+ | |||
+ | == В ХХ в. == | ||
+ | |||
+ | На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения). | ||
+ | |||
+ | == Холокост и послевоенное время == | ||
+ | |||
+ | 5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам. | ||
+ | |||
+ | По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем. | ||
+ | |||
+ | Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Известные уроженцы - евреи == | ||
+ | * писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие, | ||
+ | * маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка», | ||
+ | * оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943), | ||
+ | * историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926), | ||
+ | * [[Косберг, Семен Ариевич]] ([[1903]]—[[1965]]) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, [[доктор технических наук]], [[Герой Социалистического Труда]]. | ||
+ | * [[Неймарк, Израиль Исаевич]] ([[1915]]—[[1998]]) — учёный-хирург, [[доктор медицинских наук]], [[Заслуженный деятель науки Российской Федерации|заслуженный деятель науки РСФСР]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | {{ЭЕЭ|13850|Слуцк}} | ||
+ | * [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-3/295.htm Статья "Слуцк" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона] | ||
- | |||
- | [[ | + | [[Категория:История евреев Белоруссии]] |
- | [[ | + | [[Категория:Евреи в СССР]] |
- | [[ | + | [[Категория:Иешивы]] |
- | [[ | + | [[Категория:Населенные пункты по алфавиту]] |
- | [[ | + | [[Категория:Холокост в Белоруссии]] |
- | [[ | + | [[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]] |
- | [[ | + | [[Категория:Еврейские общины]] |
- | [[ | + | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 11:39, 30 апреля 2013
Регулярная статья | |
Слуцк - город в Белоруссии.
Содержание |
XVII - ХVIII вв.
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г.
В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала.
В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства, различные льготы.
Слуцк стал также одним из центров еврейской учености.
В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров.
В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.
В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии.
К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением.
С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».
В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «младенца Гавриила», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
В ХIX в.
С 1793 г. Слуцк — в составе России.
В 19 в. численность еврейского населения города возрастала:
- в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения),
- в 1847 г. — 5897 человек,
- в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения).
Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927).
Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала
- 18 синагог,
- школу талмуд-тора и
- несколько хедеров.
Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали
- два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена.
Раввины
Духовные руководители общины —
- рав И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.),
- рав И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74;) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма.
В 1897 г. рав И. З. Мельцер (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» , первоначально как филиал Слободской иешивы. Йешива вскоре приобрела широкую известность.
Среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и рав Э. Шах.
В ХХ в.
На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.
В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения).
Холокост и послевоенное время
5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам.
По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.
Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке).
Известные уроженцы - евреи
- писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие,
- маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка»,
- оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943),
- историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926),
- Косберг, Семен Ариевич (1903—1965) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
- Неймарк, Израиль Исаевич (1915—1998) — учёный-хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
Ссылки
Статья «Слуцк» в Электронной еврейской энциклопедии