Исфахан (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Исфахан''' | + | '''Исфахан''' - город в Иране. |
+ | |||
=== Первое упоминание === | === Первое упоминание === | ||
Еврейская община Исфахана является одной из старейших в Персии. Первое упоминание о евреях в Исфахане относится к 472 г. н. э., когда сасанидский царь Пероз (Фируз) истребил половину евреев Исфахана по обвинению в убийстве двух жрецов местного культа огнепоклонников. | Еврейская община Исфахана является одной из старейших в Персии. Первое упоминание о евреях в Исфахане относится к 472 г. н. э., когда сасанидский царь Пероз (Фируз) истребил половину евреев Исфахана по обвинению в убийстве двух жрецов местного культа огнепоклонников. | ||
- | === | + | |
+ | === VII - XIV вв. === | ||
Строка 35: | Строка 37: | ||
Арабский географ 10 в. Истахри именует область Исфахана Яхудистаном. | Арабский географ 10 в. Истахри именует область Исфахана Яхудистаном. | ||
Исфахан был родиной мессианского движения [[Абу-Иса, Ицхак Бен Яаков Ал-Исфахани|Абу-Исы ал-Исфахани]], жившего при халифе Абд ал-Малике (685–705). | Исфахан был родиной мессианского движения [[Абу-Иса, Ицхак Бен Яаков Ал-Исфахани|Абу-Исы ал-Исфахани]], жившего при халифе Абд ал-Малике (685–705). | ||
+ | |||
=== Средние века === | === Средние века === | ||
В средние века город считался центром еврейских грамматиков и экзегетов. [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] оценивал еврейское население Исфахана в 15 тысяч человек. | В средние века город считался центром еврейских грамматиков и экзегетов. [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] оценивал еврейское население Исфахана в 15 тысяч человек. | ||
- | Когда династия Сефевидов избрала Исфахан своей столицей (1598), наступил экономический расцвет города. Большая часть еврейского населения Исфахана занималась различными ремеслами и торговлей пряностями, ювелирными изделиями и текстильным товаром, главным образом шелком. | + | Когда династия Сефевидов избрала Исфахан своей столицей (1598), наступил экономический расцвет города. Большая часть еврейского населения Исфахана занималась различными ремеслами и торговлей пряностями, ювелирными изделиями и текстильным товаром, главным образом шелком. |
- | === | + | |
+ | === XVII в. === | ||
Евреи Исфахана, как и всей Персии, сильно пострадали от жестоких гонений и насильственного обращения в ислам в 17 в. Жители некоторых деревень в окрестностях Исфахана до сих пор говорят на исфаханском диалекте [[Еврейско-Персидский Язык|еврейско-персидского языка]] и, по-видимому, соблюдают некоторые еврейские обряды. | Евреи Исфахана, как и всей Персии, сильно пострадали от жестоких гонений и насильственного обращения в ислам в 17 в. Жители некоторых деревень в окрестностях Исфахана до сих пор говорят на исфаханском диалекте [[Еврейско-Персидский Язык|еврейско-персидского языка]] и, по-видимому, соблюдают некоторые еврейские обряды. | ||
- | === | + | |
+ | === XVIII в. === | ||
Община Исфахана строго придерживалась ортодоксальных традиций. В городе было несколько синагог, школ и общественных учреждений. В Исфахане существовала также небольшая караимская община (см. [[Караимы]]). После перевода столицы в [[Тегеран]] в конце 18 в. община Исфахана утрачивает свое былое культурное и политическое значение. | Община Исфахана строго придерживалась ортодоксальных традиций. В городе было несколько синагог, школ и общественных учреждений. В Исфахане существовала также небольшая караимская община (см. [[Караимы]]). После перевода столицы в [[Тегеран]] в конце 18 в. община Исфахана утрачивает свое былое культурное и политическое значение. | ||
- | === | + | |
+ | === XIX в. === | ||
Посетившие в 19 в. Исфахан путешественники [[Биньямин II]], [[Давид Де-Вет-Гилель|Давид де-вет-Гилель]] и Э. Ноймарк (1860–?) оценивали еврейское население города в 300–400 семей. | Посетившие в 19 в. Исфахан путешественники [[Биньямин II]], [[Давид Де-Вет-Гилель|Давид де-вет-Гилель]] и Э. Ноймарк (1860–?) оценивали еврейское население города в 300–400 семей. | ||
Культурной жизни общины угрожала деятельность бехаистов и христианских миссионерских обществ, учредивших в 1889 г. в еврейском квартале города миссионерскую школу. | Культурной жизни общины угрожала деятельность бехаистов и христианских миссионерских обществ, учредивших в 1889 г. в еврейском квартале города миссионерскую школу. | ||
- | === | + | |
+ | === XX в. === | ||
Основание в 1901 г. [[Альянс|Альянсом]] еврейской школы, провозглашение в 1906 г. конституции и особенно социальные реформы периода правления Реза-шаха Пехлеви (1925–41) способствовали повышению уровня жизни евреев Исфахана. | Основание в 1901 г. [[Альянс|Альянсом]] еврейской школы, провозглашение в 1906 г. конституции и особенно социальные реформы периода правления Реза-шаха Пехлеви (1925–41) способствовали повышению уровня жизни евреев Исфахана. |
Версия 19:59, 28 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Исфахан - город в Иране.
Содержание |
Первое упоминание
Еврейская община Исфахана является одной из старейших в Персии. Первое упоминание о евреях в Исфахане относится к 472 г. н. э., когда сасанидский царь Пероз (Фируз) истребил половину евреев Исфахана по обвинению в убийстве двух жрецов местного культа огнепоклонников.
VII - XIV вв.
В Исфахане под властью халифата (7–14 вв.) еврейское население достигло таких размеров, что арабские и персидские источники тех лет зачастую называют еврейский квартал города (махалле) ал-Яхудия (Еврейский город). Арабский географ 10 в. Истахри именует область Исфахана Яхудистаном. Исфахан был родиной мессианского движения Абу-Исы ал-Исфахани, жившего при халифе Абд ал-Малике (685–705).
Средние века
В средние века город считался центром еврейских грамматиков и экзегетов. Биньямин из Туделы оценивал еврейское население Исфахана в 15 тысяч человек.
Когда династия Сефевидов избрала Исфахан своей столицей (1598), наступил экономический расцвет города. Большая часть еврейского населения Исфахана занималась различными ремеслами и торговлей пряностями, ювелирными изделиями и текстильным товаром, главным образом шелком.
XVII в.
Евреи Исфахана, как и всей Персии, сильно пострадали от жестоких гонений и насильственного обращения в ислам в 17 в. Жители некоторых деревень в окрестностях Исфахана до сих пор говорят на исфаханском диалекте еврейско-персидского языка и, по-видимому, соблюдают некоторые еврейские обряды.
XVIII в.
Община Исфахана строго придерживалась ортодоксальных традиций. В городе было несколько синагог, школ и общественных учреждений. В Исфахане существовала также небольшая караимская община (см. Караимы). После перевода столицы в Тегеран в конце 18 в. община Исфахана утрачивает свое былое культурное и политическое значение.
XIX в.
Посетившие в 19 в. Исфахан путешественники Биньямин II, Давид де-вет-Гилель и Э. Ноймарк (1860–?) оценивали еврейское население города в 300–400 семей.
Культурной жизни общины угрожала деятельность бехаистов и христианских миссионерских обществ, учредивших в 1889 г. в еврейском квартале города миссионерскую школу.
XX в.
Основание в 1901 г. Альянсом еврейской школы, провозглашение в 1906 г. конституции и особенно социальные реформы периода правления Реза-шаха Пехлеви (1925–41) способствовали повышению уровня жизни евреев Исфахана.
Накануне Второй мировой войны община Исфахана была одной из крупнейших в Иране и насчитывала около десяти тысяч человек. Хотя экономическое положение общины значительно улучшилось с приходом к власти Мохаммеда Резы Пехлеви (1941) и к 1948 г. она насчитывала двенадцать тысяч человек, подавляющее большинство евреев Исфахана (80%) проживало в условиях нищеты.
В результате репатриации после 1948 г. малоимущего элемента еврейского населения Исфахана в Израиль, а также переселения в Тегеран к 1979 г. в городе оставалось лишь около трех тысяч евреев, из которых примерно 10% нуждалось в материальной поддержке. Около 32% занималось розничной торговлей, 40% — свободными профессиями, а 26% зарабатывало на жизнь ремесленным трудом.
Достоверных сведений о положении евреев Исфахана после провозглашения Ирана республикой и захвата власти Хомейни не имеется. См. также Иран.