Харьков (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Cсылки)
Строка 116: Строка 116:
См. [[Известные харьковчане - евреи]]
См. [[Известные харьковчане - евреи]]
-
 
-
== Cсылки ==
 
-
* {{книга
 
-
|заглавие = 100 знаменитых харьковчан
 
-
|автор = Владислав Карнацевич.
 
-
|место = Харьков
 
-
|издательство = Фолио
 
-
|год = 2005
 
-
|страниц = 512
 
-
|тираж = 3000
 
-
|isbn = 966-03-3202-5
 
-
}}
 
-
* {{книга
 
-
|заглавие = Харків • 350. Фотоальбом. Разделы "Почётные граждане Харькова", "Известны во всём мире"
 
-
|ответственный = Володимир Чапай та інш.
 
-
|место = Харків
 
-
|издательство = Золоті сторинки
 
-
|год = 2004
 
-
|страниц = 344
 
-
|тираж = 2 500
 
-
|isbn = 966-8494-43-1
 
-
}}
 
== Источники ==
== Источники ==

Версия 09:46, 28 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Ха́рьков - город в Украине.

Файл:LopanStrelkaKharkov.jpg
Центр города

Содержание

XVIII в.

Первые евреи из-за границы (Польша и Турция) стали приезжать в Харьков на ежегодную крещенскую ярмарку с начала XVIII в., некоторые осели в городе. К началу 1780-х г.г. сложилась небольшая община, до 1788 г. функции раввина исполнял в ней купец Моисей Александро́вич. После внутреннего конфликта группа евреев (иностранных подданных) обратилась к российским властям с просьбой распространить на них законы российского судопроизводства, а судьей по религиозным законам утвердить екатеринославского раввина Израиля Больховича. В 1799 г. открылось еврейское кладбище.

Евреи Харькова подвергались преследованию со стороны властей и различных кругов общества. В 1800 г. еврейский ребенок был похищен и насильственно крещен. В январе 1804 г. сенатский указ ограничил торговлю еврейских купцов на ярмарке только оптовыми операциями, а в декабре того же года Слободско-Украинская губерния оказалась единственной из украинских губерний, которая не была включена в черту оседлости. В 1805 г. по требованию купцов-христиан еврейские торговцы были изгнаны с ярмарки. В 1821 г. было запрещено даже временное пребывание евреев в городе.

Однако евреи продолжали селиться в Харькове. В 1814 г. появились евреи-студенты в Харьковском университете. В 1820 г. власти попытались учредить в Харькове отделение Общества израильских христиан [1] для оказания помощи крестившимся евреям, но оно не имело успеха. В 1823 г. в Харькове была еврейская улица. Евреи вели торговлю, но вынуждены были снимать дома и лавки на имя подставного лица. После введения в 1827 г. воинской повинности для евреев [2] многие солдаты-евреи проходили здесь службу, в 1830–1850-х г.г. они составляли около половины гарнизона. С 1835 г. по представлению губернатора евреям было разрешено жить в гостиницах на время ярмарки. В 1850-е г.г. в Харькове были зарегистрированы две общины — купеческая и солдатская, у каждой были своя синагога и хедеры, микве и пункты ритуального убоя птицы. В 1859 г. в Харькове проживали около ста солдат-евреев (тридцать из них с семьями), около пятидесяти семей еврейских купцов и двадцать евреев-студентов. В 1860 г. Харьковский университет окончил М. Э. Мандельштам, в 1864 г. — И. И. Мечников.

XIX в.

В либеральную эпоху Александра II (1855–1881 г.г.) наблюдался расцвет еврейской общины города. Это совпало по времени с завершением строительства С. Поляковым Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. В 1863 г. харьковский генерал-губернатор граф А. К. Сиверс просил правительство как можно скорее предоставить евреям свободный доступ в Харьков, что «послужило бы, несомненно, важным пособием к оживлению в нем торговой и промышленной деятельности». В 1860 г. в ярмарке участвовало около четырех тысяч евреев, а в 1863 г. — около двадцати тысяч. В 1866 г. евреи составляли 20% студентов Харьковского университета. В 1866 г. в Харькове зарегистрировано 775 постоянно проживающих евреев, в 1867 г. — 906, в 1873 г. — 2397, в 1879 г. — 5194. В 1840-е г.г. в Харькове проживало 525 караимов; в 1877 г. их община имела молитвенный дом (кенасса) и отдельное кладбище. Караимам принадлежали в городе восемь торговых табачных фирм. Караимы не подвергались дискриминационным ограничениям, однако по разным причинам (миграции, уменьшение рождаемости) к 1897 г. их число уменьшилось до 207.

Реакционная политика Александра III тяжело сказалась на евреях Харькова. С введением процентной нормы резко сократилось число еврейских студентов в университете. По секретной переписи, проведенной полицией, в 1887 г. здесь проживало 1207 еврейских семей. Передавая итоги переписи губернатору, полицмейстер предложил срочно изменить закон от 28 июня 1865 г., дававший право еврейским ремесленникам жить вне черты оседлости.

В 1889 г. в Ахтырском уезде фельдшер А. Цомберг был ложно обвинен в «склонении в иудейство» группы крестьян. По требованию архиепископа Амвросия приказом губернатора Цомберг был выселен в черту оседлости. Преследования вынудили некоторых евреев города принять крещение. Еще в 1852 г. здесь была насильственно крещена группа кантонистов. За 1881–1916 г.г. в Харькове перешли в христианство 116 евреев.

В 1893 г. из Харькова были высланы 67 семей еврейских ремесленников, которых исключили из часового, хлебного и столярного цехов. Механик Л. Розенбаум был выслан, несмотря на ходатайство группы дворян, отметивших его важную роль в техническом обслуживании хлебопекарен. В 1898 г. чиновники по инициативе губернатора пытались изгнать из города Л. Шехтера — главного инженера и начальника технического отдела фирмы «Русское паровозостроительное общество» (позднее — танкостроительный завод имени Малышева).

С начала 1870-х г.г. отмечена активность еврейской молодежи Харькова в общественном движении. В 1870–1871 г.г. полиция вела слежку за одним из самых радикальных членов местного студенческого народнического кружка, Л. Гольденберг-Гетройтманом. В 1882 г. в Харькове была создана палестинофильская организация студенческой молодежи Билу, одним из основателей которой был И. Белкинд.

В 1880-е г.г. город превратился в крупный железнодорожный, промышленный и торгово-финансовый центр, благодаря чему отмечен рост благосостояния многих евреев Харькова. В 1886 г. здесь функционировали банки семьи Рубинштейн, Рабиновича, Розенцвейга, торговые дома братьев Сойфер, Волкенштейна, имевшие широкие связи с зарубежными машино­строительными и текстильными фирмами. Купец Г. З. Дунаевский вел в губернии закупки хлеба для экспорта от имени торгового дома «Луи Дрейфус и Ко». По переписи 1897 г., в Харькове проживало 9848 евреев (около 8% населения). Из них 876 человек — портные (см. Портняжное дело) и швеи, 725 – торговцы, 487 – военнослужащие, более 200 – рантье (доходы с капитала), около 200 – на частной службе, около 200 – в полиграфии, 150 человек занимались металлообработкой.

Начало ХХ в.

В 1900–1917 г.г. евреи занимали ключевые позиции в финансовой сфере, им полностью или частично принадлежали Купеческий банк, отделения петербургского Международного банка и Азовско-Донского банка, Еврейское ссудосберегательное товарищество. К 1913 г. евреи составляли 25% купцов второй гильдии (54 из 210) и 90% купцов первой гильдии (135 из 148). Инженер А. Бурас в 1903 г. создал оригинальную систему очистки канализационных стоков, которая в следующем году на Петербургской выставке удостоилась Гран-при. Большую роль в медицинском обслуживании города играли врачи-евреи. Всероссийскую славу обрели один из основоположников пластической хирургии, дантист М. Фабрикант, офтальмолог А. Гиршман, профессор университета психиатр И. С. Оршанский (1851–?; принял христианство) и другие. Высокой врачебной репутацией пользовался в городе Я. Бернштейн-Коган, один из лидеров сионистов России, избиравшийся выборщиком по кадетскому списку в 1-ю и 2-ю Государственные думы. Евреи составляли большинство членов Харьковского медицинского общества. Музыканты, певцы и актеры еврейского происхождения составляли значительную часть в симфоническом оркестре Харьковского коммерческого клуба, в труппах Драматического театра, Русской оперы. В сезоне 1901–1902 г.г. более 130 евреев выступали на харьковской сцене. Евреи были издателями местных газет «Южный край», «Южанин», «Утро Юга» и других, владельцами большинства городских типографий.

С 1905 г. наблюдается бурное развитие еврейской общественной жизни. В январе 1905 г. была открыта дешевая столовая для еврейских бедняков, в апреле того же года группа богатых евреев во главе с филантропом П. Бурасом (1835–1914) учредила Общество пособия бедным евреям (ОПБЕ), которое позднее объединило все еврейские благотворительные организации города. С октября 1905 г. по май 1907 г. местный Комитет помощи погромленным под руководством Я. Бернштейна-Когана и раввина Ш. Эпштейна собрал 33 тыс. рублей и разослал в города, где прошли погромы. В 1908 г. ОПБЕ открыло бесплатную амбулаторию, а в 1909 г. — лечебницу и аптеку. С 1912 г. под Харьковом в поселке Люботин функционировал санаторий для больных туберкулезом, основанный ОПБЕ. В 1909 г. в Харькове открылось отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России, которым руководил врач Б. С. Грейденберг. Здесь было основано также отделение Общества любителей еврейского языка (иврита).

Еврейские политические организации социалистического направления участвовали в революционных событиях 1905–1907 г.г. В октябре 1907 г. полиция разгромила объединенный городской комитет Бунда, Поалей Цион и Социалистической еврейской рабочей партии. Евреи были активны и в российских революционных организациях. В 1908 г. был арестован харьковский комитет РСДРП, почти полностью состоявший из евреев. Несмотря на то, что демократические силы города не допустили в Харькове погромов, прокатившихся по многим городам империи, все же город был одним из крупнейших центров антисемитизма в России. Еще в 1904 г. здесь была создана первая на Украине организация «Русское собрание» (предшественница «Союза русского народа»), велась разнузданная антисемитская пропаганда. В 1906 г. черносотенцы, покровительствуемые губернатором Н. Н. Пешковым, провокационно подделали избирательные списки, вписав в них одни и те же еврейские фамилии по три-четыре раза, чтобы потом обвинить в подлоге евреев и кадетов. В 1907 г. лидер местных юдофобов профессор А. С. Вязигин был избран в депутаты 3-й Государственной думы от Харьковской губернии. При поддержке властей и церкви издательство «Мирный труд» опубликовало в 1908–15 г.г. более 30 книг антисемитского характера.

В начале ХХ в. Харьков был одним из центров распространения сионистской литературы. М. Шляпников опубликовал материалы первых сионистских конгрессов (1897–1902; издательство «Улей», серия «Сионистская библиотека»); в 1903 г. была издана книга «Уганда» Р. Кресина; в доме Е. Браунштейна собирался Сионистский комитет. Расширяла свое влияние молодежная организация Цеирей Цион, ее возглавляли А. Брудный и А. Левинсон; к 1917 г. организация насчитывала около 300 человек.

В начале 1910-х г.г. в Харькове были построены новые синагоги, самая большая из которых — Хоральная — была закончена в 1913 г. (проект архитектора Я. Г. Гевирца победил на всероссийском конкурсе).

Первая мировая война и революция

Начало Первой мировой войны ознаменовалось, как и в других городах России, патриотическим подъемом. Начались сборы пожертвований для солдатских семей. Уже в августе ОПБЕ открыло лазарет для раненых солдат. Вскоре в Харьков начали прибывать евреи-беженцы, а затем и изгнанные из зоны военных действий. Здесь обустроилось еврейское ремесленное училище из Риги и ряд иешив из Литвы и Польши, активно работал Комитет помощи жертвам войны и Еврейское бюро труда по устройству беженцев. В 1916 г. открылось местное отделение образовательной системы ОРТ, а затем еврейское общество потребителей «Самодеятельность» и еврейское кооперативное общество «Единение» (в 1917 г.). Несмотря на трудности военного времени, еврейская культурная жизнь не прекращалась. В 1915–1916 г.г. в Малом театре работала труппа ветерана еврейской сцены А. Фишзона, в 1916–1918 г.г. в городе обосновалась виленская труппа, руководимая вначале Н. Липавским, с августа 1917 г. — А. Сегалом. Существовали отделения еврейского литературно-художественного общества «hа-зомир» и Еврейского общества поощрения художеств, функционировали мужская еврейская гимназия Е. Я. Яновской и еврейский детский сад при ОПЕ (заведующий Р. Левин), еврейские вечерние курсы (заведующий М. Долинко) и еврейские педагогические курсы (заведующий А. Конштам).

После Февральской революции 1917 г. Я. Рубинштейн был назначен губернским комиссаром Временного правительства. Переход к демократии обернулся вскоре экономической и политической анархией, усилившейся с провозглашением в декабре 1917 г. советской власти на Украине. (Стабильностью отличался лишь период немецкой оккупации города, март–декабрь 1918 г.) Были проведены выборы в харьковскую еврейскую общину (председатель И. Л. Н. Виленский). В декабре 1918 г. на заседании Еврейского собрания, в котором участвовали пять тысяч делегатов, включая евреев-солдат немецкой армии, осуждались еврейские погромы в Польше и Галиции. В мае–июне 1919 г. большевики во главе с Л. Троцким, оборонявшиеся от армии А. Деникина, развернули в городе красный террор, от которого пострадали и евреи. Белые взяли город в июле 1919 г. Глава харьковской еврейской общины встречался с генералом Деникиным и просил о защите еврейского населения (в Харькове располагался штаб Добровольческой армии). Харьков остался единственным крупным центром в Украине, где не произошло еврейских погромов.

Бланк Совета Харьковской еврейской общины, 1919 г.[3]

После третьего прихода советской власти в город (декабрь 1919 г.) вышедшие из подполья евреи-коммунисты создали Евсекцию при губернском комитете партии, поставив целью уничтожение светской еврейской общины. Уже в Пурим 1920 г. все структуры общины, включая образовательные и благотворительные учреждения, были расформированы ликвидационной комиссией по еврейским делам губисполкома. (Позднее были закрыты клубы, сионистские организации, спортивные общества и т. д.)

Довоенное время

Разгром структур национальной общинной автономии и ликвидация частного бизнеса изменили облик еврейского Харькова. Многие евреи, в том числе коммерсанты и общественные деятели, эмигрировали, среди них фабрикант и филантроп В. Сойфер (его сын Ю. Сойфер /1912–38/ — будущий активист австрийской компартии, поэт и драматург /пьеса «Гибель мира», 1936/); экономист, лауреат Нобелевской премии С. Кузнец; виолончелист М. Е. Букиник (1872–1947) и многие другие. Сионистские организации ушли в подполье и полуподполье. Часть Бунда сотрудничала с большевиками; 58 членов горкома Бунда в апреле 1921 г. вступили в компартию Украины; клуб Бунда имени Бронислава Гроссера был передан в распоряжение Евсекции. Бывшие бундовцы инициировали культурные программы на идиш. В 1921–1923 г.г. на трехгодичных педагогических курсах идиш и математику преподавал выдающийся еврейский лингвист (бывший бундовец) А. Зарецкий. В конце 1921 г. в Харькове был создан 1-й Еврейский рабочий театр-студия. Действовала также театральная студия Культур-Лиги. В 1925 г. на ее основе открылся Украинский ГОСЕТ (до 1928 г. режиссер — Э. Лойтер, в 1930–1936 г.г. — Н. Лойтер), где работала Ада Сонц и другие известные еврейские актеры. В 1923 г. в здании Хоральной синагоги, закрытой по инициативе Евсекции, был открыт Еврейский рабочий клуб имени 3-го Интернационала. Открылись советские школы с преподаванием на идиш. В 1924/25 учебном году 20% еврейских детей (1011 учащихся) посещали четыре такие школы; остальные обучались в русских и украинских школах (некоторые совмещали это с посещением нелегальных хедеров и сионистских кружков). В 1930 г. в трех еврейских школах обучалось около 1000 детей. До начала 1930-х г.г. филантропическую помощь нуждающимся евреям осуществляло отделение Джойнта.

В Харькове жил и работал ивритский поэт Б. Фрадкин. Его сборник стихотворений «Алей асор» («Листы десятилетия» или «На десятиструнной арфе», 1927; ср. также Пс. 91:4) — последняя художественная книга на иврите, вышедшая в Советском Союзе. Издавались литературные и общественно-политические пропагандистские журналы и газеты на идиш: «Дер штерн», «Советише литератур», «Ди ройте велт», «Юнгер шлогер», «Арбдорфкор», «Ратнбилдунг», «Арбетер югнт», многочисленные книги на идиш. Действовал еврейский педагогический техникум имени Октябрьской революции и еврейское отделение газетного техникума.

В Харькове выросли и учились будущие участники и герои Второй мировой войны: капитан подводной лодки, Герой Советского Союза, член Еврейского антифашистского комитета И. Фисанович (1914–1944), генерал-майор ветеринарной службы А. Е. Шпиллер (1890–1972), авиаконструктор генерал-майор М. И. Гуревич (1893–1976), летчик генерал-майор З. М. Померанцев (1896–1978), конструктор артиллерийских орудий генерал-майор В. А. Землеруб (1910–?), военный строитель генерал-майор Г. З. Глазунов (родился в 1920 г.) и многие другие. Здесь родился лингвист Е. Мелетинский.

Харьковские евреи уже в начале 1930-х г.г. пострадали от сталинских репрессий. Так, в 1930 г. как «украинские националисты» были осуждены адвокат З. Марголис и выдающийся историк И. Гермайзе (1892–1958), в 1933 г. — как «контрреволюционеры» — работники наркоматов А. Гейнер, Л. Димант, Я. Спиваков и другие.

В 1920–1930-е г.г. Харьков превратился в один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров Советского Союза; значительную роль в разнообразной жизни города играли евреи: партийные работники Л. Каганович, М. Хатаевич (1893–1937), А. Шлихтер (1868–1940); ученые — математик С. Н. Бернштейн (1880–1968), физик Л. Ландау; врач М. П. Тринклер, лингвист Л. Булаховский, педагог Л. И. Гуревич (1894–?), архитекторы Г. Г. Вегман и М. Д. Фельгер, С. М. Кравец, Я. Г. Лихтенберг, композиторы И. Дунаевский, Ю. Мейтус (1903–1997) и Д. Клебанов (1907–1987), режиссер Театра юного зрителя В. Вильнер и многие другие. В 1929 г. был создан высокопрофессиональный еврейский вокальный ансамбль «Евоканс» (закрыт в 1939 г.), руководитель И. Шейнин (1890–1948).

К концу 1930-х г.г. еврейские организации и все виды еврейской национальной деятельности в Харькове были ликвидированы — закрылись еврейские газеты, школы, театры. Репрессии уничтожили громадное число евреев в управленческих структурах. В 1939 г. в Харькове проживали 135 тыс. евреев (15,9% населения города).

Война и Холокост

В октябре 1941 г. Харьков был оккупирован немецкими войсками. Большая часть евреев успела покинуть город. По специальной переписи, устроенной оккупационными властями в декабре 1941 г., в городе был зарегистрирован 10 271 еврей. Не все евреи города оказались в списке, но уничтожены были практически все: по немецким источникам — 11 тыс., по экстраполяционной оценке Чрезвычайной государственной комиссии Советского Союза по расследованию фашистских преступлений — 15 тыс. Основная масса евреев была уничтожена в декабре 1941 – январе 1942 гг. в Дробицком Яре близ Харькова.

Дробицкий Яр. Памятный знак[4]
Дробицкий Яр. Центральная часть мемориального комплекса[5]

Другую группу — около 400 человек (преимущественно старшего возраста) заперли в синагоге на улице Гражданской, где они умерли от голода и жажды. В числе погибших — выдающиеся деятели культуры и науки математик А. Эфрос, музыковед профессор И. И. Гольдберг, скрипач профессор И. Е. Букиник, пианистка Ольга Григоровская, балерина Розалия Алидорт, архитектор В. А. Эстрович, профессор медицины А. З. Гуревич и другие.

В 1943 г. Харьков дважды переходил из рук в руки в ходе наступлений Красной армии и немецких контратак. В ходе боев отличился чехословацкий отдельный батальон под командованием Л. Свободы, состоявший более чем на 50% из евреев. Под деревней Соколово батальон потерял 500 человек убитыми, из них 240 – евреи. После полного освобождения Харькова здесь в декабре 1943 г. состоялся суд над нацистскими военными преступниками. Суд впервые в истории постановил, что приказ не освобождает от ответственности за геноцид, и это решение было повторено на Нюрнбергском процессе.

Послевоенное время

В 1945 г. была вновь создана еврейская религиозная община Харькова, которую возглавил архитектор А. Гинзбург. Однако советская администрация начала преследования евреев. Из-за травли покончил самоубийством талантливый актер, ранее работавший в ГОСЕТе, Л. И. Парчев (1891–1945). Пиком репрессий был 1949 г. Уже в январе решением бюро обкома партии был исключен из партии и снят с работы как «космополит» журналист В. Морский. В марте травле подверглись художники О. Бескин (1892–1962) и А. Эфрос, в апреле — литературные критики Г. Гельфандбейн, Б. Милявский, Л. Жаданов (Лифшиц; 1920–65; арестован в 1950 г.), писатели З. Кац, В. Черняков, Я. Хазин, музыковеды М. Гейлич, Л. Хинчин, М. Береговский (был осужден и приговорен к десяти годам лагерей), композиторы С. Файнтух (1899–1985), Д. Клебанов (обвинен за симфонию «Бабий Яр») и другие деятели культуры. В «низкопоклонстве перед Западом» обвинялись профессора Харьковского университета И. Лукин и И. Поляков, Государственного библиотечного института — Е. Семенов-Зусер и другие, и даже фабрика художественных изделий — за «игнорирование советского изобразительного искусства и пропаганду реакционных иностранных художников». Разносу подвергся драматург Л. Юхвид за пьесу «Свадьба в Малиновке». В июне 1949 г. на месте снесенного еврейского кладбища был открыт Парк культуры Ленинского района. В 1952–1953 гг. в ходе антиеврейской кампании в связи с делом врачей был арестован профессор В. Коган-Ясный (1889–1959), главный врач кожно-венерологического диспансера Ш. М. Шлемензон и многие другие врачи-евреи; в Автодорожном институте было сфабриковано дело о «подпольной антисоветской сионистской организации».

После смерти И. Сталина накал юдофобии существенно снизился. В 1954 г. по инициативе инвалида войны А. Б. Кагана после долгих хлопот были проведены похороны евреев, расстрелянных в Дробицком Яре, и установлен обелиск с надписью «Жертвам фашистского террора» (без слова «евреи»). Время от времени возобновлялись преследования верующих; так, в 1959 г. была арестована группа евреев, выпекавших мацу. Подпольная религиозная община под руководством И. Иоффе в течение 1950–1980-х г.г. была вынуждена 19 раз менять помещение для молитв.

По переписи 1959 г. в городе проживало около 65 тыс. евреев. В отличие от довоенного периода, евреи уже не были представлены в высших управленческих структурах, однако по-прежнему занимали видное место в науке, просвещении, медицине, инженерной деятельности. Отмечались заслуги ученого-металловеда И. Лифшица, хирурга Г. Гуревича (1898–?), архитектора В. Лившица, учителя-математика Я. Хейфеца (1908–79), историка Г. Донского (?–1994) и многих других. В области атомной энергетики и электронного оборудования ракетного оружия государственных премий Украинской советской республики и СССР, а также Ленинской премии был удостоен профессор Я. Е. Айзенберг. Хозяйственная активность некоторых евреев Харькова развивалась в условиях государственной монополии в рамках так называемой теневой экономики. В результате кампании, начатой в 1963 г. по инициативе Н. Хрущева, за чеканку золотых монет были с нарушением юридических норм приговорены к расстрелу шесть харьковских евреев, что вызвало протесты мировой общественности, однако в отношении трех осужденных приговор был исполнен.

После 1967 г. евреи города приняли участие в борьбе за выезд из СССР; пионерами национального движения были Х. Спиваковский и А. Левин. Борьба евреев вызвала сочувствие в кругах диссидентов и у интеллигенции (в частности, в защиту евреев выступал русский поэт Б. Чичибабин). С 1980 г. в городе действовали подпольный семинар по еврейской истории и семинар ученых-«отказников». В конце 1981 г. был создан «еврейский университет» под руководством «отказника» А. Парицкого, где преподавались общеобразовательные предметы и курс истории еврейского народа. В августе 1982 г. А. Парицкий был приговорен к трем годам лагерей, в 1983 г. был осужден «отказник» Ю. Тарнопольский.

Согласно переписи 1979 г., в Харькове проживало около 90 тыс. евреев, а по переписи 1989 г. — около 49 тыс. Уменьшение произошло как за счет ассимиляции и высокой смертности, так и за счет миграций. Процентная норма для поступающих в вузы и для устройства на престижную работу была в городе намного ниже, чем в промышленных центрах России.

Постсоветское время

В период перестройки стала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь. В 1989 г. было создано Харьковское общество еврейской культуры и стала издаваться газета «Бенсиах — Собеседник» (редактор Ю. Ляховицкий). В 1990 г. евреям возвратили здание Хоральной синагоги. С установлением независимости Украины (1991 г.) стали действовать Ассоциация друзей еврейской культуры (в ее рамках издается газета «Шалом», редактор П. Сокольский), еврейский клуб, еврейская библиотека, лекторий, еврейская средняя школа (директор Г. Шойхет), еврейский детский сад. Работает еврейский музыкальный театр (режиссер Ф. Чемеровский), спортивное общество «Маккаби» (руководитель М. Белостоцкий). На местном телевидении в 1990-е г.г. выходил цикл еврейских передач «Менора» (ведущая Элеонора Слуцкая, ныне в Израиле).

В городе действуют отделения и филиалы различных международных еврейских организаций. В 1991 г. М. Г. Скоробогатовым (1930–1992) было создано Восточно-украинское отделение Международной ассоциации иудаики и еврейской культуры (в 1992–1996 г.г. его возглавлял Ш. Бриман, ныне в Израиле). С 1991 г. функционирует Восточно-украинское отделение Еврейского агентства, с 1993 г. — Израильский культурно-информационный центр с воскресной школой, работают ульпаны по изучению иврита. Возникли филиалы религиозных организаций. Работает община Хабада (во главе с раввином М. Московичем), центр «Ортодокс юнион» имени Дж. Миллера (руководитель — раввин Ш. Асаф), а также отделение Ассоциации плюралистического иудаизма. Учрежден филиал Открытого университета (Тель-Авив). Харьковская хоральная синагога, на ул. Пушкинской, 12 - самая крупная в СНГ и вторая по величине в Европе после будапештской.

Выступает музыкальный ансамбль «Клезморим» (руководитель Э. Городецкий). В 1992 г. в Харькове состоялись 1-й международный фестиваль еврейских театров и фестиваль израильского искусства «Иврия-92». В 1994 г. прошла Неделя еврейской культуры, посвященная 135-летию Шолом-Алейхема. Изданы книги, посвященные Катастрофе европейского еврейства. С 1993 г. действуют Клуб еврейских женщин, а также Служба милосердия (филиал Джойнта), помогающая нуждающимся еврейским старикам. В Харькове родился и жил В. Рабинович, крупный бизнесмен и филантроп, президент Всеукраинского еврейского конгресса.

Шовинистическая пропаганда крайних украинских националистов в Харькове широкой поддержки не имела, хотя здесь выходила антисемитская газета «Нова Украина» (1992–1994). Экстремистские акции пресекаются властями. В июне 1996 г. были арестованы восемь подростков за хулиганские действия во дворе синагоги, а в марте 1997 г. — два за поджог Израильского культурно-информационного центра.

Митинг евреев Харькова в поддержку израильской операции "Литой свинец" в Газе, 2008 г.[6]

В 1989–1997 г.г. из Харькова выехало около 15 тыс. евреев (около 70% из них — в Израиль, остальные в США, Германию, Канаду). По оценкам 1997 г., в Харькове оставалось около 50 тыс. евреев, половина из них — старше 50 лет (большей частью — работники науки, культуры, просвещения, здравоохранения). Значительна доля евреев среди владельцев банков, фирм, магазинов и т. д. Однако многие, особенно пенсионеры, испытывают крайнюю нужду.


Известные харьковчане - евреи

См. Известные харьковчане - евреи

Источники

  1. Электронная Еврейская Энциклопедия
  2. Электронная Еврейская Энциклопедия
  3. Мидраша Ционит
  4. Jewish.ru
  5. ZN,UA
  6. Izrus
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация