Азербайджан (История евреев Азербайджана)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье
{{О_статье
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|УРОВЕНЬ=1
|УРОВЕНЬ=1
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=

Версия 09:41, 27 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья



Азербайджан - государство в Закавказье.

Содержание

Древняя история

На территории современного Азербайджана, евреи оказались после создания Киром II Великим Ахеменидской державы, в состав которой в результате победоносных войн вошли как азербайджанские земли, так и территория бывшего Вавилонского царства. После знаменитого "эдикта Кира" от 538 года до н.э. часть вавилонских изгнанников вернулась на Родину, чтобы восстановить Иерусалимский Храм и возродить в стране национальную жизнь. Оставшиеся же евреи оказались втянутыми в орбиту экономической, политической и социальной жизни нового государства. Многие из них стали чиновниками, финансистами, дипломатами, виночерпиями царя, т.е. высшими сановниками и даже царицами (Эстер) Во II веке до н.э. был проложен Великий шелковый путь - главная торговая магистраль соединявшая Китай со странами Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Значительный его отрезок проходил по территории Азербайджана, а поскольку евреи всегда были пионерами в освоении новых рынков, то наверняка они не упустили возможность торговать и в этой стране.

В образовавшейся в 224 году Сасанидской империи, евреи получили возможность иметь собственное самоуправление во главе с "рош hа-галут" или экзилархом, который являлся одним из высших сановников страны. Однако с появлением христианства возникла конфронтация между господствующей в Иране зороастрийской религией и новым вероучением, адепты которого вели активную миссионерскую деятельность, что затронуло и евреев, которые, как известно, прозелитизмом не занимались. Тем не менее, при царе Йездигерде II (438 – 451), по наущению магов, все иноверцы стали подвергаться гонениям и преследованию. Своего апогея религиозное противостояние достигло при царе Фирузе I (459-484). Кроме того, евреи оказались замешаны в движении маздакидов (481-529), что также не прибавляло им любви со стороны властей. В результате значительная часть еврейского населения была вынуждена покинуть пределы сасанидской державы и переселиться в Аравию и даже Индию. Многие оказались в высокогорных аулах Дагестана, куда можно было попасть только через территорию Азербайджана.

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).

Есть версия и более раннего пребывания евреев в Азербайджане. Так, согласно мнению М.Велиева: «К племенам, издревле обитающим в Азербайджане, относятся и евреи называемые горскими. Евреи, иудеи, израильтяне, яхуды или джууры принадлежат к семитской расе. В Азербайджане они во время персидского владычества усвоили себе татский язык, на котором и ныне говорят». Историк VII века, родом из государства Кавказская Албания (северный Азербайджан), Моисей Каланкатуйский приводит сведения о проживании в VII веке в столице государства Кавказская Албания - городе Барде «христиан, иудеев, язычников». По свидетельству известного путешественника средневековья Биньямина из Туделы: «…в XII веке в Азербайджане насчитывалась 1000 синагог».

В одном из фрагментов знаменитой Каирской генизы указывается, что рабби Барух Израэль из азербайджанского города Марага в своих трудах опирался на рукопись Саадия Гаона, жившего в другом городе на территории современного Азербайджана – Урмия. В конце XII века из Багдада в Марагу переселился Самуэль Бен Яхья, который стал придворным ученым Ильдегезидов, правивших могущественным государством атабеков Азербайджана. О многочисленности еврейского населения в стране свидетельствует и широкий размах мессианского движения, которое возглавил Давид Алрои, пользовавшийся поддержкой в общинах Тебриза, Мараги, Салмаса, Урмии и Хоя. В ХШ – Х1У веках Азербайджан становится центром государства Хулагидов. После разгрома в 1258 году Хулагу-ханом Багдадского халифата началась массовая миграция местных евреев на земли за Тигром, главным образом в современный Азербайджан, где уже имелись развитые и многолюдные еврейские общины. Сюда же устремились лучшие умы Востока и Запада – от Китая до Испании. В Тебризе, Мараге, Султание и Урмие, Салмасе и Хое евреи могли найти применение своим знаниям и способностям.

Азербайджан Куба. Синагога после частичной реконструкции. 1996 год.
Старинная сефардская синагога в Красной слободе


XIII - XVIII вв.

Во второй половине 13 в. Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные XIV в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В XVIII в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе.

В XVIII веке северный Азербайджан включается в состав Российской Империи. В середине XVIII века, в результате ослабления Персидской державы последовавшей за смертью Надир-шаха (1736-1747) на территории Азербайджана возникли небольшие феодальные государства. Наиболее крупным из них стало Кубинское ханство. Его основатель Гусейн Али хан в целях укрепления экономической независимости своего ханства и развития здесь ремесла и торговли стал приглашать сюда купцов, ремесленников и знатоков горного дела. Среди переселенцев оказалось немало евреев, которые вместе с жителями разрушенного в результате набега Надир-шаха Кулгата заложили новый поселок – Еврейская (Красная) слобода . Особенно быстро она стала развиваться при Фатали-хане, который вел завоевательные войны, в результате чего северо-запад Азербайджана и юг Дагестана были присоединены к Кубинскому ханству вместе с проживавшими на этих землях горскими евреями. Во вновь созданное поселение потянулись евреи из окрестных сёл, и даже Баку. Селились отдельными кварталами, каждый из которых отражал происхождение его обитателей.

Завоевание Азербайджана Россией

Вхождение Южного Кавказа в состав Российской империи позволило горским евреям усилить контакты с остальным еврейским миром. Кроме того, прекратились междоусобные войны местных правителей и набеги иранских войск. В результате численность населения Красной (Еврейской) слободы показала тенденцию к постоянному росту. Так, в 1856 году в ней проживало 3000 человек, в 1873 году – 5120, в 1886 году- 6280, а в 1916 году – 8400.В 1926 году число жителей Красной слободы уменьшилось до 6000 человек. Немалое количество горских евреев проживало также в селениях близ Шемахи – в Басхале и Мюджи, где они занимались производством шелковых тканей. Кроме того, ими же создавались различные по величине и виду ткацкие станки.

В Баку, в ХIХ веке основной контингент горских евреев составляли выходцы из иранской провинции Гилян. Они занимались разъездной торговлей по деревням. В сельской местности основным занятием горских евреев было ремесло, земледелие, садоводство, табаководство и выделка кож. Интересным является тот факт, что, несмотря на давление со стороны христианских купцов, евреям Баку, как и всего Азербайджана, разрешалась торговля по воскресным дням. В конце Х1Х века в пригороде Баку поселке Сабунчи была открыта первая синагога, а в начале ХХ века в центре города в Торговом переулке строится здание нового молитвенного дома. С 1905 года главным раввином здесь был Эфраим Рабинович. Кроме того, в указанный период была открыта еврейская сефардская гимназия, где обучались юноши и девушки горские и грузинские евреи. Для изучения религии и традиций была открыта иешива. Важным очагом культуры был клуб имени Ильяева. Но так было только в Баку. В Кубе основным занятием горских евреев оставалась торговля коврами. Земледелие в окрестностях Кубы было развито слабо из-за плохой некультивируемой почвы. Определенная часть горских евреев занималась мелкобиржевым ремеслом и так называемым «шабойством», т.е. натуральным обменом товаров на выделанную кожу. В прежние времена евреи Кубы пользовались правом выбора и из их состава избирались 3-4 человека в члены местного совета. Жили горские евреи совершенно обособленно и ретиво сохраняли свои семейно-патриархальные нравы. За исключением нескольких домов богатых и состоятельных кубинских евреев, расположенных на довольно широкой главной улице, всё остальное еврейское население проживало в тесных саклях, неправильно раскинувшихся по всему пространству «слободки». По своей величине и архитектуре отличались некоторые синагоги, увенчанные посредине крыши башенками. Всего в Кубе насчитывалось 12 синагог.

Другим крупным центром проживания горских евреев являлся Огуз. В нем, в основном, осели выходцы из провинции Гилянь. Его население пополнялось за счет беженцев из соседних аулов Залем и Куткашен, что было связано с феодальными распрями и иранскими набегами. В начале еврейское поселение стояло особняком и воспринималось, как отдельная слобода. Однако со временем она слилась с основной частью поселка, превратившись в отдельный квартал. В ХIХ веке евреи составляли до трети всего населения Огуза. В 1885 году их насчитывалось 2282 человека.


Суб-этнический состав

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Грузинские евреи

На открытии новой ашкеназской и грузинской синагоги
Открытие новой сефардской синагоги в Баку

Грузинские евреи посещали Азербайджан и до своего переселения в эту республику. Однако наиболее вероятным временем их появления здесь можно считать рубеж ХУШ-Х1Х веков, а местами исхода - Ахалцих, Они, Кулаши и Кутаиси. После отмены в 1864 году крепостного права в Грузии миграция грузинских евреев в Азербайджан усилилась. Среди приезжих в основном были: портные, шапочники, сапожники, винокуры, резчики, мыловары, кожевники. Кроме того, имелись казенные подрядчики, учителя и мелкие торговцы. Грузинские евреи стремились осесть именно в Баку. В основном, они селились в центре города от «Молоканки до Кемюрчю мейданы и от Сабунчики до Бешмертебе». С 1860 – 1870 годов известны семьи, переселившиеся сюда из Гори, Батуми, Ахалкалаки и Тбилиси. Кстати многие из них до сих пор помнят, откуда родом их предки. Точное число грузинских евреев оказавшихся в те годы в Азербайджане, указать очень сложно, поскольку, во всех переписях население определялось только по вероисповеданию. Следовательно, в графу «иудеи» включали всех: европейских (ашкенази) горских и грузинских евреев. Основным занятием грузинских евреев была торговля. В начале ХХ века некоторые из них были пайщиками крупных российско-кавказских торговых домов, бирж, коммерческих банков, акционерных обществ. Свыше десятка из них удостоились звания купцов 2-й и 3-ей гильдии, двое вошли в 1-ую гильдию, а один из них Пинхас Тетруашвили в 1916 году «за бескорыстную помощь в пользу раненых» был награжден орденом «Станислава» 3-ей степени. В старой части города «Ичнри шехер» у грузинских евреев были керосинные лавки, где помимо прочего продавались свечи, мыло, мазут, ветошь и известь. Были лавки по приему утильсырья, обувные и кожгалантерейные мастерские, многие занимались торговлей вразнос. Брали в аренду красильные мастерские, винокуренные предприятия, шелкоткацкие и хлопкоочистительные фабрики. Многие имели мельницы и пекарни. Занимались благотворительностью, свято исполняя одну из основных заповедей иудаизма. Так, в Баку существовал приют для бедных, построенный меценатом Элашикошвили. Поскольку евреи Грузии вплоть до 1864 года были в крепостной зависимости, большинство из них не имело возможность получить высшее или даже среднее образование. Поэтому до 1920 года в Баку существовало «Общество для распространения просвещения между грузинскими евреями», которым руководил известный в те времена журналист И.Глахенгауз. И если для горских евреев создавалась отдельная школа до третьего года обучения, то для грузинских она была общей с европейскими евреями – ашкенази. После советизации Азербайджана, несмотря на всевозможные запреты и ограничения, грузинские евреи продолжали соблюдать обряд брит-мила, тайком на частных квартирах выпекали мацу и обучали мальчиков основам иудаизма. Сообща праздновали субботу. В годы советской власти многие грузинские евреи стали врачами, учителями, учеными, спортсменами и музыкантами. Широкой известностью пользовались народный артист Азербайджанской ССР Михаил Лезгишвили, народный художник Азербайджана Бенни Цамалашвили, в научном мире – вице-президент Академии наук республики, кандидат технических наук Д.Элигулашвили, доктор геолого-минералогических наук А.Мошашвили, доктор физико-математических наук А.Чарухчев. Спортивную честь Азербайджана долгие годы защищали боксер Б.Цхвирашвили, борец М.Палагашвили, мастер спорта, возглавлявший Кировабадское (Гянджа) общество «Динамо», старший тренер И.Абрамашвили, футболисты братья Семен, Эдуард и Иосиф Давидашвили, мастер спорта по легкой атлетике Л.Кокиелов. Ш.Горелашвили играл за юниорскую сборную «Нефтчи» на многих чемпионатах СССР по футболу. Длительный период главным инженером стекольного завода в Баку был Ш.Ханукашвили. Среди врачей особой известностью пользовались Н.Багдадлишвили, И.Давидашвили и О.Карелашвили. Значительный вклад в сохранение еврейского культурного и национального наследия вносит известный предприниматель, член Попечительского совета Российской Еврейской Энциклопедии А.Дадиани. В настоящее время в Баку осталось около 35 семей грузинских евреев. Тем не менее, община грузинских евреев продолжает существовать, сохраняя дух и традиции еврейского народа. Большая заслуга в этом принадлежит президенту Международного фонда «СТМЭГИ» Г.Захарьяеву.

Ашкеназы

Первые евреи-ашкенази появились в Азербайджане в 1810 году. В 1806 году Бакинское ханство было завоевано русскими войсками. С этого момента сюда потянулись выходцы из разных губерний Российской империи. В 1832 году в Баку появилась первая ашкеназская синагога. В тот период община насчитывала всего 26 человек. В 1927 году в Баку появились курдские евреи. В 1870 году была открыта синагога ремесленников. В том же году количество евреев достигла 50 человек, а в 1891 году их число увеличилось до 390 человек. Рост еврейского населения был в основном связан с развитием нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В 1897 году в Баку проживал 2341 еврей. Многие из них нашли свое призвание в нефтяном бизнесе. Пионерами промышленной нефтедобычи стали Г.Поляк («Поляк и сыновья»), А.Дембо и Х.Каган («Дембо и Каган»), М.Шумахер («М.Шумахер»), Г.Поляк («Г.Поляк и семья» Л. Ицкович («Л.Ицкович»), Г.Гинцбург, А.Фейгель и другие. Л.Ицкович был одним из тех, кто в свое время внес пожертвование на строительство Еврейского университета в Иерусалиме. Видную роль в развитии нефтяного хозяйства сыграло «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» Ротшильдов. Его управляющими были: инженер-механик К.Бардский и инженер-механик А.Гухман, управляющим промыслами являлся инженер-технолог Д.Ландау, управляющий мастерскими, инженер-механик М.Фин, заведующий электрическим отделением инженер-технолог И.Пилькевич. На главном керосино-масляном заводе Ротшильдов трудились: управляющий С.Гинис, помощник управляющего М.Галлай, технический директор И.Парижер. Отделениями завода руководили Л.Ицкович, Х.Каган, Л.Лейтес, А.Фиш, Н.Готлиб. В состав правления ротшильдовского общества «Мазут» входили М.Ефруси, директор распорядитель М.Поляк, а также Э.Дейтч, Ю.Арон, С.Поляк. В 1901 году в администрации нефтяных компаний и акционерных обществ работали 64 еврея.

В 1913 году 14 еврейских компаний производили 44% всего керосина Российской империи. В том же году численность еврейского населения Баку, согласно статистическим данным, достигла 9690 человек, что составляло 4,5% всех жителей города. В основном это были евреи ашкенази. Об успешной адаптации еврейского населения на земле Азербайджана свидетельствуют следующие факты. Так, из 283 зарегистрированных юристов и адвокатов евреями были 75 человек, а из 185 практикующих врачей – 69 человек. Тем не менее, антисемитская политика царского правительства «доставала» евреев и за тысячи километров от Санкт-Петербурга. Так, в 1888 году во время проведения ярмарки, несмотря на протесты местной интеллигенции, евреи по распоряжению властей были выселены из Баку. В 1898 году в связи с ритуальным наветом пострадало 20 еврейских домов. Однако, несмотря на «старание» властей, привить «вирус» антисемитизма азербайджанскому народу так и не удалось.

В связи с увеличением численности еврейского населения стали появляться различные учебные заведения, религиозные школы, благотворительные организации и просветительные учреждения. В 1896 году была открыта иешива, которую в 1913-1920 годах возглавлял знаменитый Ф.Шапиро – автор и составитель первого иврит-русского словаря. В 1898 году стала работать мужская, а с 1901 года женская субботние школы для взрослых. В 1910 году была построена центральная хоральная синагога, на которую часть средств пожертвовали такие видные нефтепромышленники, как З.Тагиев и М.Нагиев. В том же году открылась школа для грузинских евреев, еврейская библиотека, литературно-музыкальный кружок, отделение общества просвещения евреев и общество любителей еврейского языка. До 1920 года в Баку существовала еврейская гимназия. В 1890 году был открыт еврейский детский сад. В конце 1900 г группа энтузиастов организовала литературно-драматический кружок имени Шолом-Алейхема. Огромный вклад в развитие и сохранение еврейского образа жизни и национального самосознания внес раввин Л.Бергер, который возглавлял общину с 1900 по 1920 годы. Благодаря деятельности просветительных и благотворительных организаций уровень грамотности среди еврейского населения составлял: 83%!

С конца Х1Х века Баку стал одним из центров еврейского национального движения. Так, в 1891 году здесь появляется отделение «Ховевей Цион». В 1899 году Э.Каплан создал первую сионистскую организацию. В 1902 году четыре представителя азербайджанского еврейства участвовали в работе второй Всероссийской сионистской конференции в Минске. На состоявшемся в 1903 году в Базеле шестом Всемирном сионистском конгрессе присутствовал представитель бакинских сионистов Э.Эйзенбет. В 1905 году появилась первая ячейка партии «Поалей Цион», в которую вошли представители ремесленников, кустарей, рабочих, часть интеллигенции и мелкой буржуазии. Кроме того, молодежь была объединена в организации «Молодая Иудея». Ее возглавлял А.Вайншель. Немало евреев оказалось и среди большевиков. Так, в числе 26 Бакинских комиссаров их было шесть: Я.Зевин, М.Басин, И.Мишне, Р.Каганов и два брата Богдановы. Из Баку был родом и комиссар 25 чапаевской дивизии Б.Таль.

Провозглашенная 28 мая 1918 года Азербайджанская Демократическая республика явила собой пример подлинного народовластия. «Декларация независимости» вновь созданного государства впервые в истории мусульманского Востока предоставила равные права всем населяющим ее народам. Во всех правительствах и парламенте молодой республики были 1-2 представителя от еврейского населения. В суде евреям было предоставлено право, произносить клятву на иврите. Видным деятелем АДР являлся известный детский врач, профессор Е.Гиндес, который вплоть до установления в Азербайджане советской власти был бессменным министром здравоохранения. Министром по делам религий работал Р.Каплан. Пост управляющего Госбанка в ранге заместителя министра финансов занимал М.Абесгауз. Среди сотрудников различных министерств были: И.Рабинович, Л.Корец, Ю.Гинзбург, В.Церенбаум, В.Гадасевич, А.Левитан, Б.Спектор, М.Лорощинский. Членами Судебной Палаты ( по уровню, как Верховный Суд) являлись Л.Бафрам и Л.Перчихин. Адвокатами Бакинского окружного суда работали в тот период Ю.Балатовский, В.Пипик, Я.Кадашевский, А.Любарский, М.Шор, М.Мильман. В парламенте АДР еврейскую общину представлял сионистский активист А.Бушман. Еврейский национальный совет, объединявший большинство партий и движений был признан официальным представителем еврейского национального меньшинства.

Об уровне свободы в государстве свидетельствует наличие в стране СМИ различных направлений. В 1917 году под редакцией известного журналиста И.Глахенхауза на языке идиш стал выходить еженедельник «Кавказер вохенблат». С 1917 по 1920 годы под редакцией Б.-З.Вайншеля на русском языке издавался «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина». В 1919-1920 годах осуществлялся выпуск газеты «Еврейская воля». В 1919 году на еврейско-татском языке стала выходить газета «Тобуши сабхи». Под редакцией М.Комаровского осуществлялось издание на иврите журнала «hа-Мевасер hа-Кавкази».

После установления в республике советской власти все печатные издания, не отражающие официальную точку зрения, были запрещены. В 1920 году в Баку продолжали существовать, как мужские - «Хасмонеи» и «Маккавеи», так и женские - «Суламита» и «Дебора» студенческие корпорации. В 1920-1930-х годах в столице республики еще функционировала школа на идиш. В 1921 году в Баку были созданы клубы Бецалель и имени Борохова, в которых работали библиотеки, драматические кружки и курсы политпросвета. Кроме того, свою деятельность продолжал созданный ещё до советской власти клуб имени Леккерта. В 1922 году в Баку прошел судебный процесс над 16 раввинами и «крупными еврейскими спекулянтами» - попечителями тайного хедера и талмуд-торы. В 1923 году была закрыта старая ашкеназская синагога.

Согласно материалам переписи населения проведенной в 1926 году в Азербайджанской ССР проживало 19 тысяч европейских (ашкенази), 7,5 тысяч горских и 427 грузинских евреев. Рост численности ашкеназской общины напрямую связан с миграцией в 1918-1922 годах в республику значительного числа беженцев из охваченных гражданской войной губерний бывшей Российской империи.

До 1928 года в Баку существовала нелегальная сионистская организация. С 1932 по 1936 годы давал спектакли на языке идиш Бакинский еврейский рабочий театр. После закрытия в 1934 году центральной хоральной синагоги в ее здании стал работать Азербайджанский государственный еврейский театр (дирижер Я.Фридман, художественный руководитель В.Цейтлин), который просуществовал до 1939 года. К концу 30-х годов ХХ века еврейская культурная и общественная жизнь в Азербайджане практически прекратилась. В религиозной сфере дела обстояли не лучше. В 1939 году были закрыты синагога крымчаков и кинасса, располагавшиеся в одном здании. В 1937-1938 годах власти выслали из Баку курдских евреев, имевших иранское подданство (около 400 семей), оставшихся депортировали в 1951 году в Казахстан.

После Великой Отечественной войны власти Советского Союза несколько ослабили борьбу с религией. В 1945 году по улице Димитрова 39 (ныне Ш.Бадалбейли) начала функционировать синагога горских евреев. В 1946 году в здании на улице Первомайская (ныне Д.Алиевой) 171 открылась синагога ашкеназских и грузинскиз евреев.

В 1959 году Всесоюзная перепись населения показала, что в Азербайджанской ССР численность еврейского населения достигла 40204 человек, из них в городах проживало 38917 человек. Столь значительный рост был связан с Великой Отечественной войной, когда многие жители временно оккупированных нацистами областей были эвакуированы вглубь Советского Союза. В 1969 году евреев в Азербайджанской ССР было уже 41288 человек.

В 1972 году при синагоге ашкеназских евреев начинает работать мацепекарня. До этого маца выпекалась в одном из цехов государственного хлебзавода.

Еврейское возрождение началось со второй половины 60-х годов ХХ века. Главным импульсом в росте национального самосознания явился канун шестидневной войны 1967 года и внезапная блестящая победа Армии Обороны Израиля над вооруженными силами арабских стран. Именно в эти драматические дни полуассимилированные евреи Азербайджана, которые достаточно комфортно чувствовали себя в этой советской республике, вдруг осознали, что все они являются неотъемлемой частью единого еврейского народа. Под влиянием указанных событий в Баку зародилось движение за репатриацию в Государство Израиль. Молодежь стала живо интересоваться историей и традициями своего народа. Среди тех, кто стоял у истоков еврейского возрождения были М.Беккер, А.Векслер, Я.Закон, И.Вайнбранд. Я.Водовозов, Я.Сприкут, Л.Штерн, В.Лапин, Г.Шахнович, М.Лакирович, М.Фарбер, И.Штейнберг и др.

В конце 60-х начале 70-х годов ХХ века в СССР появилась большая группа так называемых «отказников», т.е. тех, кому не было дано разрешение на репатриацию в Государство Израиль. В Баку первым из них был С.Кушнир. В это же время создаются подпольные кружки по изучению иврита, распространяется самиздатовская и иная литература.

Тем не менее, большинство евреев продолжало оставаться лояльными гражданами страны, внося свой вклад в развитие науки, культуры, просвещения и здравоохранения. Во многом благодаря евреям в Баку в результате взаимодействия интеллектуальных элит различных населяющих Азербайджан народов, возникла так называемая нация «бакинец».

Их роль трудно переоценить. Достаточно просто перечислить тех, кто составил «золотой фонд» науки и культуры Азербайджана. Среди музыкантов особое место занимали И.Розин, У.Гольдштейн, С.Кронгольд, А.Лившиц, Д.Беркович, Б.Давидович, Е.Барштак, И.Абезгауз, Г.Бурштейн, А.Шварц, М.Бреннер, С.Британицкий, Д.Ситковецкий, А.Нейман. В создании фортепьянной школы в Азербайджане, значительную роль сыграли М.Пресман, И.Айсберг, Э.Финкельштейн, Е.Терноградский, И.Плям. На кафедре вокала Бакинской государственной консерватории долгое время трудился У.Маршад. Большой популярностью среди бакинцев пользовался певец С.Халфен. Дирижер Г.Рисман долгие годы работал в театре оперы и балета им. М.Ф.Ахундова. Известными композиторами стали Э.Гендлер, З.Стельник, Б.Зейдман, М.Вайнштейн, М.Криштул, Д.Черномордиков, А.Кабаков и Л.Вайнштейн. В Баку родился джазовый импровизатор и композитор Л.Пташка. В этом городе появилась на свет и получила путевку в жизнь знаменитая балерина Б.Карпилова (Розенблат). Серьезный вклад в исследование музыки внесли уроженцы Баку В.Конен и Н.Фишман. Выдающимся дирижером советской эпохи, был народный артист СССР А.Кац. Долгие годы в Азербайджане трудился известный композитор автор оперы «Шахсенем» Р.Глиэр.

В развитии нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также нефтяного машиностроения значительный вклад внесли С.Гробштейн, М.Рубинер, М.Гейман, И.Гликман, А.Задов, А.Барюдин и В.Зейде, который одно время был заместителем министра. Долгие годы заместителем председателя Госплана Азербайджанской ССР работал В.Кауфман. И.Криман много лет являлся главным инженером Каспийского морского пароходства. Уроженцем Баку был также видный государственный деятель СССР, нарком боеприпасов и один из руководителей атомного проекта, трижды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник Б.Ванников. Одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны стал бывший бакинец Г.Эйдинов, который после освобождения Минска от немецких оккупантов в 1944 году занял пост Председателя Госплана БССР.

Не менее важную роль сыграли евреи и в развитии театрального искусства Азербайджана. Так, многие годы директором Азербайджанского государственного театра русской драмы (ныне Государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна) являлся Я.Фридман. Художественным руководителем в тот период был А.Грипич, литературной частью заведовал И..Штемлер, а музыкальной Я.Муллер. Широкой популярностью у зрителей пользовались актеры Ю.Чарский, М.Кауфман, К.Ирмич, Г.Беленькая, В.Нордштейн, И.Иоселевич, Л.Грубер, Л.Вигдоров, В.Фалькович, И.Перлова, Р.Гинзбург, Д.Тумаркина, М.Розовский и т.д. Родом из Баку были актриса и кинорежиссер М.Барская-Чардынина и актер театра и кино Э.Виторган. Одним из лучших кинооператоров СССР, стал А.Гальперин. Среди режиссеров, драматургов, писателей, поэтов и телеведущих родившихся на земле Азербайджана и добившихся известности были: Л.Зорин (Зальцман), Ю.Гусман, З.Ситчин, Е.Войскунский, Г.Гурвич, В.Вульф, И.Оратовский, А.Плавник, И.Каменкович, Л.Вайсинберг, Л.Полонский, Э.Тополь (Топельберг), И.Щеголев (Шагал бывший депутат кнессета), П.Амнуэль и др. В Баку жил известный скульптор П.Сабсай.

Долгие годы директором Азербайджанского телеграфного агентства (ныне Азертадж) работал Е.Гурвич. Известными журналистами стали Н.Барский, Л.Гольдштейн, С.Перец, Г.Письман, С.Халдей, С.Корш, М.Пейзель, Н.Яровая, Д.Корш (Кон, телеведущий на 9 канале израильского телевидения), А.Бреннер (радиостанция РЭКА), Р.Миркин и др. В Баку родился зам.Генерального директора ИТАР-ТАСС М.Гусман.

Среди тех, кто возглавлял строительные тресты Азербайджана можно назвать Б.Лейтмана, Ф.Гольцмана, Н.Беккера, И.Сквирского, В. Парижера и др.

Евреи сыграли особую роль в становлении и развитии шахматной школы Азербайджана. Одним из основоположников шахматной композиции в республике считается А.Гурвич. Мастерами спорта по шахматам и гроссмейстерами были: Л.Гульдин, Л.Листенгартен, А.Маргулев, О.Приваротский, Е.Глаз, Р.Карсунский, М.Шур, В.Смоленская, Э.Сутовский, Т.Горбулева, Т.Затуловская, Т.Альшванг, В.Смоленская, чемпион мира Г.Каспаров (Вайнштейн).

И, конечно, без евреев не обошлась медицинская наука республики. Так, из десяти профессоров-медиков основавших в 1919 году медицинский факультет Бакинского государственного университета, восемь были евреями. Среди них профессора А.Левин, который возглавил кафедру терапии и Б.Финкельштейн. Эпидемиолог Н.Гилилов заложил научные основы борьбы с малярией. В 30-е годы ХХ века зав.кафедрой терапии вновь созданного медицинского института был профессор В.Терноградский. В области терапии широкую известность приобрели профессора П.Штейн и Р.Межебовский. Долгое время директором института профзаболеваний был терапевт П.Кауфман. Главврачом центральной городской больницы Баку им. Семашко работал инфекционист М.Лейбзон. Кафедру инфекционных болезней Института усовершенствования врачей возглавлял профессор Ш.Халфен. 27 лет во главе Бакинского лепрозория стоял профессор К.Крынский Из окулистов наиболее известными были профессора А.Варшавский и Л.Слуцкий. Большой популярностью у жителей Баку пользовались врачи педиатры С.Штерн, Т.Листенгартен, А.Кугель, В.Рогов, аллерголог П.Кац. В годы Великой Отечественной войны начальником эвакогоспиталей Азербайджана был полковник медицинской службы Р.Гуревич. Среди кардиологов широкой известностью пользовались профессор С.Гусман, Е.Гельгафт, В.Соскин, Ю.Гуревич и др. Доктор В.Кнапенгоф внес большой вклад в изучение проблем акклиматизации человека в условиях жаркого климата. Основателем института онкологии являлся профессор И.Гинзбург, а одним из самых знаменитых врачей в этой области был доктор Д.Розин. Из эндокринологов можно отметить Т.Жеребчевскую, М.Выходец, Э.Тараканову.

В Баку жили Герои Советского Союза М.Шахнович, С.Левин и знаменитый разведчик Л.Маневич (Этьен)

В Азербайджане, как нефтяной республике, всегда придавалось особое значение геологическим изысканиям. Руководителем азербайджанского филиала Академии Наук СССР (АзФАН) одно время был геолог Ф.Левинсон-Лессинг. Здесь всегда с особой теплотой вспоминают деятельность таких видных ученых – геологов, как Н.Шапировский, Л.Эппельбаум, А.Гагельганц, С.Аксельрод, В.Листенгартен. Среди известных ученых, так или иначе связанных с Азербайджаном следует назвать: одного из величайших физиков ХХ века, лауреата Нобелевской премии, Героя Социалистического Труда, академика АН СССР Л.Ландау, физика-теоретика, члена-корреспондента АН СССР, Е.Фейнберга, геолога, академика АН СССР В.Хаина, химика органика, академика АН УзССР И.Цукерваника, нефтехимика, академика АН АзССР М.Далина, математика В.Рохлина, металлурга Б.Рабиновича, теплофизика А.Гухмана, экономиста В.Клупта, литературоведа Д.Мотольскую, историков А.Гальперина, З.Ямпольского, А.Некрича, А.Письмана, а также философа М.Блэка.

Согласно Всесоюзной переписи населения 1979 года в Азербайджанской ССР проживало 35,5 тысяч евреев. После 1980 года выезд евреев из СССР был запрещен. Начатая горбачевская перестройка многое изменила в жизни народов Советского Союза. В 1987 году в Баку открываются первые в СССР легальные курсы иврита. Создается молодежная секция «Бейтар». В 1989 году начал работать клуб еврейской культуры «Алеф» (руководитель М.Мишне). В Сумгаите открывается клуб «22» (руководитель В.Штофенмахер). Г.Цудик создает музыкальный ансамбль «Матонэ». П.Калика организует выпуск информационного бюллетеня «Шалом-Шолем-Шолуми» и создает организацию имени Я.Корчака. В 1990 году по инициативе известного юриста, председателя правления Бакинской религиозной общины ашкеназских евреев М.Хайкина начинает свою деятельность общество дружбы «Азербайджан-Израиль», членами которого становятся видные ученые и общественные деятели Азербайджана. В том же году в Баку открывается представительство «Сохнута». В 1992 году по инициативе председателя правления Бакинской религиозной общины ашкеназских евреев Л.Гинзбурга была создана Еврейская женская организация Азербайджана (руководитель И.Клейнер). В 1995 году ее возглавила Л.Рейхрудель. В настоящее время организация известна, как «Гуманитарная ассоциация еврейских женщин Азербайджана» (ГАЕЖА). В 1992 году при воскресной школе «Алеф» по инициативе М.Беккера и поддержке «Сохнута» был создан детский хор «Атиква» под руководством М.Шапиро. Очень скоро он превратился в высокопрофессиональный коллектив, который радовал своим искусством многие города и страны. В том же году был создан Комитет ветеранов Великой Отечественной войны (руководитель Н.Глинер) и стала выходить газета «АзИз». В 1993 году в Баку открывается посольство Государства Израиль. В 1994 году свои верительные грамоты президенту Азербайджана Гейдару Алиеву вручил Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль Э.Йотват. Огромным уважением у руководства Азербайджанской республики и широких кругов общественности города Баку пользовался Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль в Азербайджане Аркадий Мил-Ман.

В 1994 году раввин организации ВААД ха ЦОЛА Ш.Вольфман по инициативе председателя правления Бакинской религиозной общины ашкеназских евреев Б.Вайнгольца создает иешиву. В том же году на кафедре востоковедения Бакинского Государственного университета открывается отделение иврита. В 1996 году при посольстве Государства Израиль начинает функционировать Израильский культурно- информационный центр. В феврале 1999 года по инициативе председателя правления Бакинской религиозной общины ашкеназских евреев М.Беккера и при поддержке ГАЕЖА в помещении Музея искусств им. Р.Мустафаева прошла двухдневная тематическая выставка «Евреи Азербайджана», которая была тепло встречена общественностью столицы Азербайджана. В июне того же года при активном участии «Джойнта» создается благотворительная организация «Хесед Гершон» (директор Ш.Давидов). В 2000 году «Джойнт» открывает Еврейский культурный Центр JCC (директор В.Кац). В тот же период начинают выходить газеты «Ор шеляну», «Хесед Гершон», «Амишав» и «Башня». В июне 2000 года выходит в свет монография М.Беккера «Евреи Азербайджана: история и современность». Тогда же в Музее истории Азербайджана прошла тематическая выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане» (организаторы: М.Беккер, Л.Рейхрудель, И.Гусин).

В 1989 году согласно последней Всесоюзной переписи населения СССР в Азербайджане проживало 30,8 тысяч евреев. С этого периода наблюдается рост репатриации еврейских граждан республики в Государство Израиль, что было связано с начинающимся конфликтом в Нагорном Карабахе, падением производства и неустойчивой общественно-политической обстановкой. Алия из Азербайджана составила: в 1989 году – 466 человек, в 1990 году 7905 человек, в 1991 году 5676 человек, в 1992 году 2777 человек, в 1993 году 3500 человек, в 1994 году 2270 человек и за первое полугодие 2003 года – 177 человек. В результате массового исхода, который в основном коснулся ашкеназских евреев, в республике стали преобладать горские евреи.

В настоящее время община ашкеназских евреев насчитывает около 1000 человек.


Экономическая и политическая активность евреев.

XIX век.

Главным еврейским центром был городКуба́ , где в 1835 г. жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 г. в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 г. в селе Варташен (с 1990 г. — Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 г. здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было пятеро евреев, которых называли рабби.

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х гг. резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк — основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган — создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897 г., жил 14791 еврей, в том числе в Кубе́ — 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе́ в 1908 г. была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

ХХ век.

С конца XIX века Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 г. здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 г. — первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 г. присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20 гг. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

В 1917 г. в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 гг. — еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 гг. — двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 г. некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920 г.) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 г. в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке — орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии (По‘алей Цион) и ее молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было шесть евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 г. до 1912 г. — меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918). В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них — министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу́. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927 г., в нем было занято лишь 250 еврейских семей.

После присоединения Азербайджана к СССР

После установления в Азербайджане 28 апреля 1920 года советской власти, еврейская культурная и религиозная жизнь стала медленно угасать, хотя в 20-30 годах ХХ века на ул. Гоголя в Баку продолжал функционировать клуб горских евреев им. Ильяева и туземно-горский еврейский театр. Вся работа здесь велась на еврейско-татском языке. В 1920-х гг. была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите, хотя продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро. Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938 г., когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 г. существовали татские классы). В 1934–38 гг. в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и воз­глав­ляв­шийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е гг. как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 гг. в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 г. был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин.

До конца 30-х годов ХХ века в Азербайджане еще существовали школы на еврейских языках. В Красной слободе их было две на еврейско-татском диалекте фарсидского языка. В Баку последние классы на этом языке просуществовали до 1948 года в школе № 23. В 1934-1938 годах на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист», а также работал отдел при Азербайджанском государственном издательстве, где издавались книги для горских евреев. Постепенно стали закрываться синагоги. Было запрещено изучение языка иврит. Многие религиозные деятели подверглись репрессиям. Однако полностью подавить еврейское самосознание оказалось не под силу даже советской власти. Обряд брит-мила проводился повсеместно. Молитвы совершались на частных квартирах. Изучение Торы проводилось подпольно.

По переписи 1926 г., в Азербайджанской ССР было девятнадцать тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959 г., в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 — идиш. По данным 1970 г., в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979 г., в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 г. — 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е гг. евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время Великой Отечественной войны 1941–45 гг. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

Послевоенное время

К началу 1940-х гг. в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе́, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев; сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х гг. беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 г. из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депорти­рованы все курдские евреи.

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х гг. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (родился в 1927 г., с 1978 г. в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х гг. В Баку в 1987 г. открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель — Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 г. в Израиле). В 1989 г. в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 г. было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан — Израиль», которое с 1992 г. начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов Второй мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике еще с 1970-х гг.


Азербайджанская Республика

18 октября 1991 года, Азербайджанская ССР обрела государственную независимость и провозглашена Азербайджанской Республикой. В независимой Азербайджанской республике евреи получили равные права со всеми народами страны. В местах проживания еврейского населения реставрируются и строятся новые синагоги, открываются школы, возрождается культурная жизнь. В апреле 2001 года в Академии наук Азербайджана прошел международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 2005 году по результатам парламентских выборов депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской республики был избран Евда Абрамов. В 2010 году он был переизбран вновь. В марте 2011 года в результате реконструкции улиц Физули и Шамси Бадалбейли синагога горских евреев города Баку перешла во вновь отстроенное за счет государства двухэтажное здание по улице Топчибашева угол Физули.

В настоящее время в Азербайджане насчитывается до 8000 горских евреев, из которых 3000 проживает в Красной слободе.

Очень точную характеристику горским евреям дал в свое время корреспондент русско-еврейского еженедельника «Восход» И.Эйзенбет, который особо подчеркнул:

«в этих оригинальных представителях еврейства, сохранивших через тысячелетия в наибольшей чистоте расовые особенности, немало потенциальной энергии, которая могла бы дать блестящие плоды. В них жителях юга, вскормленных на лоне природы, не успела еще раболепно согнуться спина, как у воспитанников нашего «гетто». В их мужественных лицах искрится самолюбие, готовность постоять за себя в случае нужды. Умственные их способности развиваются быстро, практическая сметка велика».

В 1990-е гг. функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе́ и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 г. там открылась иешива. В 1997 г. в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х гг. в предместье Кубы́ Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 г. в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994 г., иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

В начале 2000-х гг. помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 г. в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 г. в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 г. в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 г. в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 г. создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 г. материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 г. был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936 г.), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 г. был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 азербайджанских военнослужащих — четыре еврея.

На территории современного Азербайджана функционируют три еврейские общины:

1 — Община горских евреев, проживающих в основном в Губе (поселок Красная Слобода) и Баку;

2 — Община евреев-ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в Баку и Сумгаите;

3 — Община грузинских евреев, сосредоточенных в основном на приграничных с Грузией районах Азербайджана.


Численность евреев

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их миграции в Израиль и западные страны. Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 25,3 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), причина этого в том, что в советское время горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.[1]


Знаменитые евреи Азербайджана

Моше Беккер - историк

Евреи активно вовлечены в общественную и политическую жизнь Азербайджана и вносят свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана. Так, в правительстве Азербайджанской Демократической Республики пост министра здравоохранения занимал врач Есей Гиндес. Выходцами из Азербайджана были такие известные деятели науки и культуры как Лев Ландау, Гавриил Илизаров, Белла Давидович, Юлий Гусман и многие другие. В 1990 году было создано общество дружбы «Азербайджан-Израиль», а также общество «Сохнут». Было открыто отделение иврита на факультете востоковедения Бакинского государственного университета. В последнее время отмечаются случаи возвращения эмигрировавших из страны евреев.[2]

Среди выдающихся раввинов горских евреев, следует отметить Беньямина Иосифа, Ицхака Бен рабби Гуршума, Гуршума Бен рабби Ицхака, Нуваха Авраама, Саегила Рувинова и т.д. В годы советской власти многие горские евреи окончили вузы и стали врачами, учителями, военными, артистами, писателями, музыкантами и учеными. В Баку жил известный писатель З.Абрамов, управляющим строительного треста «Азхимстроймонтажремонт» долгие годы являлся А.Б. Агаронов, серьезный вклад в экономическую науку внес М.Абрамов. Всемирную известность приобрел врач - травматолог Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Г.Илизаров. Руководителем танцевального ансамбля «Лезгинка» долгие годы был хореограф Т.Израилов. Огромную работу по сохранению духовного наследия горских евреев проделал ученый-нефтяник, публицист и общественный деятель, профессор М.Агарунов, который написал ряд трудов по истории горских евреев. Он же стал составителем татско-русского словаря и библиографического указателя «Горские евреи». Крупным ученым и общественным деятелем является доктор юридических наук, президент гильдии Российских адвокатов, зав.кафедрой адвокатуры Московского международного юридического института, депутат Государственной Думы Российской Федерации 1999 года от Союза правых сил, профессор Г.Мирзоев. Среди тех, кто отдал свою жизнь за свободу и территориальную целостность азербайджанского государства - Национальный Герой Азербайджана А.Агарунов.


Толерантность и антисемитизм

Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивалась с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране. Даже в периоды вспышек антисемитизма в мире и обострения антиизраильских настроений до Азербайджана доходили лишь отголоски тех страшных событий, которые творились в мире. Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни республики. Сегодня в Баку сохранились мемориальные доски на зданиях, где жили видные представители еврейской национальности, такие как лауреат Нобелевской премии физик-теоретик Лев Ландау, заслуженный врач республики Соломон Гусман, герой Карабахской войны Альберт Агарунов и многие другие.[3] Абрамов, Евда Сасунович является представителем еврейской общины в парламенте Азербайджана.

В ряде азербайджанских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 г. стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на азербайджанский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.


Отношения с Израилем

Будучи мусульманским государством, Азербайджан, тем не менее, поддерживает довольно тесные экономические и культурные связи с Государством Израиль. Так, начиная с 1993 года, местная авиакомпания АЗАЛ осуществляет регулярные рейсы по маршруту Баку-Тель-Авив. Израиль является вторым крупнейшим экспортером азербайджанской нефти. В 1994 году израильская компания GTIB инвестировала значительные средства в оператора сотовой связи BAKCELL. В 2004 году был заключен контракт на приобретение Азербайджаном некоторых видов израильского вооружения. По данным Wikileaks в сентябре 2008 года Израиль и Азербайджан подписали соглашение на поставку компанией Soltam азербайджанской армии минометов и боеприпасов, Tadiran communications - средств связи, а Israel Military Indastris - широкого спектра ракет различного назначения и средств наведения. В 2009 году израильская компания Elbit Sistems открыла в Азербайджане свое представительство. В том же году по израильской лицензии Министерство оборонной промышленности республики начало производство БПЛА. В июне 2009 года в Баку состоялся бизнес – форум с участием президента Азербайджанской республики Ильгама Алиева и президента Государства Израиль Шимона Переса. 9 февраля 2010 года впервые в истории отношений двух стран состоялся визит в Азербайджан министра иностранных дел Государства Израиль А.Либермана.

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 г. — 466 человек, в 1990 г. — 7905 человек, в 1991 г. — 5676 человек, в 1992 г. — 2777 человек, в 1993 г. — 3500 человек, в 1994 г. — 2270 человек, в январе–июне 2003 г. — 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 г. в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х гг. большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х гг. составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около трех тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993 г. 11 мая 1994 г. временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 г. израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 г. составил 545 тыс. долларов, импорт — двенадцать тысяч; в 1994 г. экспорт и импорт значительно возросли.


Еврейские организации

Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана. В частности, в республике созданы и активно функционируют Центр Азербайджано-Израильской Дружбы, еврейские агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций — «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав».Так же в Азербайджане есть израильское посольство, ведутся переговоры по открытию азербайджанского посольства в Израиле.


Синагоги и школы

В столице Азербайджана, а также в городах Губа и Огуз, функционируют несколько синагог. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, является одной из крупнейших в Европе. В сентябре 2003 года в Баку была открыта первая еврейская школа. Первые официальные курсы иврита были открыты в Азербайджане в 1987 году. В Баку и Губе функционируют 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.[4]


Красная Слобода

Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В поселке имеются три синагоги и миква. В основном Красную Слободу населяют горские евреи. [5]


Фотогаллерея


Примечания

См. также

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация