Антонин Пий
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 38: | Строка 38: | ||
Перечисление в [[Талмуд]]е легендарное, а не историческое, и никакого внимания не уделяется деталям или хронологическим и психологическим трудностям. Традиционные религиозные дискуссии между [[Адриан]]ом и [[Йеhошуа бен Ханания]], между [[Рабби Акива|Акивой]] и Тинниусом Руфусом, между Шабуром I и Шмуэлем Ярхинаи, а также легендарный разговор между [[Александр Македонский|Александром Великим]] и первосвященником Шимоном, или между Птолемеем и священником Елеазаром может служить параллелью с различными легендами про Антонина. Еврейский фольклор любил олицетворять отношения [[иудаизм]]а с язычеством в облике разговоров между еврейскими мудрецами и языческими властителями. | Перечисление в [[Талмуд]]е легендарное, а не историческое, и никакого внимания не уделяется деталям или хронологическим и психологическим трудностям. Традиционные религиозные дискуссии между [[Адриан]]ом и [[Йеhошуа бен Ханания]], между [[Рабби Акива|Акивой]] и Тинниусом Руфусом, между Шабуром I и Шмуэлем Ярхинаи, а также легендарный разговор между [[Александр Македонский|Александром Великим]] и первосвященником Шимоном, или между Птолемеем и священником Елеазаром может служить параллелью с различными легендами про Антонина. Еврейский фольклор любил олицетворять отношения [[иудаизм]]а с язычеством в облике разговоров между еврейскими мудрецами и языческими властителями. | ||
- | Легенда про Антонина начинается с раннего детства. Мать [[раввин]]а подменила своего сына вскоре после его рождения Антонином - ребенком её близкой знакомой. Таким образом она и её ребенок сумели избежать офицеров Адриана, преследовавших женщину за то, что она сделала сыну обрезание. Как следствие, Антонин впитал с молоком матери любовь к евреям и иудаизму (Toсефта "Aвода Зара", 10б.). | + | Легенда про Антонина начинается с раннего детства. Мать [[раввин]]а подменила своего сына вскоре после его рождения Антонином - ребенком её близкой знакомой. Таким образом она и её ребенок сумели избежать офицеров Адриана, преследовавших женщину за то, что она сделала сыну обрезание. Как следствие, Антонин впитал с молоком матери любовь к евреям и иудаизму (Toсефта "Aвода Зара", 10б.). Раввин, сын этой приёмной матери, был другом и учителем Антонина и в дальнейшем побудил его принять иудаизм (Иер. Мег. I 72b; Bав. Х. VI 130, 131). |
=== Антонин и раввин === | === Антонин и раввин === | ||
Антонин, "царь", не принимал иудаизм в полном объеме, пока, с помощью своего друга-еврея, не изучил тщательно его фундаментальные принципы. | Антонин, "царь", не принимал иудаизм в полном объеме, пока, с помощью своего друга-еврея, не изучил тщательно его фундаментальные принципы. | ||
- | Так, он оспаривал еврейскую концепцию наказания после смерти, утверждая, что очень легко для души и тела снять с себя ответственность. Тело может сказать: "Это душа грешит, потому что как только она оставляет меня, я мертво, как камень". Душа в свою очередь может ответить, "порок в теле, поскольку как только я отделилась от него - парю, как птица в воздухе" (Сангедрин 91а и далее; более короткая форма Мек. Бешала, Шира II). Ответ раввина объясяет правильные отношения между телом и душой в притче о слепом и хромом.<ref>"Monatsschrift", 1873, с. 75 | + | Так, он оспаривал еврейскую концепцию наказания после смерти, утверждая, что очень легко для души и тела снять с себя ответственность. Тело может сказать: "Это душа грешит, потому что как только она оставляет меня, я мертво, как камень". Душа в свою очередь может ответить, "порок в теле, поскольку как только я отделилась от него - парю, как птица в воздухе" (Сангедрин 91а и далее; более короткая форма Мек. Бешала, Шира II). Ответ раввина объясяет правильные отношения между телом и душой в притче о слепом и хромом.<ref>"Monatsschrift", 1873, с. 75</ref> |
Раввин также объяснил Антонину концепцию воскресения, которое состоится совсем по-другому, чем обычно думают, что включало даже неповрежденное состояние погребальной одежды (Иер. Кил. IX. 32b, Иер. Кет. XII. 35а, где появляется имя Антонинус). Антонин задаёт вопросы раввину об устройстве Вселенной - например, какой смысл в заходе солнца на западе (Сангедрин 91b), а также вопросы, касающиеся ритуалов иудаизма. | Раввин также объяснил Антонину концепцию воскресения, которое состоится совсем по-другому, чем обычно думают, что включало даже неповрежденное состояние погребальной одежды (Иер. Кил. IX. 32b, Иер. Кет. XII. 35а, где появляется имя Антонинус). Антонин задаёт вопросы раввину об устройстве Вселенной - например, какой смысл в заходе солнца на западе (Сангедрин 91b), а также вопросы, касающиеся ритуалов иудаизма. | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
Но иногда Антонин наставлял раввина, например, утверждая, что еще не родившийся ребенок получает свой жизненный принцип в момент зачатия, зародыш психики и сопутствующее зло получены только при рождении (Сангедрин LC). | Но иногда Антонин наставлял раввина, например, утверждая, что еще не родившийся ребенок получает свой жизненный принцип в момент зачатия, зародыш психики и сопутствующее зло получены только при рождении (Сангедрин LC). | ||
- | + | ||
- | + | === Личные отношения Антонина и раввина === | |
+ | Легенда содержит многие детали о личных отношениях между ними. Были роскошных банкетах в честь друг друга приложением меню (Ген. Р. XI.4, Эстер Р. I.3). Император слушал советы своего друга по поводу любого военного предприятия, например, предполагаемой кампании против Александрии (это сказано независимо от абсурдности войны в тот период между Римом и Египтом). Говорят, что он предпринял эту экспедицию, опираясь на уверенность раввина, основанные на Иез. XXIX.15, что ему нечего бояться египтян (Meк., Бешала, Шира 6). | ||
- | + | Похоже, что по политическим обстоятельствам обмен мнениями между этими друзьями был опасен, хотя они решили, что никто третий не должен видеть, как Антонин навещает раввина, и что в каждом случае император должен собственноручно умертвить двух своих слуг, которые знали о встрече (Авода зара, 10а). | |
- | + | Друзья были также вынуждены прибегать к языку жестов. Так посланец императора принес раввину вопрос о том, что он должен делать, чтобы улучшить финансовое состояние государства. Раввин привел посланника в сад, и не говоря ни слова выдернул некоторые крупные редиски и заменил их молодыми. Император понял намек и отстранил от должности руководителей своей финансовой администрации (Ген. Р. LXVII). | |
- | + | ||
- | + | У Антонина было два желания: дать [[Тверия|Тверии]] статус римской колонии, вероятно, потому что это был еврейский город, и обеспечить преемственность его сына на троне. Он мог получить одно из двух от Сената и обратился к раввину за советом. Раввин позвал двух мужчин в присутствии посланника, положил голубя в руки одного из них и попросил его отнести голубя обратно к его стае. Тогда он сказал ему, что поддерживает второе желание: "Смотри, какой вариант ведёт голубя на свободу!" Антонин поняла намек: его сын, как только станет императором, будет в силах поднять Тверия до статуса колонии (Авода зара, 10б). | |
+ | Похожий ответ был дан императору раввином в ответ на вопрос, что он должен делать со своей беспринципной дочерью, которую звали Гира. Вопрос пришел в виде растения, называемого Гаргира, то есть "гар Гира": Гира предалась блуду. Ответ раввина состоял из пучка киндзы (кориандра), который по-арамейски называется "кусбарта", что означает "кус" (убей) "барата" (твою дочь). Антонин ответил, отправив пучок растения ''караса'', это слово означает "моё вымирание"; после чего раввин, оценивая нежелание император прекратить свой род, ответил, отправив пучок салата ''хаса'', "помилуй её" (ib. 10б). | ||
+ | Признательность императора раввина приняла форму самых богатых подарков, участков земли (Иер. Шеб. VI.36d), даже мешков золота, горловины которых были покрыты зернами, чтобы не возбуждать зависть римлян. Раввин не хотят принимать эти подарки, пока Антонин не указал ему, что придёт время, когда его потомки были бы очень рады золоту, чтобы успокоить жадность тех, кто придёт после него (Антонина) (Авода зара, 10б). | ||
+ | Его предполагаемые преобразования. | ||
+ | <!-- | ||
+ | His Alleged Conversion. | ||
- | + | The earlier legend sees in Antoninus only the Godfearing non-Jew, so well inclined toward Judaism that he erected an altar to the Jewish God, without actually becoming a Jew (Yer. Meg. i. 72b; thus also probably Midr. Teh. xxii. 24). The later legend, however, regards him as the type of the true proselyte, , and it is affirmed that at the resurrection he will arise and be the leader of all proselytes (Yer. Meg. l.c., Lev. R. iii.). The cause of his conversion is said to have been his inquiry of Rabbi whether he would be entitled to partake of Leviathan in the future world. Rabbi assured him he would be considered worthy, but Antoninus would not believe him, because the law concerning the paschal lamb (Ex. xii. 48) states distinctly that no uncircumcised one shall partake of that. He accordingly entered the covenant of Abraham and became a Jew (Yer. Meg. l.c.). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Чем раньше видит в легенде Антонина только богобоязненных неевреев, так хорошо склонны к иудаизму, что он воздвиг жертвенник еврейского Бога, но не становятся еврей (Иер. Мэг я 72b;.... Таким образом, также, вероятно, MIDR Teh XXII . 24). Более поздние легенды, однако, считает его тип истинного прозелитом, и он подтвердил, что в воскресение он встану и быть лидером всех прозелитов (Иер. Мэг. LC, Лев. Р. III.). Причину своего обращения, как говорят, был его запрос раввина, будет ли он иметь право на участие Левиафана в будущем мире. Раввин уверял его, что бы считаться достойным, но Антонина не поверили ему, потому что закон о пасхального агнца (Исх. XII. 48) говорится, отчетливо, что никакой необрезанный одно лицо не может принимать участие в этом. Соответственно, он вошел в завет Авраама и стал еврей (Иер. Мэг. LC). | Чем раньше видит в легенде Антонина только богобоязненных неевреев, так хорошо склонны к иудаизму, что он воздвиг жертвенник еврейского Бога, но не становятся еврей (Иер. Мэг я 72b;.... Таким образом, также, вероятно, MIDR Teh XXII . 24). Более поздние легенды, однако, считает его тип истинного прозелитом, и он подтвердил, что в воскресение он встану и быть лидером всех прозелитов (Иер. Мэг. LC, Лев. Р. III.). Причину своего обращения, как говорят, был его запрос раввина, будет ли он иметь право на участие Левиафана в будущем мире. Раввин уверял его, что бы считаться достойным, но Антонина не поверили ему, потому что закон о пасхального агнца (Исх. XII. 48) говорится, отчетливо, что никакой необрезанный одно лицо не может принимать участие в этом. Соответственно, он вошел в завет Авраама и стал еврей (Иер. Мэг. LC). |
Версия 10:25, 24 апреля 2013
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
22.04.2013 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Антонин Пий - римский император(138-161), наследник Адриана.
Отменил многие из ранее введённых притеснений по отношению к евреям. Подавил восстание в Иудее. Держал под контролем наместников, запрещая им взимать лишние поборы.[1]
Содержание |
Краткая биография
Родился в 86 г., умер в 161, правил со 138 г. до конца. Известен малым количеством войн, позволившим накопить огромные деньги в казне, а также строительством защитного вала в Британии.
След в еврейской истории
Он ослабил давление на население Страны Израиля, введённое Адрианом, из-за которых происходила массовая эмиграция евреев из Страны Израиля и всей Римской империи.
Как только евреи знали о смене правителя, они отправили в Рим посольство во главе с раби Йеhудой бен Шаму́а, чтобы договориться об улучшение их состояния (Мег. Таанит, XII.). Они нашли ход к какой-то влиятельной матроне, которая позаботилась об их интересах. 15 Ава (в августе 138 или 139 года) император разрешил захоронение еврейских солдат и мучеников, которые пали в битве против римлян, которых до того не разрешали хоронить по еврейским правилам (Иер. Таанит, IV. § 5, 69а; Таанит, 31а).
Через полгода (март 139 или 140 г.) Антонин отменил указы Адриана, мешавшие евреям исполнять предписания религии при условии, что они не должны принимать прозелитов (Meг. Таанит, XII; "Список" из Модестин, XLVIII. 8, 11). Кроме того, им был запрещён, под страхом смерти, въезд в Иерусалим.
Евреи, которые бежали в другие страны, чтобы избежать гонений Адриана постепенно вернулись в свои дома. Интеллектуальная стагнация еврейского народа подошла к концу, и ученики раби Акивы основали новый центр еврейской культуры в Уше, куда также вошёл глава Сангедрина Шимон бен Гамлиэль II.
В правление Антонина евреи были лишены права иметь собственные суды, что было, по мнению фарисеев, необходимым условием для практики религии (Иер. Санг. VII. § 2, 24б). Те, которые осмеливались критиковать меры императора, были изгнаны или казнены (Шаббат 33б).
Понятно, что евреи попытались сбросить римское иго.[2] Напряженные отношения между парфянами и римлянами могли побудить евреев к восстанию в ожидании помощи от парфян. Но такая помощь не была оказана, и восстание было, вероятно, подавлено в зародыше: еврейские источники даже не намекают на него.
Антонин в Талмуде
Об Антонине существуют еврейские легенды, которые рассказывают удивительные вещи о его отношении к евреям и иудаизму, и, в частности о его дружбе с раввином. Его называют "отцом (אסוירוס Северуса)" в Вавилонском Талмуде, но какой именно римский император подразумевается под этим названием, вряд ли может быть определено. Он отождествляется с Марком Аврелием (Рапопорт и Бодек), Септимием Севером (Грец, который идентифицирует раввин с Иеhудой hа-Наси II), Каракаллой (Йост и Н. Крохмаль), Элагабалом (Кассель) и Луцием Вером (Френкель).
Перечисление в Талмуде легендарное, а не историческое, и никакого внимания не уделяется деталям или хронологическим и психологическим трудностям. Традиционные религиозные дискуссии между Адрианом и Йеhошуа бен Ханания, между Акивой и Тинниусом Руфусом, между Шабуром I и Шмуэлем Ярхинаи, а также легендарный разговор между Александром Великим и первосвященником Шимоном, или между Птолемеем и священником Елеазаром может служить параллелью с различными легендами про Антонина. Еврейский фольклор любил олицетворять отношения иудаизма с язычеством в облике разговоров между еврейскими мудрецами и языческими властителями.
Легенда про Антонина начинается с раннего детства. Мать раввина подменила своего сына вскоре после его рождения Антонином - ребенком её близкой знакомой. Таким образом она и её ребенок сумели избежать офицеров Адриана, преследовавших женщину за то, что она сделала сыну обрезание. Как следствие, Антонин впитал с молоком матери любовь к евреям и иудаизму (Toсефта "Aвода Зара", 10б.). Раввин, сын этой приёмной матери, был другом и учителем Антонина и в дальнейшем побудил его принять иудаизм (Иер. Мег. I 72b; Bав. Х. VI 130, 131).
Антонин и раввин
Антонин, "царь", не принимал иудаизм в полном объеме, пока, с помощью своего друга-еврея, не изучил тщательно его фундаментальные принципы.
Так, он оспаривал еврейскую концепцию наказания после смерти, утверждая, что очень легко для души и тела снять с себя ответственность. Тело может сказать: "Это душа грешит, потому что как только она оставляет меня, я мертво, как камень". Душа в свою очередь может ответить, "порок в теле, поскольку как только я отделилась от него - парю, как птица в воздухе" (Сангедрин 91а и далее; более короткая форма Мек. Бешала, Шира II). Ответ раввина объясяет правильные отношения между телом и душой в притче о слепом и хромом.[3]
Раввин также объяснил Антонину концепцию воскресения, которое состоится совсем по-другому, чем обычно думают, что включало даже неповрежденное состояние погребальной одежды (Иер. Кил. IX. 32b, Иер. Кет. XII. 35а, где появляется имя Антонинус). Антонин задаёт вопросы раввину об устройстве Вселенной - например, какой смысл в заходе солнца на западе (Сангедрин 91b), а также вопросы, касающиеся ритуалов иудаизма.
Антонин не мог понять, почему еврейский закон назначил определенные часы для молитвы, если она должна быть произнесена в любое время, когда почуствовался импульс преданности Богу (Таанит под ред. Бубера I 196); раввин соответственно показал ему наглядный пример.
Но иногда Антонин наставлял раввина, например, утверждая, что еще не родившийся ребенок получает свой жизненный принцип в момент зачатия, зародыш психики и сопутствующее зло получены только при рождении (Сангедрин LC).
Личные отношения Антонина и раввина
Легенда содержит многие детали о личных отношениях между ними. Были роскошных банкетах в честь друг друга приложением меню (Ген. Р. XI.4, Эстер Р. I.3). Император слушал советы своего друга по поводу любого военного предприятия, например, предполагаемой кампании против Александрии (это сказано независимо от абсурдности войны в тот период между Римом и Египтом). Говорят, что он предпринял эту экспедицию, опираясь на уверенность раввина, основанные на Иез. XXIX.15, что ему нечего бояться египтян (Meк., Бешала, Шира 6).
Похоже, что по политическим обстоятельствам обмен мнениями между этими друзьями был опасен, хотя они решили, что никто третий не должен видеть, как Антонин навещает раввина, и что в каждом случае император должен собственноручно умертвить двух своих слуг, которые знали о встрече (Авода зара, 10а).
Друзья были также вынуждены прибегать к языку жестов. Так посланец императора принес раввину вопрос о том, что он должен делать, чтобы улучшить финансовое состояние государства. Раввин привел посланника в сад, и не говоря ни слова выдернул некоторые крупные редиски и заменил их молодыми. Император понял намек и отстранил от должности руководителей своей финансовой администрации (Ген. Р. LXVII).
У Антонина было два желания: дать Тверии статус римской колонии, вероятно, потому что это был еврейский город, и обеспечить преемственность его сына на троне. Он мог получить одно из двух от Сената и обратился к раввину за советом. Раввин позвал двух мужчин в присутствии посланника, положил голубя в руки одного из них и попросил его отнести голубя обратно к его стае. Тогда он сказал ему, что поддерживает второе желание: "Смотри, какой вариант ведёт голубя на свободу!" Антонин поняла намек: его сын, как только станет императором, будет в силах поднять Тверия до статуса колонии (Авода зара, 10б).
Похожий ответ был дан императору раввином в ответ на вопрос, что он должен делать со своей беспринципной дочерью, которую звали Гира. Вопрос пришел в виде растения, называемого Гаргира, то есть "гар Гира": Гира предалась блуду. Ответ раввина состоял из пучка киндзы (кориандра), который по-арамейски называется "кусбарта", что означает "кус" (убей) "барата" (твою дочь). Антонин ответил, отправив пучок растения караса, это слово означает "моё вымирание"; после чего раввин, оценивая нежелание император прекратить свой род, ответил, отправив пучок салата хаса, "помилуй её" (ib. 10б).
Признательность императора раввина приняла форму самых богатых подарков, участков земли (Иер. Шеб. VI.36d), даже мешков золота, горловины которых были покрыты зернами, чтобы не возбуждать зависть римлян. Раввин не хотят принимать эти подарки, пока Антонин не указал ему, что придёт время, когда его потомки были бы очень рады золоту, чтобы успокоить жадность тех, кто придёт после него (Антонина) (Авода зара, 10б). Его предполагаемые преобразования.
См. также
Литература
- Bacher, Ag. Tan. ii. 458.
- Bodek, Marcus Aurelius Antoninus, Leipsic, 1868;
- S. Cassel, in Ersch and Gruber, Encyclopedia xxvii. 17 et seq.;
- Z. Frankel, Mebo, p. 192;
- Grätz, Geschichte der Juden, 2d ed., iv. 184-186, 206, 207, 470-473, 485 et seq.;
- там же, in Monatsschrift, i. 236, 401, 430;
- D. Hoffmann, in Magazin, xix. 33, 245 - сборник всех легенд об Антонине;
- Jost, Geschichte der Israeliten, iv. 97 et seq., and appendix, p. 232;
- там же, in Zion, 1841, pp. 10, 27, 41;
- там же, Literaturblatt des Orients, 1849, p. 11;
- Vogelstein and Rieger, Geschichte der Juden in Rom, i. 31.
- Krochmal, He-Haluẓ, ii. 72;
- Rapoport, 'Erek Millin, s. v.;
- там же, in Kerem Ḥemed, iv. 215-239, vii. 138-214;
Источники
- ANTONINUS PIUS (Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus):
- ANTONINUS IN THE TALMUD:
- Rabbinic Jewish Period of Talmud Development (70-500 C.E.)
- Historia Augusta. The Life of Antoninus Pius.
- ↑ Historia Augusta. The Life of Antoninus Pius. p113:6
- ↑ "Scriptores Historiæ Augustæ, Antoninus Pius," ch. v.
- ↑ "Monatsschrift", 1873, с. 75