Серов, Валентин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Серов, Валентин Александрович» в «Серов, Валентин») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Серов, Валентин Александрович''' (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник. | + | '''Серов, Валентин Александрович''' (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина. В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы. В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным. | + | Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К. Л. Габлица, 1752–1821), композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; урожденная Бергман), дочь крещеных евреев, пианистка (ее учителем был [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|А. Г. Рубинштейн]]), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове. |
+ | |||
+ | Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина. | ||
+ | |||
+ | В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы. | ||
+ | |||
+ | В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным. | ||
+ | == Творчество == | ||
В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма. | В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма. | ||
- | С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты [[Горький, Максим|М. Горького]], 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей). | + | С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. |
+ | |||
+ | В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты [[Горький, Максим|М. Горького]], 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). | ||
+ | |||
+ | В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). | ||
+ | |||
+ | Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей). | ||
+ | == Особенности творчества == | ||
+ | |||
+ | Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. | ||
- | + | В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал членом объединения «Мир искусства». | |
+ | == Отношение к еврейству == | ||
+ | |||
+ | Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде. | ||
- | + | Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»). | |
+ | == Дружеские отношения == | ||
Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать [[Львов, Андре Мишель|А. М. Львова]]) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе [[Левитан, Исаак Ильич|И. И. Левитана]] (1893, Третьяковская галерея), [[Рубинштейн, Ида Львовна|Иды Рубинштейн]] (1910, Русский музей) и других. | Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать [[Львов, Андре Мишель|А. М. Львова]]) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе [[Левитан, Исаак Ильич|И. И. Левитана]] (1893, Третьяковская галерея), [[Рубинштейн, Ида Львовна|Иды Рубинштейн]] (1910, Русский музей) и других. |
Версия 16:48, 23 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Серов, Валентин Александрович (1865, Петербург, – 1911, Москва), русский художник.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К. Л. Габлица, 1752–1821), композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; урожденная Бергман), дочь крещеных евреев, пианистка (ее учителем был А. Г. Рубинштейн), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.
Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина.
В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы.
В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным.
Творчество
В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма.
С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова.
В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея).
В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург).
Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей).
Особенности творчества
Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике.
В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал членом объединения «Мир искусства».
Отношение к еврейству
Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде.
Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»).
Дружеские отношения
Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать А. М. Львова) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея. Серов писал портреты людей искусства, в том числе И. И. Левитана (1893, Третьяковская галерея), Иды Рубинштейн (1910, Русский музей) и других.
Дружеские отношения связывали Серова с меценатами — супругами Г. Л. и В. О. Гиршман (портрет В. О. Гиршмана, 1911, портрет Г. Л. Гиршман, 1907, оба — Третьяковская галерея; последняя работа — шедевр русского портретного искусства начала 20 в.).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЕРОВ Валентин Александрович в ЭЕЭ