Афины ( еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «История евреев Греции» с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Первые упоминания о евреях) |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
== Первые упоминания о евреях == | == Первые упоминания о евреях == | ||
- | Связи между Афинами и [[Эрец-Исраэль]] возникают уже в начале VI века до н. э. Монеты персидской эпохи с надписью (Иехуд или Яхуд, то есть [[Иудея]]), найденные при раскопках в [[Государство Израиль|Израиле]], сходны с аттической драхмой. Афины поддерживали отношения с [[Хасмонеи|Хасмонейским государством]]. [[Иосиф Флавий]] упоминает о постановлении, принятом афинским народом в честь [[Первосвященник|первосвященника]] [[Гиркан II Иоханан|Гиркана II]], [[Этнарх|этнарха]] иудеев. Дружеские отношения с Афинами поддерживал [[Ирод I Великий|Ирод]]. Афины часто упоминаются в [[Эллинизм|эллинистической]]) еврейской литературе, а также в [[Мидраш|Мидраше]] и [[Талмуд|Талмуде]]. | + | Связи между Афинами и [[Эрец-Исраэль]] возникают уже в начале VI века до н. э. Монеты персидской эпохи с надписью (Иехуд или Яхуд, то есть [[Иудея]]), найденные при раскопках в [[Государство Израиль|Израиле]], сходны с аттической драхмой. Афины поддерживали отношения с [[Хасмонеи|Хасмонейским государством]]. [[Иосиф Флавий]] упоминает о постановлении, принятом афинским народом в честь [[Первосвященник|первосвященника]] [[Гиркан II Иоханан|Гиркана II]], [[Этнарх|этнарха]] иудеев. Дружеские отношения с Афинами поддерживал [[Ирод I Великий|Ирод]]. Афины часто упоминаются в ([[Эллинизм|эллинистической]]) еврейской литературе, а также в [[Мидраш|Мидраше]] и [[Талмуд|Талмуде]]. |
- | Наиболее ранние данные о еврейской общине Афин относятся к началу I веке н. э. Это были богатые купцы, поселившиеся в городе. В Деяниях апостолов говорится, что в городе существовала синагога. Среди населения Афин было некоторое количество [[Прозелиты|прозелитов]]. | + | Наиболее ранние данные о еврейской общине Афин относятся к началу I веке н. э. Это были богатые купцы, поселившиеся в городе. В Деяниях апостолов говорится, что в городе существовала синагога. Среди населения Афин было некоторое количество [[Прозелиты|прозелитов]]. |
== В составе Византийской империи == | == В составе Византийской империи == |
Версия 10:54, 23 апреля 2013
Регулярная статья | |
7 декабря 2011 | |
Афины - столица Греции.
Содержание |
Первые упоминания о евреях
Связи между Афинами и Эрец-Исраэль возникают уже в начале VI века до н. э. Монеты персидской эпохи с надписью (Иехуд или Яхуд, то есть Иудея), найденные при раскопках в Израиле, сходны с аттической драхмой. Афины поддерживали отношения с Хасмонейским государством. Иосиф Флавий упоминает о постановлении, принятом афинским народом в честь первосвященника Гиркана II, этнарха иудеев. Дружеские отношения с Афинами поддерживал Ирод. Афины часто упоминаются в (эллинистической) еврейской литературе, а также в Мидраше и Талмуде.
Наиболее ранние данные о еврейской общине Афин относятся к началу I веке н. э. Это были богатые купцы, поселившиеся в городе. В Деяниях апостолов говорится, что в городе существовала синагога. Среди населения Афин было некоторое количество прозелитов.
В составе Византийской империи
После вхождения Афин в IV в. в состав Византийской империи положение евреев резко ухудшилось, только отдельные еврейские семьи проживали в городе. В 1204–1458 годах Афины — столица Афинского герцогства.
В период Османской империи
В 1458 году город был завоеван турками, которые по просьбам местных жителей запретили евреям проживание в городе. Однако после 1492 года в Афинах стали селиться евреи, изгнанные из Испании. В начале XVII века в Афинах жили 15–20 еврейских семей.
XIX век
Община вновь возродилась после 1834 году, когда Афины стали столицей Греческого королевства. Вместе с первым греческим королем Отоном Баварским (1832–62) в Афины приехало некоторое количество семей греческих евреев, в том числе Макс Ротшильд), прибывший вместе с королем. В 1847 году, после того, как греческие власти запретили во время проведения ежегодного пасхального шествия юдофобскую демонстрацию, в Афинах вспыхнул погром, во время которого было разрушено несколько домов, принадлежавших евреям. В 1878–87 годах количество евреев возросло от 60 до приблизительно 250 человек. Накануне Второй мировой войны в Афинах находились три тысячи евреев. Среди крупных коммерсантов большинство составляли ашкеназы. Сефарды (эмигрировавшие из других частей Греции и из Турции занимались в основном мелкой торговлей.
Во время Второй Мировой войны
После оккупации Греции немецко-итальянскими войсками в апреле 1941 года. Афины оказались в итальянской зоне. Итальянские военные власти не преследовали евреев, поэтому в Афины бежали тысячи евреев из немецкой зоны. 8 сентября 1943 года, после заявления правительства Италии о выходе из войны, итальянская зона оккупации была захвачена германскими войсками.
Во время Катастрофы большинству афинских евреев удалось скрыться благодаря содействию греческой полиции, православной церкви и греческому Сопротивлению. Однако полторы тысячи евреев были направлены в лагеря уничтожения. После освобождения Греции в Афинах поселились приблизительно 4500–5000 евреев. Из них более 1500 впоследствии репатриировались в Израиль. По оценочным данным 1974 года, в Афинах жили 2800 евреев (около половины еврейского населения Греции).
В 2001 году в Афинах жили около трех тысяч евреев (60% еврейского населения Греции), в основном бизнесмены и представители свободных профессий, в том числе деятели искусства, популярные ведущие теле- и радиопрограмм. Большинство афинских евреев сильно ассимилировано), преобладают смешанные браки (в 1985 году в Афинах лишь один брак был заключен в соответствии с еврейской традицией). В городе действуют молодежная еврейская организация, отделения ВИЦО и Сионистской федерации Греции, ложа Бней-Брит, еврейская школа (в середине 1970-х годов — около 150 учащихся, в конце 1980-х годов — около ста) и детский сад. Еврейский музей Греции (открыт в 1977 году) в 1998 году был переведен в новое здание, где можно было разместить богатые коллекции, рассказывающие об истории различных групп еврейского населения страны, в том числе о евреях-романиотах. Так, в музее представлены предметы культа, мебель, внутреннее убранство разрушенной синагоги романиотов в городе Патры.
В первой половине 1980-х годов, в связи с приходом к власти в Греции правительства Всегреческого социалистического движения, поддерживавшего тесные связи с арабскими странами, в частности, с Ливией и Ираком, и особенно после начала Ливанской войны в Афинах развернулась широкая антиизраильская кампания, принимавшая временами антисемитскую окраску. Город стал одной из главных баз Организации освобождения Палестины. Было предпринято несколько попыток совершить террористические акты против представительства израильской авиакампании Эль-Аль в афинском аэропорту, а также против местных еврейских организаций. В Афинах беспрепятственно осуществлялась торговля нацистской литературой и символикой, на стенах домов регулярно появлялись антисемитские лозунги. В ходе опроса, проведенного в 1984 году в городе и его окрестностях,
- 55% респондентов согласились с утверждением, что евреи доминируют в экономической и политической жизни США и стран Западной Европы;
- 31% заявил, что в результате этим государствам наносится ущерб,
- 41% отказался признать евреев полноценными гражданами Греции.
Антисемитские выпады звучали в ходе предвыборной кампании по выборам муниципального совета в 1986 году, однако после того, как на них победила правоцентристская группировка, выступлений против евреев стало меньше. В 1986 году муниципалитет Афин организовал празднование 100-летия со дня рождения Давида Бен-Гуриона. В сентябре 1987 года в Афинах прошла сессия европейского отделения Всемирного еврейского конгресса, принявшая резолюции протеста против антиизраильского курса социалистического правительства Греции и его нерешительности в борьбе с арабским террором.
После начала интифады ал-Акса в Греции, в том числе в Афинах, происходили многочисленные демонстрации и другие акции арабов и греков под антиизраильскими и антисемитскими лозунгами. Так, 10 апреля 2002 года в Афинах состоялся концерт известного музыканта Микеса Теодоракиса. На сцене был изображен огромный знак — сочетание маген-Давида и свастики, а Микес Теодоракис называл Ариэля Шарона «маленьким Гитлером».
В Афинах находится дипломатическое представительство Израиля в Греции, имеющее с 1990 года статус посольства.