Будапешт (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Ссылки)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Библиография)
Строка 179: Строка 179:
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/02-9/085.htm Статья "Будапешт" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/02-9/085.htm Статья "Будапешт" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
-
== Библиография ==
+
 
-
# [http://www.budapestinfo.hu Будапешт. Издание Будапештского Туристского Управления]
+
-
# Будапешт. Фотопутеводитель. Автор — Тибор Ижак
+
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]

Версия 10:05, 23 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья


Будапешт  — столица Венгрии.

Город-побратим в Израиле - Тель-Авив.

Содержание

Первые еврейские общины в средние века

Община Буды была основана в XI веке. В 1346 г., 1360 г. и 1490 г.г. евреи изгонялись из Буды, но вскоре опять туда возвращались. К 1600 г. община Буды стала крупнейшей и богатейшей общиной Венгрии. После занятия Буды австрийцами (1686) здесь остались только 500 евреев, и до 1689 г. власти запрещали им проживать здесь. В 1735 г. в Буде насчитывалось 35 еврейских семейств. В 1746 г. императрица Мария-Терезия издала декрет о новом изгнании евреев из Буды, но в 1783 г. им опять было дозволено там селиться.

В О-Буде в XV веке была еврейская община, однако после захвата города турками (1526) она прекратила свое существование вплоть до 1712 г.

Первое упоминание о еврейском населении Пешта относится к 1406 г., т. е. приблизительно через столетие после его возникновения. Первое официальное упоминание ο евреях Будапешта относится к царствованию Белы IV, давшего Саулу из Офена и Саулу из Пешта особую грамоту с привилегиями, подписанную впоследствии капитулом Штульвейссенбурга, где поселились названные два еврея (Бела IV царствовал от 1235 до 1270 г.).

В своих путевых впечатлениях от 1433 г. Бертрадо де ла Бронкиер говорит, что в Буде он видел много евреев, говоривших по-французски и поселившихся здесь в XIV веке. Более определенных сведений нет; известно лишь, что в 1504 г. евреи владели в Буде не только собственными домами, но и землею. Когда турки овладели Будой (в 1526 г.), евреи имели свое кладбище в нынешнем квартале Leopoldstadt; после изгнания турок в 1687 г. евреи в течение почти столетия были лишены права даже временного жительства в Буде, и городские власти взимали с каждого еврея, проведшего там день, 30 крейцеров, a с переночевавшего — один талер. Налог этот шел в пользу города, ссылавшегося на грамоту 23 октября 1703 г. короля Леопольда I, гласившую, что муниципальный совет уполномочен решать собственной властью вопросы ο разрешении и запрещении пребывания евреев в Буде. После завоевания Пешта австрийцами (1686) евреям было запрещено проживать в городе. Этот запрет был отменен только в 1840 г.

XVIII век - начало XIX века

Притеснения

В 1735 г. пештские власти в ответ на распоряжение королевского наместника ο внесении в списки населения всех венгерских евреев объявили, что в будущем они не разрешат селиться и жить в Пеште ни одному еретику, тем более еврею. Однако с 60-х гг. XVIII века евреям дано было право приезжать на ярмарки, a потом посещать и ежедневные базары. Многочисленные просьбы евреев ο предоставлении им права постоянного пребывания в Буде отвергались муниципалитетом, боявшимся, как бы приток евреев не повредил христианским коммерсантам и ремесленникам. В 1762 г. магистрат обратился к графу Францу Баркоци с просьбой изгнать евреев из Пешта и запретить им даже временный въезд. Между Баркоци и пештскими властями происходили на почве еврейского вопроса постоянные переговоры, и лишь декретом императора Иосифа II (31 марта 1783 г.) сопротивление магистрата было сломлено, и евреи получили право свободного водворения в Пеште.

Первыми поселенцами были жители Альт-Офена; они избрали местом жительства нынешний квартал Theresienstadt, ставший наиболее населенным еврейским центром Пешта. Не имея возможности бороться с императорским декретом, городские власти стали хлопотать перед Венским двором ο превращении Theresienstadt'a в гетто и ο запрещении евреям селиться в других частях Пешта. Однако Иосиф II отклонил ходатайство пештского муниципалитета, и в 1786 г. Израилю Аврааму Оффенгейму было разрешено нанять дом и открыть магазин в самом центре города.

Вследствие притеснений администрации в Пеште могли жить лишь те евреи, которые имели специальное королевское разрешение. Можно было, впрочем, за значительную сумму денег добиться права пребывания в городе; покупавшие это право назывались "tolerirte Juden"; временно проживавшие в силу разрешения городских властей носили название "Commoranten". В 1787 г. лиц первой группы было 14, вся же еврейская колония насчитывала 114 душ, включая прислугу. Сначала им запрещено было иметь свою бойню, и два раза в неделю городской мясник заготовлял кошерное мясо. Временно проживавшие или проезжие обязаны были столоваться в общественном ресторане, причем все продукты продавались там по крайне высокой цене; такой "обязательный для евреев стол" служил прекрасным источником для обогащения города. На первых порах проезжие должны были даже ночевать в ресторане.

Эти меры относительно евреев в правление Иосифа II казались городским властям крайне снисходительными, и при известии ο смерти императора (1790) горожане Пешта, страдавшие от конкуренции евреев, потребовали немедленного изгнания последних; администрация нашла такое требование справедливым, и день 1 мая 1790 г. был назначен предельным сроком для проживания евреев в Пеште. Однако до выселения дело не дошло, так как сейм отменил указанное распоряжение. В ответ на вмешательство сейма последовали суровые меры по отношению к евреям со стороны муниципалитета. Прежде всего были изгнаны так называемые Commoranten и все те, которые не могли предъявить официального разрешения на право пребывания в городе. Затем было запрещено организоваться в общину и иметь специальную еврейскую печать. Мало-помалу евреев стали изгонять из центральных кварталов, и магистрат, лишенный возможности выселить всех евреев, задумал устроить для них гетто. Такая политика казалась тем более странной, что именно в это время венгерское правительство с имперским палатином эрцгерцогом Иосифом во главе старалось улучшить правовое положение евреев и 12 ноября 1792 г. высказалось за почти полное удовлетворение их нужд.

К 1804 г., вследствие ряда ограничительных мер, евреи были сконцентрированы в квартале Theresienstadt, и гетто de facto получило осуществление. Оскорбленные таким отношением и сознавая, какую пользу оказали они городу в смысле развития в нем торговли и промышленности, евреи апеллировали к горожанам, доказывая, что магистрат своими действиями приведет к гибели едва расцветшую в городе торговлю. Далее они доказывали, что евреи находятся в хороших отношениях с христианами в большинстве европейских городов и стран и что там, где их влияние в торговле велико, например, в Триесте, Гамбурге, Дрездене и Берлине, они имеют даже собственные дома; если и существуют в некоторых местах ограничения в виде специальных кварталов, то наиболее выдающимся купцам и там разрешается жить и торговать вне гетто. Жители Пешта не должны платить евреям столь черной неблагодарностью: пусть они не забывают, в каком младенческом состоянии находилась их торговля до поселения евреев, пусть помнят, как вздорожают квартиры в Theresienstadt, если будет установлена монополия относительно принятия евреев, и какой вред проистечет из этого для квартала Leopoldstadt.

Однако доводы евреев оказались неубедительными, и в 1808 г. были изданы новые ограничения: 1) иностранные евреи не имели права селиться в Буде, хотя бы и вступили в брак с дочерью покровительствуемого еврея; 2) право покровительства от отца переходило лишь к одному сыну; 3) полученным правом торговли в случае смерти отца мог пользоваться только один из наследников, притом непременно мужчина; 4) помимо старшего сына, все дети покровительствуемого еврея считались Commoranten и как бы служащими в деле своего отца.

Экономическая жизнь

Немногие евреи, жившие в Буде и Пеште до декретов Иосифа II, занимались мелкой торговлей; в 1788 г., мотивируя свои законы по отношению к евреям, император указал на то, что право поселения в Буде и Пеште принадлежит лишь тем из них, которые занимаются либо крупной торговлей, либо промышленностью, розничная же продажа им запрещена. Мало того, они должны были продавать или производить только такие товары, которые нравились христианам, притом лишь в таких отраслях, где они не могли конкурировать с христианскими коммерсантами. Крупным промышленникам разрешалось открывать магазины даже для розничной продажи. На этой почве развилась среди евреев опасная спекуляция: люди без средств, не имея права заниматься мелкой торговлей, открывали большие магазины только для того, чтобы жить в Буде и Пеште; часто такие магазины ликвидировали свои дела уже через несколько недель после возникновения. Мелкая торговля перешла в руки тех евреев, которые имели право лишь временного пребывания в городе, и так как на них налагались большие налоги да и приезд в город требовал значительных расходов, то от этого цены на все товары крайне повысились. В праздничные дни (еврейские и христианские) все магазины должны были закрываться, и никакая торговля не могла производиться.

Несмотря на все эти меры, число еврейских купцов росло с каждым годом, оказывая громадное влияние на промышленное развитие города. Наиболее громкую известность приобрела семья Ульман, один из членов которой, Мориц Ульман (после принятия христианства возведенный в дворянское достоинство), был организатором и руководителем коммерческого банка в Пеште; ему принадлежала также инициатива в проведении железной дороги от австрийской границы через Пешт до Дебречина. Одновременно с крупными фабрикантами появилось и много ремесленников; имя коробочника Иоэля Берковича пользовалось популярностью далеко за пределами Буды и Пешта.

Духовная жизнь

Как только евреи в силу декретов Иосифа II приобрели право селиться в Пеште, они наняли на Königsgasse за 200 гульденов в год квартиру, которую превратили в синагогу; свитки были им даны альт-офенской общиной. 17 августа 1787 г. правительство разрешило им молиться и в частных молельнях; однако они не могли иметь раввина. В 1796 г. в доме барона Орци, громадном здании, носящем название Judenhof, была устроена новая синагога; в 1800 г. возникли две других синагоги: одна для польских евреев, другая для сефардских. На улице Féher Lud (Белый Гусь) находилась синагога ассоциации Chesed Néurim, считавшаяся молельней менее ортодоксальной части еврейства. Ha первых порах религиозная жизнь будапештских евреев находилась под надзором раввинского совета Альт-Офена, но в 1789 г. y них был уже свой раввин, Моисей Мюнц. Когда рабби Вольф Босковиц поселился в Пеште, евреи избрали его в раввины; однако вследствие интриг Мюнца правительство не утвердило этого выбора, и евреи избрали Соломона Вармана, который в течение 27 лет (1799—1826) с большим достоинством отстаивал интересы своей общины.

Образование

Образование в XVIII веке (как и раньше) всецело находилось в руках частных лиц: существовала система хедеров без всякого контроля со стороны государства и без прав для обучающихся в них. В силу декрета Иосифа II (1787 г.) еврейские дети Пешта должны были посещать христианские школы и только Торе им было позволено учиться на стороне, y частных лиц. Среди последних вскоре появилась плеяда выдающихся ученых: И. Л. Левингер, Иосиф Роттенбауер, Ад. Певани, Л. Моисей Фокс, Ф. Вейль, Л. Брейер, Карл Кольман, принявший христианство и ставший цензором еврейских книг. Благодаря ходатайству рабби Израиля Вармана была открыта общественная школа с гимназической программой, и здесь под его же надзором преподавали Тору.

Благотворительные учреждения

Chebra Kadischa возникла в 1790 г.; в 1902 году она представляла крупную благотворительную организацию, бюджет которой равнялся 511671 кроне; в 1800 г. Израиль Варман основал общество Schijur; госпиталь был учрежден в 1805 г.; затем возникли (в хронологическом порядке) Chesed-Neurim, Bikkur Cholim, Menachem-Abelim, Tomke Jetomim. Благодаря щедрым пожертвованиям Иоганны Бишиц де Гевес (1827—1898) с 1866 года стали возникать и женские благотворительные учреждения: больницы, столовые, приюты, сиротские дома и т. д. Фокс устроил приют для глухонемых, представляющий одно из лучших зданий Будапешта.

Евреи жертвовали не только на нужды своих единоверцев, но и всего населения Будапешта; имена Голитшера, Вармана, Эрлиха пользовались большой популярностью; во время холеры 1831 г. евреи кормили ежедневно на свой счет 82 христианских семейства, за что получили официальную благодарность от палатина эрцгерцога Иосифа.

Вначале евреи Будапешта хоронили своих умерших на альт-офенском кладбище; в 1788 г. город отвел им под кладбище участок земли, где ныне находится Западный вокзал. В 1808 г. они приобрели новое кладбище на Weitznerstrasse (за рвом).

XIX век

Община в первой половине XIX века

В 1828 г. евреи обратились к королю с петицией об отмене ограничений, изданных в 1808 году . "Из любви к нашим детям, — гласила петиция, — мы желаем умереть с уверенностью, что можем оставить потомству угол, где, по крайней мере, их не беспокоили бы, честный путь добывания необходимых средств к существованию и некоторую независимость, если уже нельзя мечтать ο богатстве". В петиции указывались некоторые несообразности, вытекавшие из декрета 1808 г.: так, нередко старший сын, унаследовавший от отца право покровительства и один только имевший возможность оставаться в городе, приобретал в сравнении со своими братьями такие преимущества, которых он по своим умственным или нравственным качествам порою вовсе не заслуживал. Неудивительно, что еврейские девушки вынуждены были выходить замуж не за лучших евреев, a за покровительствуемых; честные и работящие люди должны бежать из города, ища заработка вдали от родины, и нередко худшие элементы вытесняли лучшие.

Однако, несмотря на суровые мероприятия против евреев, число их ежегодно заметно росло, и, что особенно должно быть отмечено, не имевшие права пребывания постоянно превышали количество покровительствуемых: так, в 1833 г. в Пеште было 1346 еврейских семейств, из которых лишь 530 могли какими-либо документами оправдать свое пребывание.

Несмотря на всевозможные препятствия со стороны цехов, община всячески поддерживала развитие промыслов между евреями, и на средства особого промышленного фонда масса детей обучалась ремеслам. Особенные успехи в этом отношении были сделаны со времени основания в 1842 г., по инициативе Якова Керна, венгерско-еврейской торгово-промышленной ассоциации. С середины XIX века века в Буде и Пеште обосновался ряд заметных фабрикантов, промышленников и коммерсантов; с этого времени община выдвинула также много известных имен на различных поприщах науки и искусства, в особенности врачей и юристов.

В 1839 г. пештская община становится, ввиду богатства и многочисленности ее членов, в первые ряды за эмансипацию венгерских евреев, берет на себя роль руководительницы их и созывает ряд конгрессов, на которых рассматриваются все важнейшие вопросы еврейской жизни. Благодаря энергии пештских евреев король Фердинанд V 24 июня 1846 г. уничтожил особый еврейский налог, который венгерские евреи уплачивали в течение целого столетия. [J. E., III, 416—418 с доп.].

К этому приблизительно времени относится сближение мадьярской интеллигенции с еврейской: целый ряд органов печати стал выступать в защиту эмансипации евреев, и председатель общины Куневальдер даже был избран в комитет для учреждения национальных институтов в противовес насаждаемым Австрией антинациональным.

Революция 1848 г.

Евреи поддерживали либеральную оппозицию и накануне революции 1848 г. играли в пештской прессе очень заметную роль. В мартовские дни они были в рядах борцов за свободу, и три еврея (Куневальдер, Келети и Юст) были избраны в городской "комитет общественного спасения". На собрании 15 марта была принята резолюция, четвертый пункт который гласил: "равенство всех вероисповеданий". На следующий день "патриотам" рекомендовалось записываться в национальную гвардию, и еврейские юноши массами стали поступать в нее. Вскоре, однако, в связи с общими политическими событиями возникла в Венгрии агитировавшая против евреев партия, особенно сильная в Пресбурге и Пеште.

19 апреля на народном собрании в Пеште была принята демагогического характера резолюция, в которой одновременно с требованиями в пользу рабочих говорилось и об изгнании евреев, поселившихся в Пеште после 1840 г., и ο запрещении им вступать в национальную гвардию. Когда толпа после митинга направилась к ратуше для предъявления своих требований властям, национальная гвардия стала оттеснять ее от ратуши и какой-то гвардеец-еврей ранил одного манифестанта. С криком "Евреи бьют нас!" толпа рассеялась по кварталу Theresienstadt и стала грабить еврейские жилища и дома, причем ни национальная гвардия, ни правительство не пытались оказать сопротивления грабителям. Когда депутация явилась к министру-президенту Баттьяни, ей было заявлено, что прежде всего евреи должны оставить ряды национальной гвардии. Лишь после этого был положен конец погрому. 20 апреля появилась правительственная прокламация, в которой было сказано, что министерство не может изменять закона ο принятии или исключении какой-либо группы населения из национальной гвардии, но во внимание к просьбам евреев Пешта оно отдает приказ ο немедленном их разоружении. Евреи вынуждены были образовать собственную гвардию.

Несмотря на это, евреи глубоко верили в близкое торжество своей свободы, и в 1848 г. в Пеште стал выходить под редакцией И. Эйнгорна еженедельник "Der ungarische Israelit", который призывал евреев к участию во всех событиях страны, к полной ассимиляции с населением и к борьбе за венгерскую независимость. Когда в июне 1848 г. начались выборы в парламент, в Пеште заметно было сильное антисемитское движение, и даже еврейский квартал Theresienstadt послал в парламент антисемита Д. Ираньи. Пештские евреи решили вследствие этого создать особый комитет из 10 человек, чтобы руководить евреями во время заседаний парламента, который ввиду критического момента, переживаемого страной, не мог не нуждаться в помощи со стороны евреев. Комитет постановил, что евреи Пешта, невзирая на отношение к ним правительства и народа, должны стоять в рядах борцов за венгерскую независимость. И город послал с благословения раввина Шваба большое количество волонтеров для отражения хорватской армии; вскоре пештские юноши стали поступать и в гонведскую армию для борьбы с Австрией, a община снабжала войска провиантом. Такое самопожертвование произвело впечатление и на пештскую национальную гвардию: 8 октября 1848 г. офицеры ее постановили снова принять евреев в ряды гвардии.

Вскоре за тем, однако, 11 февраля 1849 г. австрийский фельдмаршал кн. Виндишгрец выпустил прокламацию. В ней говорилось, что доподлинно известно: евреи оказывают помощь повстанцам, a потому напоминалось евреям Пешта, Офена и Альт-Офена ο необходимости воздержаться от каких-либо сношений с изменником Кошутом и бунтовщическим рейхстагом. Всякий еврей, виновный в распространении ложных слухов об успехах повстанцев и оказавший им какую-либо поддержку, подлежал немедленному преданию военно-полевому суду; a община, к которой он принадлежит - внесению штрафа в размере 20 тыс. флорин. И Пешт дважды внес эту сумму. Делегация от общины с раввином Швабом во главе должна была выслушать от Виндишгреца, не удовлетворившего ее ходатайства, ряд упреков, и 4 марта город внес 28 тыс. флоринов, остаток особого прежнего налога (Toleranzsteuer). При этом Виндишгрец указал, что за общиной еще числятся старые долги в размере около 75 тыс. флор.; в июле еврея внесли 56 тыс. фл., и этим Пешт ликвидировал домартовские счеты. За мартовские же дни евреи по приказанию генерала Гайнау, заменившего Виндишгреца, должны были внести в течение двух недель, под страхом штрафа в 500 гульденов за каждый день просрочки, 48 тыс. солдатских шинелей, 36 тыс. пар брюк, 41 тыс. пар сапог, 60 тысяч рубах, 60 тыс. кушаков, 36 тыс. галстуков, 46 тыс. аршин сукна, 1,500 центн. разных сортов кожи для обуви и 100 хорошо объезженных лошадей.

Так как община не оказалась в состоянии доставить наложенную Гайнау контрибуцию, то правление вместе с раввином Швабом и 12 наиболее видными членами города было заключено в тюрьму. По распоряжению императора Франца-Иосифа 7 октября 1849 г. контрибуция натурой была заменена денежной, и Пешт должен был уплатить 573.915 флоринов (сумма эта гораздо ниже первоначальной, так как вместо одного Пешта решено было оштрафовать все еврейские общины Венгрии, за исключением Пресбурга и Темешвара, на сумму в 2.300.000 гульденов). Сами евреи следили за взносами каждого в общинную кассу, и никого не выпускали из города без предварительной уплаты следуемой с него суммы; общее число евреев Пешта было тогда 19.148. Со стороны населения было заметно лучшее отношение к евреям, и они могли поступать во все цехи.

С падением абсолютизма после войны 1859 г. между евреями Пешта и христианами в течение 1861 г. происходил ряд торжественных "братаний", и пештские депутаты обещали провести через парламент эмансипацию евреев.

В этот период процветания общины Пешта здесь родились Макс Нордау и Теодор Герцль.

Ортодоксы и реформисты

В 1830 г. были уничтожены все частные синагоги. Синагога ассоциации Chesed Néurim была также причислена к категории частных и была перенесена в дом барона Орци, как отделение большой синагоги. В 1859 г. общинная синагога была выстроена на Tabaksgasse; консерваторы получили свою синагогу на Hombachgasse (с 1848 по 1852 г. реформисты имели синагогу на Königsgasse).

В 1839 г. на кладбище на Weitznerstrasse были перенесены останки похороненных на старом кладбище. Приблизительно тогда же впервые стали появляться на кладбище памятники с изображениями мужских и женских лиц, против чего выступил с энергичным протестом раввин Моисей Софер. Когда кладбище на Weitznerstrasse оказалось недостаточным, евреи получили участок земли вблизи Kerepeserut; впоследствии община приобрела большой участок земли за Köbanya.

После смерти Соломона Вармана некоторые члены общины, указывая на пример Вены и ее проповедника Ноя Мангеймера, стремились преобразовать Пешт в реформистском духе и провели в раввины и проповедники Иосифа Баха из Альт-Офена и Эдуарда Карла Денгофа; многие евреи, однако, возмущались "хоральной синагогой" и слышать не хотели ο каких-либо нововведениях. Начались распри между ортодоксами и реформистами, и никто не решался занять раввинский пост.

В 1836 г. наконец был избран Л. Шваб (до 1857 г.), имевший благотворное влияние на общину. Его проповеди, вышедшие отдельным сборником и переведенные на венгерский язык, пользовались большим успехом; его борьба с антисемитизмом и постоянные возражения против всевозможного рода обвинений евреев способствовали росту его авторитета как среди ортодоксов, так и реформистов, тем более что он окружил себя такими популярными деятелями, как Самуил Лев Брилль (позднее профессор Будапештской семинарии), Иегуда Варман (автор многих известных сочинений) и т. д. Однако при известии ο революции 1848 г. реформисты повысили свои требования и вскоре порвали с общиной, образовав новую, с Игнатием Эйнгорном в должности раввина во главе. Последний в разгар революции под именем Эдуарда Горна исполнял функции государственного секретаря и после подавления восстания 1849 г. бежал в Америку. Созданная им реформированная община просуществовала лишь до 1852 г. и была упразднена по ходатайству Шваба, хотя и примкнувшего к революции, но впоследствии выразившего покорность Австрии (Шваб, однако, в течение 1849 г. дважды был арестован).

Во время господства абсолютизма спор сосредоточился вокруг вопроса ο языке: часть евреев (преимущественно ортодоксальная) стояла за немецкий язык, другая — за венгерский; раввины и проповедники менялись в зависимости от победы той или иной партии; немецким проповедником был одно время, между прочим, М. Кайзерлинг, венгерским — Самуил Кон, автор ценных работ по истории евреев Венгрии.

Со времени образования общины в Пеште во главе ее стоял комитет из 7 человек, называвшийся Deputation. В 1800 г. к нему было присоединено еще 12 лиц, деятельность которых была строго регламентирована. Новые постановления были изданы в 1816 и 1828 гг.; однако до 1833 г. пештская община не пользовалась официальным признанием. В 1861 г., когда председателем был избран И. Гиршлер, она получила совершенно новую организацию; при нем же в 1868—69 гг. происходили заседания конгресса, оказавшего большое влияние на дальнейшую историю евреев Венгрии. После Гиршлера президентом общины был Мориц Варман, первый в венгерском парламенте еврей-депутат.

В 1877 г. в Будапеште была основана раввинская семинария.

Синагога в Будапеште. Начало ХХ в.

Развитие образования

Л. Швабу удалось получить разрешение на открытие элементарных училищ, сделавшихся в дни господства абсолютизма рассадниками мадьярского духа благодаря агитации учителя Игн. Рейха, автора книги "Beth El" и горячего сторонника мадьярской культуры.

Община тратила много денег на дело первоначального образования и устроила несколько мужских и женских училищ. Во всех низших и средних (Mittelschulen) школах преподавали Тору, и нередко учителями были раввины. Стараниям Шваба Пешт обязан и открытием в 1857 г. Учительской семинарии (Israelitische Lehrerpräparandie, впоследствии Isr. Lehrerbildungsanstalt) на средства того особого фонда, в который по желанию Франца-Иосифа была обращена наложенная на евреев после революции 1848 г. контрибуция (20 сент. 1850 г. она была сведена с 2.300000 до одного миллиона флоринов). В первый год существования семинарии в ней было 32 учащихся; с тех пор она выдала свыше 1000 дипломов; первым ее директором был Авр. Ледерер; первоначально управление ею находилось в руках общинного совета и высшего инспектора народного образования, впоследствии в руках еврейской Landeskanzlei.

Начало XX века

С образованием в 1872 г. Будапешта, который стал столицей Венгрии, и по мере развития в Венгрии капитализма еврейское население в нем возросло и в 1920-е гг. достигло наибольшей численности. Общины Будапешта построили ряд синагог, школ и благотворительных учреждений. Религиозная и культурная жизнь активно развивалась. Во главе общин, принадлежавших к различным направлениям в иудаизме, стояли выдающиеся раввины как ортодоксального, так и реформистского направлений. Впоследствии численность еврейского населения резко уменьшилась из-за сокращения рождаемости и перехода многих евреев в христианство, а также из-за эмиграции в период режима Хорти (1919 – 1944 г.г.).

Статистика

Здоровье населения

Смертность среди евреев была гораздо ниже, нежели среди прочих: составляя почти 25% всего населения, они за период 1901—1905 гг. давали на 100 умерших лишь 16,5. Умершие моложе 5 лет составляли y католиков 48,53 (на 1000), y евреев 26,02; моложе 50 лет — y католиков 36,48, y евреев 22,20; старше 50 лет — y католиков 28,95, y евреев 29,57. Таким образом, возраст смерти y евреев сильно разнился от возраста смерти христиан: в детском и возмужалом возрасте евреи давали незначительный процент смертности, a в старости этот процент превосходил процент смертности среди католиков (подробности см. ст. E. Auerbach'a, Die Sterblichkeit der Jud. in Budapest 1901—1905, в Zeitschr. f. Demogr. u. Stat. der Jud., 1908, № 10 и 11). Процент мертворожденных y евреев также ниже: y католиков на 1000 рождений 35,29 мертворожденных, y евреев лишь 24,14, y лиц других исповеданий 35,19. Меньшей смертностью, a не большей рождаемостью следует объяснять причину быстрого роста еврейского населения Будапешта: кроме этой естественной причины, в смысле увеличения населения влияла также иммиграция в Будапешт, преимущественно из Австрии. По болезням смертные случаи за рассматриваемый период распределялись: чахотка y неевреев 35,2 (на 100 умерших), y евреев 27,2; нервные болезни у неевреев — 10,7, y евреев — 11,9; желудочные заболевания — y неевреев 11,6, y евреев 9,5. На 100 тыс. евреев самоубийц было 21,1, среди католиков 28,8, среди лиц других вероисповеданий 38,5. — У одних лишь евреев число мужчин превышает количество женщин, причем избыток мужчин среди евреев замечается более всего в категории от 15 до 50 лет.

Браки, смешанные браки

Один незаконнорожденный y евреев приходился на 8 рождений, y христиан на 3; в 1903 г. было заключено 1423 еврейских брака, причем в 1209 случаях оба вступившие в брак были евреями; в 111 случаях женщина была христианкой, а в 103 мужчина - христианином; смешанные браки составляли, таким образом, 17,7%. Процент смешанных браков за последнее десятилетие несколько увеличился: на 100 евреев, вступивших в брак, было сочетавшихся с христианками: в 1896—1900 гг. (в среднем) 6,71; в 1901—1902 гг. — 6,98; в 1903 г. — 8,41. Из 100 евреек вступило в брак с христианами в те же годы: 7,22; 7,86; 7,85. В огромном большинстве случаев дети от смешанных браков были при рождении крещены. В 1902 г. христианство приняли 10 человек, в 1903 г. — 4, в 1904 г. — 9, в 1905 г. — 19 человек.

Образование

Из евреев первой категории 45788 владели венгерским языком, 5370 немецким и лишь 254 хорватским и другими языками; из второй категории 77388 человек знало венгерский и немецкий языки, 1672 немецкий и хорватский и лишь 16 человек не владело ни венгерским, ни немецким языками.

В университете в 1904 г. было 1739 студентов-евреев (31,2% всех студентов), причем на юридическом факультете 1035 (31,1%), на медицинском 318 (45,4%), на философском 349 (28,2%) и на фармацевтическом отделении 37 (28,5%). В политехникуме обучалось 679 евреев (46,3% всех учащихся); в высших художественных школах 5 человек (16,7%); в Музыкальной академии 186 (44,0%); в театральных школах 66 (20,1%); на фельдшерских курсах 14 (10,9%); в учительской семинарии 67 человек (25%). В Еврейской богословской семинарии слушателей числилось: в 1900 г. — 51, в 1901 г. — 63, в 1902 г. — 69, в 1903 г. — 79, в 1904 г. — 81, в 1905 г. — 84; преподавание велось на венгерском языке; в 1905 году состояло 8 ординарных профессоров и 2 экстраординарных; среди слушателей было 2 иностранца и три австрийца. В библиотеке Landesrabbiner bildungsanstalt, основанной в 1877 г. было в 1904 г. 16572 тома, расходы равнялись 3400 кронам, посетителей было 486, взятых книг 932. Из 746 будапештских (вместе с пригородами) Alltägliche Elementarschulen было в 1904 г. 36 еврейских (во всей Венгрии 426 евр. школ); мужских еврейских Bürgerschulen было два: Веселени с 305 учащимися и 14 учащими и Мункачи с 133 учениками и 10 учителями; женская Bürgerschule одна с 11 учащими, 504 учащимися; содержание ее равнялось 48470 кронам. Учительских семинарий (Lehrerbildungsanstalten) — одна с 11 учителями и 150 учениками; содержание семинарии обошлось в 1904 г. в 40060 крон. В государственном Институте для слепых обучалось 9 евреев на 141 чел.; в учреждениях для глухонемых — 5 на 75; кроме того, в еврейском училище для глухонемых были 53 мальчика и 36 девочек (9 учителей); в школах для идиотов и отсталых детей было 78 евреев на 186 человек. В государственных детских приютах было 524 евреев на 5267 детей.

Вторая мировая война

Накануне Второй мировой войны под влиянием нацизма усилились гонения на евреев Будапешта. В 1941 г. в Будапеште было 1 712 000 жителей, из них — около 184 тыс. евреев. Кроме того, в Будапеште проживали 62 тыс. крещеных евреев, которые, в соответствии с венгерскими антиеврейскими законами, считались евреями и подвергались репрессиям.

С момента вступления Венгрии в войну летом 1941 г. и до начала немецкой оккупации 19 марта 1944 г. погибло 15 350 евреев Будапешта. Летом 1944 г. около 220 тыс. евреев Будапешта были сконцентрированы приблизительно в двух тысячах домов, отмеченных желтыми звездами. 25 июня для них был введен комендантский час, и они стали вести жизнь заключенных. Отсюда были депортированы (и позднее уничтожены) свыше ста тысяч евреев. В июне-июле 1944 г. Чарлз Лутц и Рауль Валленберг начали кампанию по спасению евреев в дипломатических миссиях нейтральных держав (в основном Швейцарии и Швеции) и в домах, которые были под правовой защитой этих миссий.

Ко времени освобождения Будапешта в двух основных гетто и в дипломатических миссиях нейтральных стран находилось около 94 тыс. евреев. Около 25 тыс. евреев выжили в подполье. Позднее примерно 20 тыс. евреев возвратились из концентрационных лагерей и трудовых команд.

После Второй мировой войны

В 1974 г. в Будапеште проживало около 65 тыс. евреев; из них большинство старше 60 лет. Деятельность еврейской религиозной общины контро­ли­ро­валась департаментом по вопросам религии, который подчиняется министерству внутренних дел. Община делилась на реформистов (около 80% всех верующих) и ортодоксов.

В Будапеште функционировали реформистская раввинская семинария, ортодоксальная иешива и Талмуд-Тора, а также еврейская средняя школа, дом престарелых, приют, больница и пекарня для выпечки мацы. В Будапеште на улице Дохани действует самая большая в Европе синагога. В доме, где родился Т. Герцль, открыт Еврейский музей. В будапештской раввинской семинарии - единственной в Восточной Европе - обучались в социалистическое время раввины всех стран соцлагеря.

По данным переписи населения Венгрии в 1999 г., в стране проживали 51 300 евреев. Однако демографы считают, что на самом деле еврейское население Венгрии составляет не менее 150 тысяч человек. 90% венгерских евреев проживают в столице страны Будапеште. В Будапеште находятся центры основных организаций венгерских евреев: Федерации еврейских общин Венгрии, Автономной ортодоксальной общины, Союза еврейских общин Венгрии консервативного направления. В Будапеште с 1992 г. действует реформистская община «Сим Шалом», которую возглавляет женщина-раввин. С конца 1990-х гг. в городе активно действует движение хасидов Хабада. В Будапеште есть синагоги ортодоксального, консервативного и прогрессивного направлений. В городе действуют три еврейские начальные школы, одна средняя, несколько еврейских детских садов, раввинский семинар и учительский колледж.

В то же время большинство еврейского населения Будапешта далеки как от религии, так и от других форм еврейской жизни. Только небольшая часть еврейских детей школьного возраста посещают еврейские школы.

Весной 2001 г. представители еврейских общин Чехии, Словакии, Венгрии и Польши решили создать при Центральном европейском университете в Будапеште специальный фонд, который предоставляет стипендии студентам и молодым ученым на исследовательские работы, посвященные истории и культуре евреев Центральной и Восточной Европы. Центр также проводит популярные лекции по еврейской тематике и проводит научные конференции.

В Будапеште выходят основные печатные органы еврейской общины страны. Венгерская еврейская культурная ассоциация выпускает ежемесячник «Сомбат». Раз в квартал выходит литературно-художественный журнал «Мулт эш йове».

В Будапеште часто проходят конференции, семинары, фестивали, посвященные истории, культуре, общественной деятельности евреев Европы. Так, в июне 2001 г. 130 представительниц из двадцати европейских стран прибыли в Будапешт на конференцию Международного совета еврейских женщин. 16 апреля 2001 г. (день, когда в 1944 г. в городе было создано гетто) в Венгрии был впервые проведен день памяти жертв Катастрофы.

В Будапеште редки случаи проявления антисемитизма. В 2003 г. были осквернены памятники на еврейском кладбище, в 2003 г. скинхеды пытались сорвать празднование Хануки.

Еврейские места Будапешта

Большая синагога на улице Дохань является крупнейшей в Европе и второй в мире. Она вмещает до 3000 молящихся. Длина здания — 75 м, ширина — 27 м. Синагога была построена в 1854—1859 гг. в мавританском стиле по проекту архитектора Людвига Фёрстера. Интерьер был выполнен по проекту Фридеша Фезля. Площадь перед синагогой носит имя Теодора Герцля, который родился в близлежащем здании.

  • Теодор Герцль — (нем. Theodor Herzl; 2 мая 1860 Будапешт — 3 июля 1904 Эдлах, Австрия, похоронен в Иерусалиме) — австрийский писатель еврейского происхождения, журналист. Основоположник идеологии сионизма. В Израиле больше известен как Биньямин-Зеев Герцль (ивр. בנימין-זאב הרצל‎)


Ссылки

Статья «Будапешт» в Электронной еврейской энциклопедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация