Йехезкель (Иезекиил), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Ссылки: дополнение) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 1 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
[[Файл:Ezekiel.jpg|200px|right|thumb|Микеланджело. Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, Ватикан]] | [[Файл:Ezekiel.jpg|200px|right|thumb|Микеланджело. Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, Ватикан]] | ||
- | '''Книга пророка Йехезкеля''' ({{lang-he|יְחֶזְקֵאל}} | + | '''Книга пророка Йехезкеля''' (в русской традиции - '''Иезекиила''') ({{lang-he|יְחֶזְקֵאל}} - "Господь укрепит") — часть [[ТаНаХ]]а, третья книга «больших [[Пророки И Пророчество|пророков]]». Состоит из 48 глав. |
+ | == Исторический фон == | ||
+ | Содержащиеся в книге Йехезкеля пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. до н. э., то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь [[Цидкияhу]], надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 г. до н. э.). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 г. до н. э. [[Навуходоносор II|[Навуходоносором]]; [[Храм]] был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию. | ||
- | == | + | В число пленных попала царская семья и князья; всё храброе войско; плотники и кузнецы. С тяжёлыми чувствами пленённые израильтяне завершили своё утомительное путешествие, оставив позади гористую местность с природными источниками вод и долинами и оказавшись на одной из необъятных равнин. Теперь они жили у реки Ховар, в самом сердце могущественной державы, в окружении народа, который имел чуждые им обычаи и поклонялся языческим божествам. Навуходоносор разрешил израильтянам владеть собственными домами, держать слуг и заниматься ремёслами и торговлей<ref>{{Библия|Иез|8:1}}; Иер. 29:5—7; Езд. 2:65</ref>. |
+ | == Биография пророка Йехезкеля == | ||
+ | Сведения о личности пророка крайне скудны. | ||
- | + | Йехезкель сын Бузи родился в [[Иудея|Иудее]] и был [[Коэны|коheном]]<ref>4 Цар. 24:11—17; {{Библия|Иез|1:1—3}}</ref>. Его жена умерла во время осады [[Иерусалим]]а войсками [[Навуходоносор II|Навуходоносора]]<ref>24:2, 18</ref> , а сам он первым караваном пленных в [[597 до н. э.|597 году до н. э.]] был уведён в [[Вавилония|Вавилонию]] и жил в посёлке [[Тель-Авив (Месопотамия)|Тель-Авив]] у реки [[Ховар]] близ [[Ниппур]]а, одного из религиозных центров Вавилонии. | |
- | Йехезкель был | + | В пятом году пленения [[Иоаким]]а, Йехезкель был призван Богом к пророческому служению: пророку были явлены от [[Бог]]а несколько видений, с которых в [[592 до н. э.|592 году до н. э.]] началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась [[синагога]]). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез. 1:1, 2; 29:17). |
- | + | Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны, по преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенных в 32 км от городе [[Хилла]]. | |
- | + | == Краткое содержание книги == | |
- | + | ||
- | + | === Структура книги === | |
+ | Книга Иехезкель представляет собой изложение от первого лица видений пророка и обращенных к нему слов Бога. Тематически пророчества подразделяются на две основные части: | ||
+ | # пророчества о наказании Израиля за нарушение [[Завет|Завета]] (главы 1–24) и | ||
+ | # пророчества о его будущем возрождении (главы 25–48). Первые восемь глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом народов, враждебных Израилю (главы 25–32). | ||
+ | [[Файл:Prorok Ieh (Vrub).jpg|250px|right|thumb|Врубель, Видение пророка Иезекииля, 1906]] | ||
+ | Вся история Израиля представляется Йехезкелю непрерывным нарушением Завета: Израиль допустил в свое сердце идолов (14:3), поступив тем самым хуже язычников, которые не заключали завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (5:6). Бог посылает пророка к «мятежному дому» Израиля, чтобы оповестить его о Своем гневе; пророк видит свиток, на котором написано: «''Плач, и стон, и горе''» (2:10). Несчастья, обрушившиеся на Израиль и ожидающие его в будущем, являются наказанием за порочность и беззаконие народа, и гнев Бога будет беспощаден (7:3–4). Суд над Израилем будет совершен посредством тех народов, богам которых служит Израиль (16:37–41). Йехезкель пророчествует о падении Иерусалима: «''Как дерево виноградной лозы... Я отдал огню на съедение, так отдам ему жителей Иерусалима... и узнаете, что Я — Господь, когда обращу против них лице Мое''» (15:5–6). | ||
- | + | Йехезкель настаивает на безусловной справедливости отношения Бога к своему народу (18:25–29). Пословица «''отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина''» (18:2) — ложна: сын не понесет вины отца, кающийся не погибнет (18:20–21), ибо Божий суд справедлив и основан на оценке действий человека. Покаяние принесет спасение: беззаконник, раскаявшийся в своих грехах и обратившийся к соблюдению данных Богом законов, будет жив, а отступивший от Закона праведник погибнет. Бог будет судить каждого «по путям его», а потому Он устами пророка призывает Израиль покаяться в грехах, чтобы «нечестие не было вам преткновением» (18:30). | |
- | == Влияние на мировую культуру == | + | Однако справедливость не является единственной основой, на которой зиждется отношение Бога к Израилю; в равной степени это отношение основывается на заинтересованности Бога в сохранении и возрождении Израиля: «Так говорит Господь Бог: «хотя Я удалил их к народам, и хотя Я рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они... Я соберу вас из народов, и возвращу вас... и дам вам землю Израиля» (11:16–17). Отношение Бога к Израилю носит особый характер, и его наказание не имеет целью уничтожение народа. Более того, Бог покарает народы, насмехающиеся над Израилем в его падении: Йехезкель пророчит о гибели [[Аммон]]а, [[Моав]]а, [[Эдом]]а и [[Филистимляне|Филистии]] (глава 25), [[Тир|Тира]] (26–28), [[Сидон]]а (28). Сокрушен будет и фараон и вся его земля за то, что не оказали действенной помощи восставшей против Вавилонии Иудее (главы 29–32): «потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою» (29:6). |
+ | |||
+ | Грядущее восстановление Израиля в его земле не может быть, однако, обусловлено раскаянием Израиля, ибо он слишком далек от того, чтобы раскаяться (20:31–32). Новый исход, предвещаемый Йехезкелем, обусловлен не поведением Израиля, а волей Бога, его особым отношением к Израилю (20:34–37). Пророчество о грядущем восстановлении принимает у Йехезкеля форму видения сухих костей, покрывающихся плотью и воскресающих к жизни (37:1–10); устами пророка Бог обращается к Своему народу: «... вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших в землю Израилеву» (37:12). | ||
+ | |||
+ | Если раскаяние не может стать причиной исхода, исход будет причиной раскаяния и обновления Израиля: после того, как Бог восстановит Свой народ в его земле и вновь введет его «в узы Завета», Израиль будет послушен своему Богу; не сам Израиль сделает себе новое сердце, но Бог возьмет «каменное сердце» Израиля и заменит его сердцем из плоти, чтобы Израиль был послушен Ему и Его заповедям (11:19–20). Израиль будет носителем вечного благословения, которое станет свидетельством силы Бога перед другими народами. | ||
+ | |||
+ | Пророчество о будущем восстановлении Израиля включает в себя детальное описание новых границ страны и наделов колен, устройства Храма и храмовой службы (глава 40:48). У Йехезкеля отсутствуют эсхатологические идеи о грядущем единстве всего человечества перед лицом Бога, характерные для [[Исайя|Исайи]] и [[Иеремия|Иеремии]]: он последовательно придерживается традиционной точки зрения, согласно которой, хотя Бог правит всеми народами, Его особая милость распространяется только на Израиль. | ||
+ | == Библейская критика == | ||
+ | |||
+ | Авторство книги, носящей имя Йехезкеля, и её принадлежность к [[Библейский канон|библейскому канону]] никогда не оспаривались. Книга вошла в канон во дни [[Эзра_(Ездра),_библейская_книга|Эзры]]. Достоверность книги подтверждается также поразительным сходством символических образов, содержащихся в книге Иезекииля и в [[Плач Иеремии|книгах Иереми́и]] (Иез. 24:2—12 — Иер. 1:13—15; Иез. 23:1—49 — Иер. 3:6—11; Иез. 18:2—4 — Иер. 31:29, 30). | ||
+ | |||
+ | Критическое исследование книги Йехезкель обнаруживает наличие редакторской обработки текста, однако вопрос в том, принадлежит ли эта обработка самому Йехезкелю или относится к более позднему времени, остается спорным. Книга Йехезкель выдержана в едином стилистическом ключе и отличается усложненной драматической образностью, оказавшей значительное влияние на еврейскую литературу. Йехезкель впервые широко вводит в пророческую литературу видения, и жанр пророчества-видения, характерный для позднейшей [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературы]], восходит именно к нему. Пророчества Йехезкеля обнаруживают беспримерную для древней литературы душевную напряженность и исключительное творческое воображение. Характерное для Йехезкеля мировоззрение жреца, проникнутого сознанием первостепенной важности храмового культа, обнаруживается также и в беспощадных обличениях несомненно преувеличиваемой пророком приверженности евреев к языческим культам. Гротескные образы и причудливые метафоры в пророчествах Йехезкеля во многом навеяны воспоминаниями о свершении культа в Иерусалимском храме, а также впечатлениями от монументальной храмовой скульптуры Вавилона. | ||
+ | |||
+ | Пророчества Йехезкеля показывают его прекрасное знание священнической литературы, однако описание устройства будущего Храма не соответствует разрушенному Храму, а детали обновленного культа расходятся со священническим кодексом Пятикнижия. Схематический раздел земли Израиля между племенами у Йехезкеля также не соответствует библейским источникам и исторически сложившемуся расселению. | ||
+ | == Значение книги Йехезкеля == | ||
+ | Йехезкель был первым пророком [[Диаспора|диаспоры]] и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии. Возведя в степень цельной доктрины спорадические высказывания Библии о личной ответственности человека за свои поступки<ref>Втор. 24:16; II Ц. 14:6; Иер. 31:29–30</ref>, Йехезкель внес важный вклад в развитие иудаизма. В целом доктрина Йехезкеля о заинтересованности Бога в Израиле и о грядущем его восстановлении в собственной земле должна была укрепить в изгнанниках волю противостоять ассимиляции и надежду на национальное будущее и таким образом подготовить их к возвращению из вавилонского плена, которое и началось в 538 г. до н. э. Аллегорические картины и символические образы видений Йехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику. Видение [[Меркава (Каббала)|«Божественной колесницы»]] (1:4–28) послужило одной из основ [[Каббала|каббалистической]] литературы. | ||
+ | === Влияние на мировую культуру === | ||
* В культовом фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" один из персонажей дважды цитирует стих из книги пророка Йехезкиля, который впрочем никакого отношения к этой книге не имеет. | * В культовом фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" один из персонажей дважды цитирует стих из книги пророка Йехезкиля, который впрочем никакого отношения к этой книге не имеет. | ||
* В 2002 году в Москве была создана музыкальная группа "Иезекииль 25:17" | * В 2002 году в Москве была создана музыкальная группа "Иезекииль 25:17" | ||
- | + | == Сноски == | |
+ | <references/> | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.bible-center.ru/book/iezekiil Толкование на книгу пророка Иезекииля] | * [http://www.bible-center.ru/book/iezekiil Толкование на книгу пророка Иезекииля] | ||
Строка 40: | Строка 66: | ||
* [http://toraonline.ru/neviim/yechezkel.htm Книга пророка Йехезкеля] | * [http://toraonline.ru/neviim/yechezkel.htm Книга пророка Йехезкеля] | ||
* [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t1201.htm Книга пророка Йехезкеля ('''иврит''')] | * [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t1201.htm Книга пророка Йехезкеля ('''иврит''')] | ||
+ | == См. также == | ||
+ | [[Гог И Магог]] | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11710|ИЕХЕЗКЕЛЬ}} | ||
{{Книги ТаНаХа}} | {{Книги ТаНаХа}} | ||
{{Библейские пророки|Письменные}} | {{Библейские пророки|Письменные}} | ||
[[Категория:Книги ТаНаХа]] | [[Категория:Книги ТаНаХа]] | ||
- | |||
[[Категория:Книги по алфавиту]] | [[Категория:Книги по алфавиту]] | ||
[[Категория:Библейские персонажи]] | [[Категория:Библейские персонажи]] |
Версия 10:44, 22 апреля 2013
Источник: | |||||||||||
|
Книга пророка Йехезкеля (в русской традиции - Иезекиила) (ивр. יְחֶזְקֵאל - "Господь укрепит") — часть ТаНаХа, третья книга «больших пророков». Состоит из 48 глав.
Содержание |
Исторический фон
Содержащиеся в книге Йехезкеля пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. до н. э., то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь Цидкияhу, надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 г. до н. э.). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 г. до н. э. [Навуходоносором; Храм был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию.
В число пленных попала царская семья и князья; всё храброе войско; плотники и кузнецы. С тяжёлыми чувствами пленённые израильтяне завершили своё утомительное путешествие, оставив позади гористую местность с природными источниками вод и долинами и оказавшись на одной из необъятных равнин. Теперь они жили у реки Ховар, в самом сердце могущественной державы, в окружении народа, который имел чуждые им обычаи и поклонялся языческим божествам. Навуходоносор разрешил израильтянам владеть собственными домами, держать слуг и заниматься ремёслами и торговлей[1].
Биография пророка Йехезкеля
Сведения о личности пророка крайне скудны.
Йехезкель сын Бузи родился в Иудее и был коheном[2]. Его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора[3] , а сам он первым караваном пленных в 597 году до н. э. был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии.
В пятом году пленения Иоакима, Йехезкель был призван Богом к пророческому служению: пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 году до н. э. началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез. 1:1, 2; 29:17).
Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны, по преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенных в 32 км от городе Хилла.
Краткое содержание книги
Структура книги
Книга Иехезкель представляет собой изложение от первого лица видений пророка и обращенных к нему слов Бога. Тематически пророчества подразделяются на две основные части:
- пророчества о наказании Израиля за нарушение Завета (главы 1–24) и
- пророчества о его будущем возрождении (главы 25–48). Первые восемь глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом народов, враждебных Израилю (главы 25–32).
Вся история Израиля представляется Йехезкелю непрерывным нарушением Завета: Израиль допустил в свое сердце идолов (14:3), поступив тем самым хуже язычников, которые не заключали завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (5:6). Бог посылает пророка к «мятежному дому» Израиля, чтобы оповестить его о Своем гневе; пророк видит свиток, на котором написано: «Плач, и стон, и горе» (2:10). Несчастья, обрушившиеся на Израиль и ожидающие его в будущем, являются наказанием за порочность и беззаконие народа, и гнев Бога будет беспощаден (7:3–4). Суд над Израилем будет совершен посредством тех народов, богам которых служит Израиль (16:37–41). Йехезкель пророчествует о падении Иерусалима: «Как дерево виноградной лозы... Я отдал огню на съедение, так отдам ему жителей Иерусалима... и узнаете, что Я — Господь, когда обращу против них лице Мое» (15:5–6).
Йехезкель настаивает на безусловной справедливости отношения Бога к своему народу (18:25–29). Пословица «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (18:2) — ложна: сын не понесет вины отца, кающийся не погибнет (18:20–21), ибо Божий суд справедлив и основан на оценке действий человека. Покаяние принесет спасение: беззаконник, раскаявшийся в своих грехах и обратившийся к соблюдению данных Богом законов, будет жив, а отступивший от Закона праведник погибнет. Бог будет судить каждого «по путям его», а потому Он устами пророка призывает Израиль покаяться в грехах, чтобы «нечестие не было вам преткновением» (18:30).
Однако справедливость не является единственной основой, на которой зиждется отношение Бога к Израилю; в равной степени это отношение основывается на заинтересованности Бога в сохранении и возрождении Израиля: «Так говорит Господь Бог: «хотя Я удалил их к народам, и хотя Я рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они... Я соберу вас из народов, и возвращу вас... и дам вам землю Израиля» (11:16–17). Отношение Бога к Израилю носит особый характер, и его наказание не имеет целью уничтожение народа. Более того, Бог покарает народы, насмехающиеся над Израилем в его падении: Йехезкель пророчит о гибели Аммона, Моава, Эдома и Филистии (глава 25), Тира (26–28), Сидона (28). Сокрушен будет и фараон и вся его земля за то, что не оказали действенной помощи восставшей против Вавилонии Иудее (главы 29–32): «потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою» (29:6).
Грядущее восстановление Израиля в его земле не может быть, однако, обусловлено раскаянием Израиля, ибо он слишком далек от того, чтобы раскаяться (20:31–32). Новый исход, предвещаемый Йехезкелем, обусловлен не поведением Израиля, а волей Бога, его особым отношением к Израилю (20:34–37). Пророчество о грядущем восстановлении принимает у Йехезкеля форму видения сухих костей, покрывающихся плотью и воскресающих к жизни (37:1–10); устами пророка Бог обращается к Своему народу: «... вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших в землю Израилеву» (37:12).
Если раскаяние не может стать причиной исхода, исход будет причиной раскаяния и обновления Израиля: после того, как Бог восстановит Свой народ в его земле и вновь введет его «в узы Завета», Израиль будет послушен своему Богу; не сам Израиль сделает себе новое сердце, но Бог возьмет «каменное сердце» Израиля и заменит его сердцем из плоти, чтобы Израиль был послушен Ему и Его заповедям (11:19–20). Израиль будет носителем вечного благословения, которое станет свидетельством силы Бога перед другими народами.
Пророчество о будущем восстановлении Израиля включает в себя детальное описание новых границ страны и наделов колен, устройства Храма и храмовой службы (глава 40:48). У Йехезкеля отсутствуют эсхатологические идеи о грядущем единстве всего человечества перед лицом Бога, характерные для Исайи и Иеремии: он последовательно придерживается традиционной точки зрения, согласно которой, хотя Бог правит всеми народами, Его особая милость распространяется только на Израиль.
Библейская критика
Авторство книги, носящей имя Йехезкеля, и её принадлежность к библейскому канону никогда не оспаривались. Книга вошла в канон во дни Эзры. Достоверность книги подтверждается также поразительным сходством символических образов, содержащихся в книге Иезекииля и в книгах Иереми́и (Иез. 24:2—12 — Иер. 1:13—15; Иез. 23:1—49 — Иер. 3:6—11; Иез. 18:2—4 — Иер. 31:29, 30).
Критическое исследование книги Йехезкель обнаруживает наличие редакторской обработки текста, однако вопрос в том, принадлежит ли эта обработка самому Йехезкелю или относится к более позднему времени, остается спорным. Книга Йехезкель выдержана в едином стилистическом ключе и отличается усложненной драматической образностью, оказавшей значительное влияние на еврейскую литературу. Йехезкель впервые широко вводит в пророческую литературу видения, и жанр пророчества-видения, характерный для позднейшей апокалиптической литературы, восходит именно к нему. Пророчества Йехезкеля обнаруживают беспримерную для древней литературы душевную напряженность и исключительное творческое воображение. Характерное для Йехезкеля мировоззрение жреца, проникнутого сознанием первостепенной важности храмового культа, обнаруживается также и в беспощадных обличениях несомненно преувеличиваемой пророком приверженности евреев к языческим культам. Гротескные образы и причудливые метафоры в пророчествах Йехезкеля во многом навеяны воспоминаниями о свершении культа в Иерусалимском храме, а также впечатлениями от монументальной храмовой скульптуры Вавилона.
Пророчества Йехезкеля показывают его прекрасное знание священнической литературы, однако описание устройства будущего Храма не соответствует разрушенному Храму, а детали обновленного культа расходятся со священническим кодексом Пятикнижия. Схематический раздел земли Израиля между племенами у Йехезкеля также не соответствует библейским источникам и исторически сложившемуся расселению.
Значение книги Йехезкеля
Йехезкель был первым пророком диаспоры и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии. Возведя в степень цельной доктрины спорадические высказывания Библии о личной ответственности человека за свои поступки[4], Йехезкель внес важный вклад в развитие иудаизма. В целом доктрина Йехезкеля о заинтересованности Бога в Израиле и о грядущем его восстановлении в собственной земле должна была укрепить в изгнанниках волю противостоять ассимиляции и надежду на национальное будущее и таким образом подготовить их к возвращению из вавилонского плена, которое и началось в 538 г. до н. э. Аллегорические картины и символические образы видений Йехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику. Видение «Божественной колесницы» (1:4–28) послужило одной из основ каббалистической литературы.
Влияние на мировую культуру
- В культовом фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" один из персонажей дважды цитирует стих из книги пророка Йехезкиля, который впрочем никакого отношения к этой книге не имеет.
- В 2002 году в Москве была создана музыкальная группа "Иезекииль 25:17"
Сноски
- ↑ Иез.8:1; Иер. 29:5—7; Езд. 2:65
- ↑ 4 Цар. 24:11—17; Иез.1:1—3
- ↑ 24:2, 18
- ↑ Втор. 24:16; II Ц. 14:6; Иер. 31:29–30
Ссылки
- Толкование на книгу пророка Иезекииля
- Книга пророка Иезекииля (Йехезкела) из ТаНаХа
- Книга пророка Йехезкеля
- Книга пророка Йехезкеля (иврит)
См. также
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|