Назир (Назорей)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские обряды» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | + | '''Назир''' ( נָזִיר «посвящённый Богу»,в обычной русской транскрипции «назорей») – человек, бравший на себя обет не пить вина и не есть винограда, не стричь волосы и не оскверняться прикосновением к мертвым, см. Числа 6:1-21. | |
+ | |||
+ | Этим обетом назир, уподобляя себя священнику на службе в Храме, стремился пробудить своих современников к духовному возрождению. | ||
Термин иногда ошибочно используется также в значении «назарянин» (житель города [[Назарет]]а).<ref name="а">[http://www.bible-center.ru/btsearch?text=назорей&sub1=nt&cont=synnew_ru&words=2 Библия-центр 1]</ref> | Термин иногда ошибочно используется также в значении «назарянин» (житель города [[Назарет]]а).<ref name="а">[http://www.bible-center.ru/btsearch?text=назорей&sub1=nt&cont=synnew_ru&words=2 Библия-центр 1]</ref> | ||
- | + | == В Торе == | |
- | == В | + | |
Понятие "назир" вводится в Торе - Чис 6:1-21. | Понятие "назир" вводится в Торе - Чис 6:1-21. | ||
- | + | В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в [[Храм|Храме]] и начать свой обет сначала. | |
+ | == В ТаНаХе == | ||
- | + | дальнейших разделах [[ТаНаХ]]а назирами названы [[Самсон]] {{ВЗ2|назореем Божим от лона матери|Суд|13:5}} и пророк [[Самуил]] (Шмуэль 1:11). | |
+ | Шимшон и Шмуэль были «ненормальными назирами» - пожизненными назореями, и стали ими не по своей воле (обеты были наложены на них до рождения, и даже до зачатия). Хана, мать Шмуэля, наложила на него пожизненный обет назорейства, когда просила у Бога сына («и бритва не коснется головы его»), что касается Шимшона, в отношении него это же указание исходит от ангела. | ||
- | + | При этом, в отличие от назорейства Шимшона, которое играло важную роль в его жизни и несколько раз всплывает в историях о нем, - назорейство Шмуэля упоминается лишь в указанном стихе, и больше о нем ничего не известно. | |
- | + | Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни ({{Библия|Амос|2:11| ,12}}). | |
- | |||
- | + | == Во Втором Храме и в Талмуде == | |
- | + | О назореях упоминают историк [[Иосиф Флавий]] и [[Талмуд]]. | |
Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица [[Адиабена|Адиабены]] [[Елена]], перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы [[Гилель|Гилельа]] постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет. | Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица [[Адиабена|Адиабены]] [[Елена]], перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы [[Гилель|Гилельа]] постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет. | ||
- | |||
В целом Талмуд не одобряет практики назорейства, так как [[Аскетизм|аскетизм]] противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). | В целом Талмуд не одобряет практики назорейства, так как [[Аскетизм|аскетизм]] противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). | ||
- | + | == В Новом завете == | |
+ | В [[Новый Завет|Новом Завете]] и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был [[Иоанн Креститель]] ({{Библия|Лук|1:15}}), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне. | ||
+ | Лица, произнесшие обет назорейства вне [[Иудея|Иудеи]] и не имевшие возможности явиться в [[Иерусалимский Храм]] по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. По сему-то [[апостол Павел]], произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в [[Коринф]]е остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.<ref>{{Библия|Деян|18:18}}</ref> | ||
+ | Согласно Библии, [[Самсон]] (Суд. 13:7) и, видимо, пророк [[Самуил]] (I Сам. 1:28) были пожизненными назореями (однако вопреки библейскому кодексу о назореях Самсон не избегал прикосновения к убитым — Суд. 14:19). | ||
+ | |||
+ | == В средние века == | ||
+ | |||
+ | Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово "назир" стало в иврите обозначать монаха в применении к другим религиям). | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 06:18, 21 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Назир ( נָזִיר «посвящённый Богу»,в обычной русской транскрипции «назорей») – человек, бравший на себя обет не пить вина и не есть винограда, не стричь волосы и не оскверняться прикосновением к мертвым, см. Числа 6:1-21.
Этим обетом назир, уподобляя себя священнику на службе в Храме, стремился пробудить своих современников к духовному возрождению.
Термин иногда ошибочно используется также в значении «назарянин» (житель города Назарета).[1]
Содержание |
В Торе
Понятие "назир" вводится в Торе - Чис 6:1-21.
В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в Храме и начать свой обет сначала.
В ТаНаХе
дальнейших разделах ТаНаХа назирами названы Самсон «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5) и пророк Самуил (Шмуэль 1:11).
Шимшон и Шмуэль были «ненормальными назирами» - пожизненными назореями, и стали ими не по своей воле (обеты были наложены на них до рождения, и даже до зачатия). Хана, мать Шмуэля, наложила на него пожизненный обет назорейства, когда просила у Бога сына («и бритва не коснется головы его»), что касается Шимшона, в отношении него это же указание исходит от ангела.
При этом, в отличие от назорейства Шимшона, которое играло важную роль в его жизни и несколько раз всплывает в историях о нем, - назорейство Шмуэля упоминается лишь в указанном стихе, и больше о нем ничего не известно.
Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).
Во Втором Храме и в Талмуде
О назореях упоминают историк Иосиф Флавий и Талмуд.
Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет (Бр. 63а). Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней (Наз. 1:3). Правила обета были действительны только в Эрец-Исраэль. Рассказывается, что царица Адиабены Елена, перешедшая в иудаизм, приняла семилетний обет назорейства, однако когда она после этого прибыла в Эрец-Исраэль, законоучители школы Гилельа постановили, что она должна оставаться назореем еще семь лет.
В целом Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.).
В Новом завете
В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.
Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский Храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.[2]
Согласно Библии, Самсон (Суд. 13:7) и, видимо, пророк Самуил (I Сам. 1:28) были пожизненными назореями (однако вопреки библейскому кодексу о назореях Самсон не избегал прикосновения к убитым — Суд. 14:19).
В средние века
Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово "назир" стало в иврите обозначать монаха в применении к другим религиям).
Примечания
- ↑ Библия-центр 1
- ↑ Деян.18:18
ja:ナジル人
nl:Nazireeër no:Nazireer pl:Nazireat pt:Nazireu sh:Naziriti sv:Nasaré tl:Nazareozh:拿细耳人
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.