Двинск (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ= | + | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=1}} |
'''Да́угавпилс''',({{lang-lv|Daugavpils}}, {{lang-ltg|Daugpiļs}}, {{lang-lt|Daugpilis}}, {{lang-de|Dünaburg}}, {{lang-pl|Dyneburg, | '''Да́угавпилс''',({{lang-lv|Daugavpils}}, {{lang-ltg|Daugpiļs}}, {{lang-lt|Daugpilis}}, {{lang-de|Dünaburg}}, {{lang-pl|Dyneburg, |
Версия 10:18, 18 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Да́угавпилс,(латыш. Daugavpils, латг. Daugpiļs, лит. Daugpilis, нем. Dünaburg, польск. Dyneburg, Dźwińsk, Dźwinów, белор. Даўгаўпілс, Дзвінск[сн 1], идиш דענענבורג (Дененбург)) — город в Латвии, второй по величине и значению после столицы Риги, районный центр в Латвийской Республике, расположен на реке Даугава (Западная Двина).
В еврейской истории город известен как Двинск.
Содержание |
История
- В источниках впервые упоминается в 1275 году.
- До 1558 в составе Ливонии,
- С 1558 в составе Речи Посполитой
- Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г.
- С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии,
- в 1940–1991 гг. — в составе СССР.
- С 1582 г. Магдебургское право.[1]
Еврейская история города
Евреи жили в Двинске со второй половины XVIII в. Тогда же была образована община.
В Российской империи Двинск входил в черту оседлости.
До Второй мировой войны был населен преимущественно евреями.
Евреи составляли значительный процент населения города.
- 1772 г. - в Двинске проживали 136 евреев (31,3% от всего населения)
- 1787 г. — 783 еврея
- 1815 г. — 1559 евреев (57%)
Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Двинска был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель.
В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести.
В 1847 г. в Двинске жили 2918 евреев.
Город начал развиваться с 1860-х гг. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Двинск стал железнодорожным узлом.
Двинск стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив.
Около 1886 г. общину митнагдим возглавил рав Меир Симха а-Коэн (1887–1926).
Во главе хасидов с 1889 г. стоял Гаон из Рогачева, рав Йосеф Розен.
К началу XX в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Двинска, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины).
По переписи 1897 г. в Двинске проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер.
В 1897 г. в Двинске было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты.
По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения).
В начале XX в. в Двинске проживало 46% евреев.
Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и Поалей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.
Во время Первой мировой войны Двинску был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город.
В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%).
В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское движение, в особенности партия Цеирей Цион.
В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей.
Существовали также
- еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите,
- профессиональная школа ОРТ и
- местная еврейская спортивная организация.
Общинные учреждения включали
- больницу,
- аптеку,
- дом престарелых,
- сиротский дом,
- библиотеку и
- три народных банка.
Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев.
Вторая мировая война
В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу.
26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться.
Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов.
В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат.
В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея.
Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д.
после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства».
В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны.
Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г.
Послевоенное время
В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев.
Культурная и образовательная деятельность
В 1974 г. была открыта синагога.
В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа.
В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии.
После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль.
В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община (председатель Софья Меирова, родилась в 1949 г.).
В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны.
Известные жители-евреи
- Меир Симха а-Коэн (1887–1926).
- Гаон из Рогачева
- рав Кук (1864–1935)
- Соломон Михоэлс (1890–1948), актер и режиссер.
Источники
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок.D0.92.D0.AD_9_.D0.94.D0.B2
не указан текст
- ↑ На тарашкевице (варианте белорусской орфографии, основывающейся на правилах белорусского языка до Реформы белорусского правописания 1933 года) название города пишется Дзьвінск.