Деварим (Второзаконие), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «{{Книги Ветхого Завета}}» на «{{Книги ТаНаХа}}») |
м (→Ссылки: сокращение) |
||
(8 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 28: | Строка 28: | ||
| Следующая = [[Книга Иисуса Навина]] | | Следующая = [[Книга Иисуса Навина]] | ||
}} | }} | ||
- | '''Второзако́ние''' ({{lang-he|דְּבָרִים}}, '''''Двари́м''''' — «Слова»; {{lang-la|Deuteronomium}}; {{lang-grc|Δευτερονόμιον}}) — пятая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]) | + | |
+ | |||
+ | '''Второзако́ние''' ({{lang-he|דְּבָרִים}}, '''''Двари́м''''' — «Слова»; {{lang-la|Deuteronomium}}; {{lang-grc|Δευτερονόμιον}}) — пятая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). В еврейских источниках эта книга также называется «'''''Мишне Тора'''''» (букв. `повторный закон`), поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.<ref>[[Сифрей]], Втор. 160; ср. Втор. 17:18; [[Талмуд]], Авода зара 25а</ref>. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через [[Иордан (река)|Иордан]] и завоевания [[Ханаан]]а. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица. | ||
+ | |||
== Название == | == Название == | ||
- | Слово «''Второзаконие''» происходит от греческого перевода (в [[Септуагинта|Септуагинте]]) библейского выражения {{lang-he|מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה}}<ref>Втор. 17:18</ref> (''мишне | + | Слово «''Второзаконие''» происходит от греческого перевода (в [[Септуагинта|Септуагинте]]) библейского выражения {{lang-he|מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה}}<ref>Втор. 17:18</ref> (''мишне hа-тора''; букв. `рукопись Торы, переписанная с другой рукописи`, `список Закона`) — {{lang-grc|Δευτερονόμιον}} (`второй закон` или `повторённый закон`). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на [[Синай (гора)|горе Синай]]. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства [[Книга Исход|книги Исход]]. |
+ | [[Файл: 10984_L.jpg|thumb|250px|right|[[Второзаконие]] Отрывок из книги Второзаконие. Папирус 2 в. до н. э. Библиотека Дж. Райлэндса. Манчестер.]] | ||
==Содержание книги== | ==Содержание книги== | ||
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть [[Земля Израиля|Обетованной земли]] и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.<ref>[http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина]</ref> | Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть [[Земля Израиля|Обетованной земли]] и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.<ref>[http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина]</ref> | ||
Строка 54: | Строка 58: | ||
---- | ---- | ||
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги. | Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги. | ||
+ | |||
== Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] == | == Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] == | ||
- | # Дварим (1:1-3:22) | + | # [[Дварим (недельный раздел)|Дварим]] (1:1-3:22) |
- | # Ваэтханан (3:23-7:11) | + | # [[Ваэтханан]] (3:23-7:11) |
- | # Экев (7:12-11:25) | + | # [[Экев]] (7:12-11:25) |
- | # | + | # [[Pэе]] (11:26-16:17) |
- | # Шофтим (16:18-21:9) | + | # [[Шофтим (недельный раздел)|Шофтим]] (16:18-21:9) |
- | # Ки-тецэ (21:10-25:19) | + | # [[Ки-тецэ]] (21:10-25:19) |
- | # Ки-таво (26:1-29:8) | + | # [[Ки-таво]] (26:1-29:8) |
- | # Ницавим (29:9-30:20) | + | # [[Ницавим]] (29:9-30:20) |
- | # Ваелех (31:1-31:30) | + | # [[Ваелех]] (31:1-31:30) |
- | # Аазину (32:1-32:52) | + | # [[Аазину]] (32:1-32:52) |
- | # Ве-зот ha-браха (33:1-34:12) | + | # [[Ве-зот ha-браха]] (33:1-34:12) |
==Происхождение книги== | ==Происхождение книги== | ||
+ | |||
===Авторство книги=== | ===Авторство книги=== | ||
Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. | Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. | ||
Строка 83: | Строка 89: | ||
Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.<ref>L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002</ref> | Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.<ref>L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002</ref> | ||
+ | |||
==Значение книги== | ==Значение книги== | ||
С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля. | С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля. | ||
+ | |||
==Сноски и источники== | ==Сноски и источники== | ||
<references /> | <references /> | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 102: | Строка 111: | ||
[[Категория:Пятикнижие]] | [[Категория:Пятикнижие]] | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{checked_final}} | |
- | {{ | + |
Текущая версия на 08:23, 14 апреля 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Второзако́ние | |
---|---|
דְּבָרִים (Двари́м — «Слова») | |
Файл:Dore joshua crossing.jpg Сыны Израиля пересекают Иордан |
|
Автор: | Моисей |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | древнееврейский |
Серия: | Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Числа |
Следующая: | Книга Иисуса Навина |
Второзако́ние (ивр. דְּבָרִים, Двари́м — «Слова»; лат. Deuteronomium; др.-греч. Δευτερονόμιον) — пятая книга Пятикнижия (Торы). В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. `повторный закон`), поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.[1]. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.
Содержание |
Название
Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода (в Септуагинте) библейского выражения ивр. מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה[2] (мишне hа-тора; букв. `рукопись Торы, переписанная с другой рукописи`, `список Закона`) — др.-греч. Δευτερονόμιον (`второй закон` или `повторённый закон`). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым законом», который был получен Моисеем от Бога на горе Синай. Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства книги Исход.
![](http://ejwiki-pubs.org/w/images/thumb/4/43/10984_L.jpg/250px-10984_L.jpg)
Содержание книги
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.[3]
- Вводные стихи первой главы Второзакония содержат указание на место, где Моисей обратился со своей прощальной речью к израильтянам, и на обстоятельства, предшествовавшие произнесению этой речи.
- Далее следует раздел, в котором Моисей увещевает израильтян соблюдать предписания и веления Бога (1:6–4:40).
- Второй, основной раздел Второзакония делится на две части.
- Первая начинается Десятью заповедями и далее в ней излагаются монотеистические и теократические принципы, по которым народ Израиля будет жить в своей стране (5–11).
- Вторая часть (12–26) является кодексом Второзакония и содержит специальные законы или предписания, дополняющие Десять заповедей:
- культовые предписания (включая централизацию богослужения);
- гражданские законы;
- уголовные законы.
- Кодекс заканчивается своего рода заключением и формулой возложения на народ обязательства соблюдать законы.
- Затем следует повествовательная (от третьего лица) глава 27. В ней говорится о постройке жертвенника на горе Эвал, о благословениях, которые при приходе в Ханаан должны быть произнесены с горы Гризим, и о проклятиях, которые надлежит произнести с горы Эвал. Перечисляются также некоторые запрещённые деяния, совершение которых влечёт за собой проклятие.
- Глава 28 содержит перечень благословений, которые ждут Израиль в случае соблюдения предписанных законов, и проклятий, которые ждут его в случае пренебрежения законами.
- Главы 29–30 содержат обращение Моисея, в котором он настаивает на соблюдении Завета, преданности Богу как основной обязанности израильтян; это же обращение включает призыв к Израилю принять условия установленного во Второзаконии союза с Богом.
- Глава 31 повествует о назначении Иисуса Навина (Иехошуа бин Нуна) предводителем народа и о том, как Моисей передал написанное им Второзаконие левитам и старейшинам и завещал публично читать его раз в семь лет.
- Далее следует Песнь Моисея (глава 32),
- его благословение (глава 33)
- и заключительная глава (34) с описанием смерти Моисея на горе Нево.
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги.
Разделение книги на недельные главы
- Дварим (1:1-3:22)
- Ваэтханан (3:23-7:11)
- Экев (7:12-11:25)
- Pэе (11:26-16:17)
- Шофтим (16:18-21:9)
- Ки-тецэ (21:10-25:19)
- Ки-таво (26:1-29:8)
- Ницавим (29:9-30:20)
- Ваелех (31:1-31:30)
- Аазину (32:1-32:52)
- Ве-зот ha-браха (33:1-34:12)
Происхождение книги
Авторство книги
Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089–1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея.
Библейская критика
Современная библейская критика рассматривает Второзаконие, в противоположность предшествующим книгам Пятикнижия, как цельное литературное произведение, отождествляя Второзаконие с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 г. до н. э. в царствование Иосии (Иошияху)[4]. Это отождествление основано на следующем:
- термин «Книга Торы» употребляется только во Второзаконии и только применительно к самой книге Второзакония;
- централизация богослужения в Иерусалимском храме, произведённая Иошияху после обнаружения храмовой «Книги Торы», предписывается только во Второзаконии;
- Второзаконие уделяет много внимания запрещённому Иошияху поклонению звёздам;
- празднование Песаха в Иерусалиме[5] соответствует установленному во Второзаконии[6], но расходится с традицией, указанной в книге Исход[7];
- обязательство, взятое на себя народом при царе Иошияху, близко по стилю предписаниям Второзакония.
Существуют и менее радикальные теории происхождения и датировки Второзакония. Некоторые учёные, в особенности защитники традиционного взгляда, считают, что Второзаконие — произведение гораздо более раннего периода. Форма вассального договора, в которую облечены встречающиеся в Второзаконии обязательства, была весьма характерна и для 14–13 вв. до н. э., то есть времени Моисея. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся международных документов, относящихся к западной Азии того периода.
Существуют и более радикальные теории. Некоторые ученые считают, что книга Второзакония была написана в послепленный период и легализована путем сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведенных им реформах, предписаных в этой книге. Эти ученые считают, что реформы Езекии и Иосии - это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными.[8]
Значение книги
С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. Главы 32 и 33 – блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля.
Сноски и источники
- ↑ Сифрей, Втор. 160; ср. Втор. 17:18; Талмуд, Авода зара 25а
- ↑ Втор. 17:18
- ↑ Толковая Библия Лопухина
- ↑ II Цар. 22
- ↑ II Цар. 23:21–23
- ↑ II Цар. 16:1–8
- ↑ Исх. 12
- ↑ L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002
Ссылки
- Статья «Второзаконие» в Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Дварим. Предисловие к изданию Сончино.
- Книга Дварим: каков её возраст и кто написал её. Комментарий Сончино. Примечания к книге Дварим.
- Второзаконие — обзор современной критики
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.