Шемот (Исход), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Десять казней египетских (главы 5—13)) |
м (→Библейская критика) |
||
Строка 98: | Строка 98: | ||
=== Библейская критика === | === Библейская критика === | ||
- | В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. | + | В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. |
+ | |||
+ | Частые повторения (особенно заметные в культовых предписаниях), некоторые несоответствия и непоследовательность изложения, концептуальные расхождения и лингвистические особенности указывают на разнородность источников как повествовательного, так и законодательного материала. | ||
+ | |||
+ | По мнению некоторых исследователей (в частности С. Р. Драйвера), примерно половина глав книги Исход включает одновременно материалы из двух или трех основных источников библейского текста — Яхвистского, Элохистского и Священнического (J, E, P соответственно), тогда как вторая половина восходит к одному из источников — J, E или Р. В некоторых деталях обнаруживается влияние египетских и месопотамских культур (например, в имени Моше, в рассказе о том, как он был спрятан в зарослях тростника, в некоторых законодательных частях, созвучных кодексу [[Хаммурапи]]). Включение в книгу Исход многих культовых предписаний, по сути не относящихся к событию Исхода, явно диктовалось стремлением придать им в ритуальной обрядности народа то же великое значение, каким в национальном сознании стало само избавление народа от рабства. | ||
+ | |||
+ | По словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моше (15:1-18); лет через 100 после Моше была кем-то написана «жизнь Моше»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20-23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи. | ||
+ | |||
+ | Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др. | ||
=== Опровержение критики === | === Опровержение критики === |
Версия 07:48, 14 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Исхо́д | |
---|---|
שְׁמוֹת (Шмот — «Имена») | |
Моше разбивает Скрижали Завета |
|
Автор: | Моше |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | иврит |
Серия: | ТаНаХ / Тора |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Бытие |
Следующая: | Левит |
Книга Исхо́д (ивр. שְׁמוֹת, Шмот — «Имена»; лат. Exodus; др.-греч. Ἔξοδος) — вторая книга Пятикнижия (Торы). Книга описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (1:8), до первого месяца второго года по Исходу их из Египта (40:17), всего около 130 лет[1]. Состоит из сорока глав.
Другие названия
В Талмуде[2] встречается название «Хомеш шени» (букв. `Вторая пятина`) или «Сефер а-шени» (`Вторая книга`)[3]. В средневековых источниках иногда называется «Сефер йециат Мицраим» (`Книга Исхода из Египта`).
Принятое в традиции русского и других языков название книги Исход восходит к греческому эксодос — первому слову ее названия в Септуагинте — Исход сынов Израилевых из Египта.
Содержание книги
Структура
Содержание книги Исход охватывает период от смерти Иосифа до воздвижения скинии на втором году после Исхода из Египта (согласно традиционному счету — 129 лет).
Заключённое в эти рамки, содержание книги Исход может быть разделено на три части:
- первая после краткого вступления (1:1-7), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (1:8 — 13:16)[4];
- вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (13:17-18:27);
- третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (19:1-40:38) - эта часть связывает Шмот с началом книги Левит и вместе с тем кратко излагают описание знамений над скинией в книге Числа (9:15–23).
Рождение Моше (Моисея) (главы 1—4)
Евреи живут в Египете как рабы. Фараон приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Чтобы спасти Моисея, мать помещает его в корзину из тростника и отправляют по реке Нил. Дочь фараона его нашла и усыновила.
Моисей растёт среди египтян, но чувствует себя евреем. Убив однажды надсмотрщика над израильтянами-рабами, он вынужден бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Хорев. Там ему является небесный голос, который повелевает Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.
Десять казней египетских (главы 5—13)
Вернувшись в Египет, Моше именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моше чудо сопровождалось бедствиями для египтян.
Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как Песах (Пасха) — казнь всех египетских первенцев и спасение первенцов израилевых, ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моше, направляются к северо-восточной границе Египта.
Переход через Красное море (главы 13—15)
Вопль народа дошёл до слуха Господа, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасённый и воспитанный при дворе, Моше, получив поручение освободить народ, повёл борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну бедствия (казни египетские), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на северо-восток был преграждён сплошной стеной пограничных укреплений, то Моше повёл народ к юго-востоку, чтобы, обогнув западный залив Красного (Чермного ) моря, проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой рабочей силы, он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но, по чудесному мановению жезла Моше, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Богу и плясками. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне, евреи вступили в Ханаан.
Синайское Откровение (главы 19—20)
Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет были даны предписания, десять основных законов, которые, согласно библейскому тексту, были даны самим Богом Моисею на горе Синай в виде каменных таблиц — Скрижалей Завета.
Вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.
Законы (главы 21—24)
Обширный свод гражданских и уголовных законов, социально-этических наставлений и культовых предписаний, завершающийся обещанием благословения за их соблюдение (главы 21–23), традиция рассматривает как продолжение Десяти заповедей. Этот свод, по-видимому, и образует «Книгу Завета» (условно именуемую исследователями Библии «Большой книгой Завета» в отличие от текста 34:11–26), которую, согласно 24:7, Моше записал и прочитал народу при церемонии заключения Завета, что подробно описано в главе 24.
Приказ о построении скинии (главы 25—29)
Главы 25–31 посвящены детальным указаниям о строительстве скинии, изготовлении ее утвари, священнических одеяний, заготовке елея помазания и фимиама воскурения, описанию порядка отправления культа в святилище и посвящения Аарона и его сыновей в сан священнослужителей.
Грех золотого тельца (главы 32—34)
В конце главы 31 повторено предписание о соблюдении субботы, а сообщение о вручении Богом Моше двух Скрижалей Завета служит переходом к последующему повествованию в главах 32–34, где описываются создание золотого тельца и поклонение ему; гнев Моше, разбивающего скрижали (что означает расторжение союза с Богом); измельчение золотого тельца в прах, который Моше приказывает рассыпать по воде и дать пить народу (что, в соответствии с предписанием о блудной жене[5], истолковано в Талмуде как испытание, обличающее провинившихся[6]); умерщвление по приказу Моше около трех тысяч нечестивцев сыновьями колена Леви; отвращение мольбами Моше гнева Бога и Его угрозы истребить провинившийся народ; повторное восхождение Моше на гору Синай, где он опять проводит «сорок дней и сорок ночей», изготовляя новую пару скрижалей и записывая условия возобновленного Завета, содержание которого (главным образом части, изложенной в главе 23) повторяется в несколько видоизмененной форме в 34:11–26 (так называемая «Малая книга Завета»).
Построениие скинии
Главы 35–40 книги Исход открываются предписанием о соблюдении субботы (повторены в книге шесть раз), за которым следует описание воздвижения скинии, изготовления ее утвари, священнических одеяний и прочих принадлежностей культа, освящения святилища и покрытия его славой Господней, видимый знак которой — облако днем и пламя ночью.
Деление книги на недельные разделы
- Шмот (1:1-6:1)
- Ваэра (6:2-9:35)
- Бо (10:1-13:16)
- Бешалах (13:17-17:16)
- Итро (18:1-20:26)
- Мишпатим (21:1-24:18)
- Трума (25:1-27:19)
- Тецавэ (27:20-30:10)
- Тиса (30:11-34:35)
- Ваякhель (35:1-38:20)
- Пкудей (38:21-40:38)
Книга Шмот как литературное произведение
Литературные особенности книги Исход ставят ее в ряд произведений эпического жанра, в которых сказания о полулегендарных событиях спаяны и преображены ведущей идеей. Форма книги Исход как эпоса приобрела законченность еще до ее письменной фиксации. Этот эпос грандиозен по масштабам и величию мысли. Его главный герой — сам Бог. В эпос включены древнейшие гимны, поэтической вершиной которых является Шират hа-Ям.
Происхождение книги
Авторство книги
Автором книги Исход, как видно из её содержания, является Моше. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу» (Исх.17:14). Подобное же повеление дано было Моше после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моше: напиши себе слова сии» (Исх.34:27). Равным образом перед торжественным заключением Завета после Синайского законодательства Моше, пересказав народу все слова Господни и все законы, «написал Моше все слова Господни» (Исх.24:4).
Библейская критика
В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени.
Частые повторения (особенно заметные в культовых предписаниях), некоторые несоответствия и непоследовательность изложения, концептуальные расхождения и лингвистические особенности указывают на разнородность источников как повествовательного, так и законодательного материала.
По мнению некоторых исследователей (в частности С. Р. Драйвера), примерно половина глав книги Исход включает одновременно материалы из двух или трех основных источников библейского текста — Яхвистского, Элохистского и Священнического (J, E, P соответственно), тогда как вторая половина восходит к одному из источников — J, E или Р. В некоторых деталях обнаруживается влияние египетских и месопотамских культур (например, в имени Моше, в рассказе о том, как он был спрятан в зарослях тростника, в некоторых законодательных частях, созвучных кодексу Хаммурапи). Включение в книгу Исход многих культовых предписаний, по сути не относящихся к событию Исхода, явно диктовалось стремлением придать им в ритуальной обрядности народа то же великое значение, каким в национальном сознании стало само избавление народа от рабства.
По словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моше (15:1-18); лет через 100 после Моше была кем-то написана «жизнь Моше»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20-23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи.
Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.
Опровержение критики
Тем не менее, мнение о разновременном происхождении содержания книги Исход ничем не обосновано. Множество деталей без сомнений подтверждают тот факт, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое книгой Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, например, при Соломоне.
- В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Питоме (I) и Этаме (13:20), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора.
- Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трёхдневное путешествие по пустыне Сур от Красного моря до Мары (15:22); прибытие в пустыню Цин на 15-й день второго месяца по выходе из Египта (16:1); дарование на следующий день манны; расположение станом у подножия Синая в первый день третьего месяца по Исходу из Египта (19:1); явление Славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая (19:16) и т. п.
- Как современник устройства Скинии в пустыне, Моисей отмечает, что её деревянные части были сделаны из дерева «шиттим» (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, например, дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Израиля; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «тахаш», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п.
- Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: «когда введёт тебя Господь Бог твой в землю хананеев, хеттеев, аморреев, евеев» (13:5; 23:23 и д.; 34:11 и д.) не оставляет никакого сомнения в том, что книга Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Ханаан.
Время и место написания книги
Насколько можно судить по вышеприведенным местам книги Исход (17:14; 24:4; 34:27), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана: «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» (Исх.16:35).
Литература
Сноски и источники
- ↑ Согласно традиционной точке зрения.
- ↑ Сота 36б
- ↑ «Галахот гдолот», «Мишна Брура»
- ↑ первая часть является парафразом стихов 8–27 главы 46 книги Бытие и повторением ее заключительного стиха (известие о кончине Иосифа), и служит таким образом связкой между обеими книгами и отправным пунктом для описания последующих событий.
- ↑ Чис. 5:11–28
- ↑ Ав. Зар. 44Ав. Зар. 44
Ссылки
Исход в Викитеке? | |
Category:Exodus на Викискладе? |
- Книга Шмот. Предисловие к изданию Сончино.
- Книга Исход в «Библиологическом словаре» Александра Меня.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИСХОД КНИГА в ЭЕЭ
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.