Жабес, Эдмон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Жабес, Эдмон (ЭЕЭ)» в «Жабес, Эдмон») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Жабес, Эдмон''' (Jabès, Edmond; 1912, Каир, – 1991, Париж), французский писатель. | + | '''Жабес, Эдмон''' (Jabès, Edmond; 1912, Каир, – 1991, Париж), французский писатель. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Сын итальянского еврея, поселившегося в Египте, Жабес получил французское образование в Каире. | |
- | + | В 1930 г. Жабес поступил на литературный факультет Сорбонны, но в первый же год бросил занятия, посвятив себя поэзии и общественной деятельности. | |
- | Книги Жабеса трудно отнести к какому-то определенному литературному жанру, писатель-новатор часто черпает мотивы в [[Талмуд|Талмуде]] и [[Каббала|каббале]]. Его тексты представляют собой чередование бесконечных медитаций, диалогов между воображаемыми раввинами, афористически толкующими вопросы жизни, судьбы, свободы, смерти. Повествование часто прерывается мистическими заклинаниями. Все литературные произведения Жабеса, как поэтические, так и прозаические, проникнуты философскими размышлениями. Он выступил как философ в работе «Неизгладимое, незабываемое» (1980). | + | В период 1930–35 гг. Жабес опубликовал в Париже и Каире первые сборники стихов. Жабес участвовал в антифашистском движении во Франции. |
+ | |||
+ | Вернувшись в Египет, основал в Каире Молодежную лигу по борьбе с антисемитизмом. | ||
+ | |||
+ | С 1941 г. по 1945 г. Жабес был активным членом антифашистского объединения итальянцев в Египте. | ||
+ | |||
+ | Жабес сотрудничал во многих периодических изданиях Франции («Меркюр де Франс», «Ле Летр нувель») и других стран, в частности, в каирском журнале сюрреалистического направления «Ля Пар дю сабль» и «Ботеге оскуре» (Рим). | ||
+ | |||
+ | Он основал в Каире издательство «Путь к источникам» (1954), в котором издал произведения современных французских поэтов и прозаиков и несколько сборников собственных стихов. | ||
+ | |||
+ | После Суэцкой кампании 1956 г. был вынужден покинуть Египет и в 1957 г. окончательно поселился в Париже. | ||
+ | |||
+ | В 1976–80 гг. читал лекции в различных университетах Европы и США. | ||
+ | == Творчество == | ||
+ | |||
+ | К числу первых публикаций Жабеса относятся книги «Питьевая тьма» (1936), «Письма Макса Жакоба к Эдмону Жабесу» (1945; см. [[Жакоб, Макс|М. Жакоб]]), «Песни к трапезе людоеда» (1947). С 1945 г. по 1958 г. | ||
+ | |||
+ | Наиболее известные произведения Жабеса : книги стихов «Я строю свой дом» (1959), в которую вошли и ранее опубликованные им стихотворные сборники; «Книга вопросов» (тт. 1–7, 1963–73), «Книга подобий» (тт. 1–3, 1976–80). | ||
+ | |||
+ | Эссе Жабеса «Как я читаю Пауля Целана» (1990; см. [[Целан, Пауль|П. Целан]]) вышло в свет с параллельными текстами на французском и немецком языках. | ||
+ | |||
+ | Один из лейтмотивов «Книги вопросов» (и некоторых других произведений Жабеса), в которой большое место занимает тема [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]], — отождествление еврея и поэта; по мнению автора, поэт может творить лишь в изгнании. | ||
+ | |||
+ | Последний том «Книги вопросов» («Эль, или Последняя книга») посвящен поискам единства между иудаизмом и литературным творчеством, а также проблемам языка и слова. | ||
+ | == Особенности творчества == | ||
+ | |||
+ | Книги Жабеса трудно отнести к какому-то определенному литературному жанру, писатель-новатор часто черпает мотивы в [[Талмуд|Талмуде]] и [[Каббала|каббале]]. | ||
+ | |||
+ | Его тексты представляют собой чередование бесконечных медитаций, диалогов между воображаемыми раввинами, афористически толкующими вопросы жизни, судьбы, свободы, смерти. Повествование часто прерывается мистическими заклинаниями. Все литературные произведения Жабеса, как поэтические, так и прозаические, проникнуты философскими размышлениями. Он выступил как философ в работе «Неизгладимое, незабываемое» (1980). | ||
Произведения Жабеса переведены на многие языки. К творчеству Жабеса обращаются в своих исследованиях известные литературоведы и философы, в частности, [[Левинас, Эммануэль|Э. Левинас]] и [[Деррида, Жак|Ж. Деррида]]. | Произведения Жабеса переведены на многие языки. К творчеству Жабеса обращаются в своих исследованиях известные литературоведы и философы, в частности, [[Левинас, Эммануэль|Э. Левинас]] и [[Деррида, Жак|Ж. Деррида]]. |
Версия 19:40, 7 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Жабес, Эдмон (Jabès, Edmond; 1912, Каир, – 1991, Париж), французский писатель.
Биографические сведения
Сын итальянского еврея, поселившегося в Египте, Жабес получил французское образование в Каире.
В 1930 г. Жабес поступил на литературный факультет Сорбонны, но в первый же год бросил занятия, посвятив себя поэзии и общественной деятельности.
В период 1930–35 гг. Жабес опубликовал в Париже и Каире первые сборники стихов. Жабес участвовал в антифашистском движении во Франции.
Вернувшись в Египет, основал в Каире Молодежную лигу по борьбе с антисемитизмом.
С 1941 г. по 1945 г. Жабес был активным членом антифашистского объединения итальянцев в Египте.
Жабес сотрудничал во многих периодических изданиях Франции («Меркюр де Франс», «Ле Летр нувель») и других стран, в частности, в каирском журнале сюрреалистического направления «Ля Пар дю сабль» и «Ботеге оскуре» (Рим).
Он основал в Каире издательство «Путь к источникам» (1954), в котором издал произведения современных французских поэтов и прозаиков и несколько сборников собственных стихов.
После Суэцкой кампании 1956 г. был вынужден покинуть Египет и в 1957 г. окончательно поселился в Париже.
В 1976–80 гг. читал лекции в различных университетах Европы и США.
Творчество
К числу первых публикаций Жабеса относятся книги «Питьевая тьма» (1936), «Письма Макса Жакоба к Эдмону Жабесу» (1945; см. М. Жакоб), «Песни к трапезе людоеда» (1947). С 1945 г. по 1958 г.
Наиболее известные произведения Жабеса : книги стихов «Я строю свой дом» (1959), в которую вошли и ранее опубликованные им стихотворные сборники; «Книга вопросов» (тт. 1–7, 1963–73), «Книга подобий» (тт. 1–3, 1976–80).
Эссе Жабеса «Как я читаю Пауля Целана» (1990; см. П. Целан) вышло в свет с параллельными текстами на французском и немецком языках.
Один из лейтмотивов «Книги вопросов» (и некоторых других произведений Жабеса), в которой большое место занимает тема Катастрофы, — отождествление еврея и поэта; по мнению автора, поэт может творить лишь в изгнании.
Последний том «Книги вопросов» («Эль, или Последняя книга») посвящен поискам единства между иудаизмом и литературным творчеством, а также проблемам языка и слова.
Особенности творчества
Книги Жабеса трудно отнести к какому-то определенному литературному жанру, писатель-новатор часто черпает мотивы в Талмуде и каббале.
Его тексты представляют собой чередование бесконечных медитаций, диалогов между воображаемыми раввинами, афористически толкующими вопросы жизни, судьбы, свободы, смерти. Повествование часто прерывается мистическими заклинаниями. Все литературные произведения Жабеса, как поэтические, так и прозаические, проникнуты философскими размышлениями. Он выступил как философ в работе «Неизгладимое, незабываемое» (1980).
Произведения Жабеса переведены на многие языки. К творчеству Жабеса обращаются в своих исследованиях известные литературоведы и философы, в частности, Э. Левинас и Ж. Деррида.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЖАБЕС Эдмон в ЭЕЭ