Дура-Европос (древний город)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Дура-Европос» в «Дура-Европос (древний город)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Дура-Европос''', древний город на среднем Евфрате, ныне в черте города Кала ас-Салихия ([[Сирия]]). | + | '''Дура-Европос''', древний город на среднем Евфрате, ныне в черте города Кала ас-Салихия ([[Сирия]]). |
+ | == Еврейское присутствие == | ||
- | + | Основан как форпост эллинистического государства около 300 г. до н. э. | |
- | + | Во второй половине 2 в. н. э. перешел под власть парфян, а в 165 г. н. э. — [[Рим|Рима]]. Разрушен персидскими войсками в 256 г. н. э. | |
- | В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев ([[Моисей]], [[Иаков]], [[Иосиф]] и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении [[Иехезкель|Иехезкеля]], [[Мордехай|Мордехая]], сынов [[Аарон|Аарона]], израильтян в битве с [[Филистимляне|филистимлянами]] и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства. Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица [[Эсфирь]], дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, [[Ковчег Завета]]) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты ([[Менора|менора]], [[Лулав|лулав]], [[Этрог|этрог]]). На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей. | + | Евреи, жившие в Дура-Европос замкнутой общиной, составляли незначительное меньшинство населения. |
+ | == Раскопки == | ||
+ | |||
+ | В Дура-Европос при раскопках 1932–35 гг. (М. И. Ростовцев и другие) была открыта синагога с уникальными фресками, примыкавшая к городским стенам и построенная по образцу соседних языческих храмов. | ||
+ | |||
+ | При наступлении персов крыша синагоги была разобрана, часть стен срезана наискось, а интерьер доверху заполнен песком, что при крайне сухом климате способствовало сохранению значительной части росписей. | ||
+ | |||
+ | Обнаруженная в синагоге арамейская (см. [[Арамейский Язык|Арамейский язык]]) надпись указывает дату ее постройки (244–245), а греческая надпись гласит, что строил ее «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди при помощи некоторых членов общины. | ||
+ | |||
+ | Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону [[Иерусалим|Иерусалима]], полукруглую нишу, по-видимому, для свитков [[Тора|Торы]] и возвышение перед ней. | ||
+ | |||
+ | Над скамьями тянется декоративный фриз с чередующимися изображениями ланей, женских масок и хищников из рода кошачьих с добычей. | ||
+ | |||
+ | Выше располагаются три яруса росписей, главным образом библейских сцен, которые включают и языческие образы, фигуры, символы. | ||
+ | |||
+ | Каждая из сцен заключена в различные по ширине прямоугольники, отделенные друг от друга бордюрами с орнаментом из стилизованной виноградной лозы. | ||
+ | |||
+ | В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев ([[Моисей]], [[Иаков]], [[Иосиф]] и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении [[Иехезкель|Иехезкеля]], [[Мордехай|Мордехая]], сынов [[Аарон|Аарона]], израильтян в битве с [[Филистимляне|филистимлянами]] и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства. | ||
+ | |||
+ | Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица [[Эсфирь]], дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, [[Ковчег Завета]]) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты ([[Менора|менора]], [[Лулав|лулав]], [[Этрог|этрог]]). | ||
+ | |||
+ | На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей. | ||
Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты). | Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты). | ||
- | Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в [[Диаспора|диаспоре]], как и в [[Эрец-Исраэль]] (см. [[Бет-Альфа]]), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей [[Библия|Библии]]. Для истории искусства росписи в Дура-Европос особенно важны как своеобразный вариант еврейско-эллинистического стиля, представления о котором до 1930-х гг. основывались на раннехристианской живописи в римских катакомбах. | + | Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в [[Диаспора|диаспоре]], как и в [[Эрец-Исраэль]] (см. [[Бет-Альфа]]), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей [[Библия|Библии]]. |
+ | |||
+ | Для истории искусства росписи в Дура-Европос особенно важны как своеобразный вариант еврейско-эллинистического стиля, представления о котором до 1930-х гг. основывались на раннехристианской живописи в римских катакомбах. | ||
{{ElevenCopyRight|11489|ДУРА-ЕВРОПОС}} | {{ElevenCopyRight|11489|ДУРА-ЕВРОПОС}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] |
Версия 16:22, 7 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Дура-Европос, древний город на среднем Евфрате, ныне в черте города Кала ас-Салихия (Сирия).
Еврейское присутствие
Основан как форпост эллинистического государства около 300 г. до н. э.
Во второй половине 2 в. н. э. перешел под власть парфян, а в 165 г. н. э. — Рима. Разрушен персидскими войсками в 256 г. н. э.
Евреи, жившие в Дура-Европос замкнутой общиной, составляли незначительное меньшинство населения.
Раскопки
В Дура-Европос при раскопках 1932–35 гг. (М. И. Ростовцев и другие) была открыта синагога с уникальными фресками, примыкавшая к городским стенам и построенная по образцу соседних языческих храмов.
При наступлении персов крыша синагоги была разобрана, часть стен срезана наискось, а интерьер доверху заполнен песком, что при крайне сухом климате способствовало сохранению значительной части росписей.
Обнаруженная в синагоге арамейская (см. Арамейский язык) надпись указывает дату ее постройки (244–245), а греческая надпись гласит, что строил ее «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди при помощи некоторых членов общины.
Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону Иерусалима, полукруглую нишу, по-видимому, для свитков Торы и возвышение перед ней.
Над скамьями тянется декоративный фриз с чередующимися изображениями ланей, женских масок и хищников из рода кошачьих с добычей.
Выше располагаются три яруса росписей, главным образом библейских сцен, которые включают и языческие образы, фигуры, символы.
Каждая из сцен заключена в различные по ширине прямоугольники, отделенные друг от друга бордюрами с орнаментом из стилизованной виноградной лозы.
В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев (Моисей, Иаков, Иосиф и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении Иехезкеля, Мордехая, сынов Аарона, израильтян в битве с филистимлянами и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства.
Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица Эсфирь, дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, Ковчег Завета) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты (менора, лулав, этрог).
На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей.
Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты).
Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в диаспоре, как и в Эрец-Исраэль (см. Бет-Альфа), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей Библии.
Для истории искусства росписи в Дура-Европос особенно важны как своеобразный вариант еврейско-эллинистического стиля, представления о котором до 1930-х гг. основывались на раннехристианской живописи в римских катакомбах.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДУРА-ЕВРОПОС в ЭЕЭ